Школа в мир шахмат

Содержание

Слайд 2

Повторение Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы, по косой он

Повторение

Не живёт в зверинце,
не берёт гостинцы,
по косой
он ходит,

хоботом не водит

В начале игры углы сторожат.
От мощи
тяжелой их,
в войске
дрожат.

Похвастаться может красивым нарядом И тем, что в строю с королём всегда рядом

Как ходит Ферзь, Ладья, Слон.

13 полей

27 полей

14 полей

Как рубит Ферзь, Ладья, Слон.

Сколько полей контролирует фигура стоящая на «е5»

ФЕРЗЬ

ЛАДЬЯ

СЛОН

Закончите предложение (Шах - это..) (Мат - это..)

+ Шах-это нападение на короля

× Мат-это шах от которого нет защиты

Сила фигур

9

5

3

Слайд 3

Я бываю деревянный, Из пластмассы - я литой. Я скачу в

Я бываю деревянный,
Из пластмассы - я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались

кто такой.

КОНЬ

Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь

Слайд 4

Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об

Какое-то время конь таскал своего наездника на себе.
Теперь же об

этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы.
Там эту фигуру называют и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником

гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном.

со временем

Слайд 5

Ценность Коня Конь относится к классу легких фигур. Сила коня-это сила

Ценность Коня

Конь относится к классу легких фигур.
Сила коня-это сила трех пешек.


Также конь равен другой легкой фигуре – слону .
Однако в ударной силе конь уступает слону.
Одним конем, так же как и слоном, мат поставить невозможно (исключение когда король противника заперт своими же фигурами), но парой слоном и конем мат поставить можно.
Слайд 6

Начальное положение Коня В начале партии у каждого из игроков в

Начальное положение Коня

В начале партии у каждого из игроков в распоряжении

2 коня.

Начальная позиция коней: 
b1 и g1 (белые)
и 
b8 и g8 (черные). 

Слайд 7

Ход Коня Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень

Ход Коня

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко

на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо,
поле – вбок.

Ходы коня, самые замысловатые, хитрые и коварные.

Конь ходит в одну из четырех сторон: вперед, назад, влево, вправо. Перепрыгивая через одно поле и переходя в сторону на одно с двух соседних полей.
Еще говорят, что он ходит буквой «Г»

Конь не линейная фигура

Слайд 8

Ход Коня При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля. Стоял

Ход Коня

При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля.
Стоял на

черном – значит приземлится на белом.
Стоял на белом – значит приземлится на черном.
Слайд 9

Ход Коня Максимальное количество полей доступных коню – 8 (в центре).

Ход Коня

Максимальное количество полей доступных коню – 8 (в центре).

Вывод:

Это означает, что конь в центре доски в 4 раза сильнее коня, стоящего в углу доски.

Минимальное количество полей доступных коню -2 (в углу доски).

Куда эффективней ставить коней во время игры?

В центр доски!

Слайд 10

Из начального положения в данной ситуации коню доступно 3 поля Ход Коня из начального положения

Из начального положения в данной ситуации коню доступно 3 поля

Ход Коня


из начального положения
Слайд 11

Как бьет конь Можно бить вражескую фигуру, можно не бить- взятие

Как бьет конь

Можно бить вражескую фигуру, можно не бить- взятие не

обязательно!

Конь бьёт чужие фигуры также, как и ходит,
но бьет фигуру противника только на конечном поле буквы Г,
становясь на место той фигуры, которую взял.

Слайд 12

Как бьет коня Какую фигуру коню выгодней рубить Конь встает на

Как бьет коня

Какую фигуру коню выгодней рубить

Конь встает на битые поля

вражеских фигур

Сила ладьи измеряется 5-ю пешками, что больше чем слон и пешка вместе. Выгодно рубить ладью

Слайд 13

Особенность коня Особенность коней состоит в том, что конь единственная фигура,

Особенность коня

Особенность коней состоит в том, что конь единственная фигура,

которая может «перепрыгивать» через другие фигуры

Конь не может встать на поле, занятое фигурой своего войска.

Слайд 14

Конь может перескакивать не только через свои фигуры, но и любые

Конь может перескакивать не только через свои фигуры, но и любые

фигуры противника, при этом неприятельские фигуры остаются.

Особенность коня

Слайд 15

Перескакивая через любые фигуры: свои или неприятельские, конь бьет фигуры противника

Перескакивая через любые фигуры: свои или неприятельские,
конь бьет фигуры противника на

конечном поле буквы Г.

Конь не может стать на поле, занятое фигурой своего войска.

Не мила коню неволя,
перед ним простор широк,
очень ловко на два поля
совершает конь прыжок,
замечательный прыжок:
поле — прямо, поле — вбок!
Ну, а если угрожает
окружения заслон,
через тех, кто окружает,
перепрыгивает он,
совершает конь прыжок:
поле — прямо, поле — вбок.
Замечательный прыжок:
поле — прямо, поле — вбок!

Особенность коня

Слайд 16

Контроль поля Конь контролирует те поля на которые может попасть своим

Контроль поля

Конь контролирует те поля на которые может попасть своим ходом.


d3, c4, c6, d7, f7, g6, g4, f3.

Конь стоящий на поле е5 контролирует
«8 полей»

Слайд 17

Контроль поля Сколько полей контролирует конь стоящий на поле d3 8 полей. Подсказка

Контроль поля

Сколько полей контролирует конь стоящий на поле d3

8 полей.


