Архаические религии

Содержание

Слайд 2

Происхождение религии Изучение религиозных систем неевропейских обществ и исследование истории первобытного

Происхождение религии

Изучение религиозных систем неевропейских обществ и исследование истории первобытного человечества

связано с гипотезами о происхождении религии
Этнографический материал о говорит о различие в степени религиозности у разных народов, но не известны народы, не имеющие религиозных верований
О существовании религиозных верований свидетельствует практика захоронения людей
Слайд 3

Захоронения неандертальцев

Захоронения неандертальцев

Слайд 4

Прамонотеизм С 18 века активные культурные контакты заставили европейских мыслителей сравнивать

Прамонотеизм

С 18 века активные культурные контакты заставили европейских мыслителей сравнивать христианство

с различными религиозными системами
Представители неевропейских культур не считались людьми, поэтому предполагалось, что в неевропейских обществах не могут возникать оригинальные религиозные представления
Возникла концепция «ПРАМОНОТЕИЗМА»
Верования неевропейских народов рассматривались как остатки веры в единого Бога-творца
Считалось, что вера была искажена дикарскими суевериями
Таким образом оправдывалась политика колониализма
Слайд 5

Научные представления XIX века В 19 веке стали возникать социальные и

Научные представления XIX века

В 19 веке стали возникать социальные и гуманитарные

науки, в том числе социальная антропология и социология.
Различные общества подверглись сравнительному изучению.
Утвердилась идея, что неевропейские общества 19 века имеют ту же структуру, что и древние предки европейских народов.
Эволюционистская перспектива: формирование представлений о ранних формах религии, которые существуют в неевропейских обществах, и которые, гипотетически, были характерны для древних обществ
Слайд 6

Фетишизм Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Фетишизм

Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Термин «фетиш»

введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 века.
Французский учёный Ш. де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973) исследовал фетишизм в религиях др. египтян, греков, римлян.
Была выдвинута гипотеза о том, что фетишизм является первой формой религии
Классический пример – народы Африки
Слайд 7

Фетишизм

Фетишизм

Слайд 8

Анимизм Анимизм ( от лат. «анима» – дух, душа) - система

Анимизм

Анимизм ( от лат. «анима» – дух, душа) - система представлений

об особых духовных, невидимых существах, которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы, одушевление всего окружающего мира.
Теория об анимизме как «минимуме» религии принадлежит Э. Тайлору (книга «Первобытная культура, 1870, рус. перевод - 1988)
Анимизм возник как идея размышляющего над причинами сновидений, смерти "дикарем-философом".
Такие взгляды позволили ученому определить своего рода историческую последовательность, в которой развивались те понятия, которые человечество связывало с душами и духами. Эта последовательность брала свое начало от душ, связанных с человеком, и затем, через представления о духах, ведущих независимое существование, проходила путь до политеизма, а потом и до монотеизма
Классический пример – индейцы Америки, Меланезия
Слайд 9

Анимизм

Анимизм

Слайд 10

Тотемизм Тотемизм - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества,

Тотемизм

Тотемизм - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных

с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений
ototem – его род
Членам родовой общины запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также вступать в брак между собой (экзогамия).
Классический пример – племена Австралии
Слайд 11

Тотемизм

Тотемизм

Слайд 12

Тотемизм

Тотемизм

Слайд 13

Теория Э. Дюркгейма Механическая солидарность Слабая степень разделения труда Необходимость инструментов

Теория Э. Дюркгейма

Механическая солидарность

Слабая степень разделения труда
Необходимость инструментов для поддержания солидарности
Тотемизм

– это форма предъявления символов общественной солидарности

Органическая солидарность

Высокая степень разделения труда
Солидарность поддерживается способами производства
Религия в западных обществах исчезает. Хотя сохраняются формы поддержания солидарности в области политики и спорта

Слайд 14

Магия Магия – форма верований и ритуальной практики, связанная с представлениями

Магия

Магия – форма верований и ритуальной практики, связанная с представлениями

о возможности человека повлиять на сверхъестественные силы
Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна или шамана, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил
С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Там верят в особую силу вождей и шаманов, передающуюся по наследству, — ману.
Слайд 15

Шаман

Шаман

Слайд 16

Трактовки магии у Дж. Фрезера и Б. Малиновского Фрезер рассматривал магию

Трактовки магии у Дж. Фрезера и Б. Малиновского

Фрезер рассматривал магию как

этап развития человеческой культуры.
За этапом магии последовали этапы религии и науки. При этом магия, как и наука, прогрессивное явление, потому что помогало первобытному человеку влиять на окружающий мир
Б. Малиновский считал, что магия религия и наука развиваются параллельно, каждая имеет свою функцию
Магические представления у тробрианцев связаны с событиями и явлениями, на которые невозможно повлиять обычными способами (клубневые растения/ кокосы, рыбная ловля в лагуне и в открытом море)
Слайд 17

Магия Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту.

Магия

Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У

многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы.
Слайд 18

Лечебная магия Болезнь воспринималась как влияние враждебных сил и/или злого колдуна

Лечебная магия

Болезнь воспринималась как влияние враждебных сил и/или злого колдуна
Шаман отправлялся

в мир духов и боролся там с враждебными духами
Очерк К. Леви-Стросса о шамане