Неокантианство

Содержание

Слайд 2

Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала

Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.

Центральный

лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм.
Слайд 3

Острие неокантианской критики было направлено против засилья позитивистской методологии и материалистической

Острие неокантианской критики было направлено против засилья позитивистской методологии и материалистической

метафизики. Конструктивная часть философской программы неокантианства заключалась в возрождении кантовского трансцендентального идеализма с особым упором на конструктивные функции познающего разума.
Слайд 4

В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук

В неокантианстве различают

Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук

Баденскую школу

(Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла («наук о духе»).
Слайд 5

В России сторонниками Марбургской школы были Н. В. Болдырев, А. В.

В России сторонниками Марбургской школы были Н. В. Болдырев, А. В. Вейдеман, Д. О. Гавронский, В. А. Савальский, А. Л. Саккетти,

В. Э. Сеземан, Б. А. Фохт и др. В разные годы к ней примыкали М. М. Бахтин, А. И. Введенский, М. И. Каган, Г. Э. Ланц, И. И. Лапшин, Б. Л. Пастернак, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Яковенко.

Основоположником Марбургской школы считается Герман Коген (1842–1918). Ее наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп (1854–1924), Эрнст Кассирер (1874–1945), Ханс Файхингер (1852–1933); в России сторонниками неокантианских идей были А.И.Введенский, С.И.Гессен, Б.В.Яковенко. В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали Н.Гартман и Р.Кронер, Э.Гуссерль и И.И.Лапшин, Э.Бернштейн и Л.Брюнсвик.

Эрнст Кассирер

Пауль Наторп

Слайд 6

Их ключевой тезис гласил, что все последние открытия в науке и

Их ключевой тезис гласил, что все последние открытия в науке и

сам характер современной научно-исследовательской деятельности неопровержимо свидетельствуют об активной конструктивной роли человеческого разума во всех сферах жизнедеятельности.
Разум, которым наделен человек, не отражает мир, а, наоборот, творит его. Он вносит связь и порядок в дотоле бессвязное и хаотичное бытие. Без его созидательной упорядочивающей деятельности мир превращается в ничто, в темное и немое небытие. Разум – это имманентный человеку свет, который, подобно прожектору, высвечивает вещи и процессы в окружающем мире, придает им логику и смысл.
«Только само мышление, – писал Герман Коген, – может породить то, что может быть обозначено как бытие».
Слайд 7

Из этого основополагающего вытекают два принципиальных момента в их философских воззрениях:

Из этого основополагающего вытекают два принципиальных момента в их философских воззрениях:

принципиальный антисубстанциализм, т.е. отказ от поиска неизменных и общих субстанций (первооснов) бытия, полученных логическим методом механического абстрагирования общих свойств от единичных вещей и процессов.

– антиметафизическая установка, призывающая раз и навсегда прекратить заниматься построением различных универсальных картин мира (равно и материалистических, и идеалистических) и заняться логикой и методологией науки.

Слайд 8

Еще одна отличительная черта мировоззрения марбуржцев – их сциентизм, т.е. признание

Еще одна отличительная черта мировоззрения марбуржцев – их сциентизм, т.е. признание

науки высшей формой человеческой духовной культуры.
У Э.Кассирера в поздний период его творчества, когда он создает свою знаменитую Философию символических форм, во многом преодолевающую слабости исходной неокантианской позиции, – наука рассматривается им как высшая форма культурной деятельности человека, как символического существа (Homo symbolicum).
Слайд 9

Баденская школа Основателями Баденской школы считаются Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.

Баденская школа
Основателями Баденской школы считаются Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Их

учениками и сторонниками были философы Эмиль Ласк, Рихард Кронер.

В России к этой школе причисляли себя Н. Н. Бубнов, С. И. Гессен, Г. Э. Ланц, Б. Кистяковский, М. М. Рубинштейн, Ф. А. Степун и др.

Вильгельм Виндельбанд

Генрих Риккерт

Слайд 10

Разрабатывала в основном вопросы, связанные с методологией гуманитарных наук. Различие между

Разрабатывала в основном вопросы, связанные с методологией гуманитарных наук. Различие между

естествознанием и науками гуманитарного цикла представители этой школы видели не в разнице предмета исследования, а в специфическом методе, присущем историческому познанию. Этот метод зависел от типа мышления, которое резко разделялось на законополагающее (номотетическое) и описывающее особенное (идиографическое).
Слайд 11

Неокантианство в России К русским неокантианцам относятся мыслители, объединявшиеся вокруг журнала

Неокантианство в России

К русским неокантианцам относятся мыслители, объединявшиеся вокруг журнала «Логос»

(1910). Среди них – С.И.Гессен (1887–1950), А.Ф.Степун (1884–1965), Б.В.Яковенко (1884–1949), Б.А.Фохт (1875–1946), В.Э.Сеземан, Г.О.Гордон.

С.И.Гессен

Слайд 12

Основанное на принципах строгой научности, неокантианское течение с трудом пробивало себе

Основанное на принципах строгой научности, неокантианское течение с трудом пробивало себе

дорогу и в традиционном иррационально-религиозном русском философствовании, и, позже, в марксисткой философии, которая критиковала неокантианство, прежде всего в лице Каутского и Бернштейна, за попытки ревизии Маркса.
Слайд 13

Тем не менее, влияние неокантианства усматривается в самом широком спектре теорий

Тем не менее, влияние неокантианства усматривается в самом широком спектре теорий

и учений. Так, в середине 90-х гг. XIX в. идеи неокантианства были восприняты С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым, представителями «легального марксизма» – П.Б.Струве (1870–1944), М.И.Туган-Барановским (1865–1919) (однако русло дальнейшего развития взглядов этих мыслителей отошло от неокантианства). Идеи неокантианства были не чужды не только философам. В творчестве композитора А.Н.Скрябина, поэтов Бориса Пастернака и писателя Андрея Белого можно обнаружить неокантианские «мотивы».
Слайд 14

ЛИТЕРАТУРА Введенский А.И. Философские очерки. СПб, 1901 Яковенко Б.В. К критике

ЛИТЕРАТУРА

Введенский А.И. Философские очерки. СПб, 1901 Яковенко Б.В. К критике теории познания

Г.Риккерта. – Вопросы философии и психологии, т. 93, 1908 Введенский А.И. Новое и легкое доказательство философского критицизма. СПб, 1909 Яковенко Б.В. Теоретическая философия Г.Когена. – Логос, 1910, кн. 1 Яковенко Б.В. Учение Риккерта о сущности философии. – Вопросы философии и психологии, т. 119, 1913 Кассирер Э. Теория относительности Эйнштейна. П., 1922 Вопросы теоретического наследия И.Канта. Калининград, 1975, 1978, 1979 Кант и кантианцы. М., 1978 Фохт Б.А. Философия музыки А.Н.Скрябина / В сб.: А.Н.Скрябин. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб, 1996 (репринт 1912) Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. / Логическое введение в исторические науки. Спб.: Наука, 1997