Подсказка

Слайд 18

К выбору тренажера ФИЗМИНУТКА ФИЗМИНУТКА Быстро встали, тихо сели, Головами повертели,

К выбору тренажера

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Быстро встали, тихо сели, Головами повертели, Сладко-сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Рот

закрыли на замок, Продолжается урок!
Слайд 19

Примеры «Мат конем» Спертый мат Мат конем и слоном Мат конем

Примеры «Мат конем»

Спертый
мат

Мат конем и слоном

Мат конем и другими фигурами

Закрепление

Мат

двумя конями

Мозговой штурм

Шахматный кроссворд

Задача -шутка Сэмюэля Лойда

Головоломка
От Сэмюэля Лойда

Путь коня из угла в угол

Двойной удар

Один в
поле воин

Мат в один ход

Слайд 20

Конь – самая опасная фигура. Поговаривают, что в шахматах, конь –

Конь  – самая опасная фигура.
Поговаривают, что в шахматах, конь –

самый страшный зверь. Может выскочить из неоткуда и поставить такой мат, который не умеет ни одна другая фигура, даже ферзь – это спертый мат.

Практические примеры №1

Спёртый мат (мат Лусены, мат от удушья) интересен тем, что он ставиться всего лишь одной фигурой — конём. Возможность поставить спёртый мат возникает в том случае, если король противники со всех сторон окружен своими же фигурами. 

К выбору тренажера

Слайд 21

Практические примеры №2 Максимальное количество ходов, которое может потребоваться для мата

Практические примеры №2

Максимальное количество ходов, которое может потребоваться для мата —

33.
Если играть правильно, то при любом раскладе, сильнейшая сторона укладывается в 50 ходов.

Мат конём и слоном

К выбору тренажера

Слайд 22

Практические примеры №3 Окончания шахматной партии при помощи коня в паре

Практические примеры №3

Окончания шахматной партии при помощи коня в паре с

дополнительной фигурой.

Мат конем и ладьей

Мат конем в паре с королем

Мат конем и ферзем

К выбору тренажера

Слайд 23

Мат двумя конями и королем Практические примеры №4 В практической шахматной

Мат двумя конями и королем

Практические примеры №4

В практической шахматной игре, мат

двумя конями возможен только при ошибочной защите, если король слабейшей стороны направился в угол доски.

При правильной защите мат только двумя конями невозможен.

Оцените ситуацию

На доске мат черному королю

К выбору тренажера

На доске мат белому королю

Слайд 24

Путь коня из угла в угол Перейди шахматное поле конём наискосок

Путь коня из угла в угол

Перейди шахматное поле конём наискосок из

угла в угол за наименьшее число ходов

с2

е3

g4

h6

f7

h8

А сейчас
предложи
свой вариант.

К выбору тренажера

Слайд 25

Двойной удар Двойной удар №1 Подсказка для белого коня Подсказка для

Двойной удар

Двойной удар №1

Подсказка для белого коня

Подсказка для черного коня

Напасть конем

одновременно на две фигуры противника
Слайд 26

Двойной удар №2 Двойной удар Напасть конем одновременно на две фигуры

Двойной удар №2

Двойной удар
Напасть конем одновременно на две фигуры противника

Подсказка для

белого коня

Подсказка для черного коня

К выбору тренажера

Слайд 27

Поставить Мат с помощью коня в один ход 1 2 3

Поставить Мат с помощью коня в один ход

1

2

3

4

Мат в один ход

Подсказка

1

Подсказка 2

Подсказка 3

Подсказка 4

К выбору тренажера

Слайд 28

Один в поле воин №1 Какую фигуру может взять белый конь?

Один в поле воин №1

Какую фигуру может взять белый конь?

Слайд 29

Один в поле воин №2 Какую фигуру может взять белый конь без потерь?

Один в поле воин №2

Какую фигуру может взять белый конь без

потерь?
Слайд 30

Один в поле воин №3 Побейте конем при каждом ходе фигуру противника К выбору тренажера

Один в поле воин №3

Побейте конем при каждом ходе фигуру противника

К

выбору тренажера
Слайд 31

Шахматный кроссворд Сходи конем пять раз по клеткам с буквами и

Шахматный кроссворд

Сходи конем пять раз по клеткам с буквами и напиши,

какая невидимая фигура угрожает коню

Ф

Е

Р

З

Ь

Ф

Ф

Е

Е

Е

Р

Р

Р

З

З

З

З

Ь

Ь

Ь

Подсказка

Ф

Е

Р

З

Ь

П

П

С

С

Л

Л

К выбору тренажера

Слайд 32

Задача-шутка Поставить мат в центре доски при помощи коня и двух

Задача-шутка

Поставить мат в центре доски при помощи коня и двух ладей.

Задача

-шутка
Сэмюэля Лойда
Американский шахматист и автор головоломок

такой мат не может иметь место, так как две ладьи в один ход не могут объявить одновременно два шаха королю.

К выбору тренажера

Слайд 33

Головоломка Поставить мат черным в 3 хода Головоломка от Сэмюэля Лойда

Головоломка

Поставить мат
черным
в 3 хода

Головоломка
от Сэмюэля Лойда

1. Лс8+!

Ф:c8

2. Фd6+! Л:d6

3. Кe5х

Подсказка

1. Лс8+!

Ф:c8

2. Фd6+!

Л:d6

3. Кe5х

МАТ

решение задачи начинается с жертвы сильнейшей белой фигуры с шахом, но затем следует тихий ход с неотразимой угрозой мата — прием, настолько необычный и эффектный, что задача вызвала бурю восторгов среди современников.

ШАХ

ШАХ

К выбору тренажера

Слайд 34

Отрази свое настроение смайликом. Рефлексия Возьмите смайлик соответствующий Вашему настроению и

Отрази свое настроение смайликом.

Рефлексия

Возьмите смайлик соответствующий Вашему настроению и прикрепите его

на доске с магнитной основой.

Я все знаю, понял и могу объяснить другим!

Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другим!

У меня остались некоторые вопросы.

Я вам желаю побеждать себя каждый день,
каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.