Закирова А

Слайд 2

Шиллер Фридрих (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре – 9 мая

Шиллер Фридрих (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре – 9 мая 1805,

Веймар) – немецкий поэт, философ и историк. Характер его мысли определен прежде всего традициями просветительского морализма – английской моральной философии 18 в., а также немецкой «популярной философии». Как моралисту Шиллеру присуще противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане он воспринимал и кантовские антиномии.
Слайд 3

Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено

Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено

тяготением Шиллера к идеалу гармонической цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Шиллера представление о расколе действительности, в отличие от Гёте целостность у Шиллера всегда остается равновесием динамической борьбы враждебных сил.
Слайд 4

В философских сочинениях Шиллер стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между

В философских сочинениях Шиллер стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между

моралью и склонностью является сущностью человека, как, например, у Канта, а их согласие в достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетическим воспитанием («Письма об эстетическом воспитании», 1795). Придавая динамический характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба влечения, физически и морально освобождает человека. 
Слайд 5

Если предметом чувственного влечения является жизнь, в самом широком смысле, а

Если предметом чувственного влечения является жизнь, в самом широком смысле, а

предметом влечения к форме – образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т.е. красота. Игра – одно из центральных понятий Шиллера: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетическая реальность») и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество «эстетическое». В прекрасном, игре Шиллер надеется восстановить внутреннюю целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историческое противоречие между реальным и должным в человеческой жизни, современном обществе.
Слайд 6

В философии культуры, развитой в статье «О наивной и сентиментальной поэзии»

В философии культуры, развитой в статье «О наивной и сентиментальной поэзии»

(1795–96), характерно переплетение исторического и типологического планов анализа различных типов культуры. В историческом плане «наивное» – синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологическом плане «наивное» и «сентиментальное» – возможные типы художественного творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» – стремится к природе, и его поэзия идеальна.