Теологическая теория происхождения государства и права

Слайд 2

Суть теории Государство — продукт божественной воли. Люди, напротив, утверждали, что

Суть теории

Государство — продукт божественной воли. Люди, напротив, утверждали, что

императоры получили свой меч непосредственно от Бога.
Слайд 3

Основные положения Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо; Все,

Основные положения

Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
Все, что

предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.
Слайд 4

Представители теологической теории Иоанн Златоуст (347-407) Константинопольский Архиепископ и Богослов, один

Представители теологической теории

Иоанн Златоуст (347-407)

Константинопольский Архиепископ и Богослов, один из трёх

Вселенских святителей и учителей.

Фома Аквинский (1225-1274)

Итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви.

Слайд 5

Августин Блаженный (354-430) Христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский

Августин Блаженный (354-430)

Христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский

Жан Маритен

(1882-1973)

Французский философ, теолог, один из основателей и виднейших представителей неотомизма.

Слайд 6

Достоинства и Недостатки Бесспорно, теория божественного происхождения государства укрепляла авторитет правителей.

Достоинства и Недостатки

Бесспорно, теория божественного происхождения государства укрепляла авторитет правителей. Она

придавала им некий ореол святости и непогрешимости, тем самым поднимая их престиж перед подданными.
Укрепление авторитета властителей имело еще одну важную сторону: посягательство на власть отныне считалось страшным преступлением, а в некоторых случаях – святотатством и кощунством. Это позволяло династиям королей править странами целыми столетиями без значительных потрясений и политических катаклизмов.
Помимо всего прочего, теологическая теория происхождения государства упрочила в умах людей необходимость соблюдения законов и порядков, установленных законодателями. В обществе наблюдались согласие, порядок и духовность. Этот аспект оказался долгоиграющим: и по сей день мы в нашей стране удивляемся тому, насколько западноевропейская цивилизация, а с ней и североамериканская, с пиететом относятся к соблюдению установленных порядков.

Религиозная теория имеет тот недостаток, что рассматривает происхождение государства лишь с одной стороны, не обращаясь к другим причинам и факторам: политическим, социальным, экономическим и множеству других. Тем самым она умаляет их воздействие на процессы возникновения государственности в человеческих обществах.
Если власть дана от Бога, то она священна и совершенна, а потому не требует улучшений или изменений. Хотя исторический процесс постоянно доказывает нам обратное: с течением времени взаимоотношения внутри общества усложняются, требуя все новых и новых решений возникающих противоречий. Там, где нет прогресса, возможен только коллапс общества и крах государства, неспособного на ответы вызовам современного мира.
Теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство.