Содержание
- 2. План: 1. Доклассический период развития культурологии 1.1. Античные представления о культуре 1.2. Понимание культуры в Средние
- 3. 1. Доклассический период развития культурологии 1.1. Античные представления о культуре По представлениям греков, культура – это
- 4. Само слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской Античности. Это слово произошло от глагола
- 5. В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н. э.), написавший
- 6. И в наши дни мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины «культура картофеля» и
- 7. Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая
- 8. Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие
- 9. Воспитание и обучение древние греки определяли термином «пайдейя» (становление гражданина в античном полисе). В основании пайдейи
- 10. Гесиод представил первую классификацию по уровню развития материальной культуры: в трактате «Труды и дни» он выделяет
- 11. Этой же точки зрения придерживался и римлянин Лукреций Кар в работе «О природе вещей». Лукреций Кар
- 12. Римляне слово «культура» стали использовать как термин. Марк Туллий Цицерон в работе «Тускуланские беседы» (45 г.
- 13. Понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию – «натура» (природа). Цицерон считал, что дух, разум человека
- 14. Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов
- 15. Цицерон понимал культуру как идеальное единство личности и государства. Историческим оправданием и смыслом культуры он считал
- 16. 1.2. Понимание культуры в Средние века Культура – это вера в единого Бога (монотеизм), духовность (душа
- 17. Смысл мира заключается отныне только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы
- 18. Так в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся
- 19. Культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными,
- 20. Ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу и отказаться от всех человеческих благ.
- 21. 2. Классический период развития культурологии 2.1. «Открытие человека» в эпоху Возрождения Само понятие «Возрождение» было впервые
- 22. Считается, что эпоха Возрождения началась в Европе со второй половины XIV в., когда в общественном сознании
- 23. В этом мире человек занял место творца культуры и самого себя и тем самым он становился
- 24. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Поэтому разум становится главной ценностью
- 25. Антропоцентризм вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем
- 26. Данте Алигьери Основоположником нового восприятия личности выступил Данте Алигьери (1265–1324), который в своей «Божественной комедии» впервые
- 27. Сандро Боттичелли Клевета Низкие поступки людей гуманистами рассматривались не как греховные, а как следствие неразвитости личности
- 28. Чтобы человек сформировался полноценной личностью, следует устранить все препятствия для его роста, не ограничивать его возможности,
- 29. Если говорить о тех мыслителях, которые внесли наибольший вклад в разработку основ культурологической теории в эпоху
- 30. поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304-1374), а также общественного и политического деятеля Франции Мишеля Монтеня (1533-1592),
- 31. Петрарка выделил характерные черты Возрождения, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличается от средневекового.
- 32. Он выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная раскрепощенная личность, не испытывающая духовного
- 33. На жизнь мадонны Лауры (VII) Обжорство, леность мысли, праздный пух Погубят в людях доброе начало: На
- 34. Петрарка первым из гуманистов поставил вопрос о необходимости рассмотрения взаимосвязи культуры и природы.
- 35. По его мнению, человек связан с природой многочисленными связями и должен жить в гармонии с ней,
- 36. Позднее эта идея будет развита в трудах идеологов Просвещения, и в частности в работах Ж-Ж. Руссо,
- 37. Наконец, Петрарка первым обосновал идею о культурном единстве Европы, которая сегодня доминирует в сознании всех европейских
- 38. Он показал, что, несмотря на различие языков и исторических судеб, народы Европы могут рассматриваться как единый
- 39. Мишель Монтень Существенное влияние на развитие культурологической мысли оказал видный общественный и политический деятель Франции Мишель
- 40. Их заслугу он видит в том, что они смогли создать культуру, основывающуюся на использовании естественных законов,
- 41. Особенно он подчеркивает высокую моральность культур этих народов. Он пишет, что в лексиконе коренных жителей Нового
- 42. Исходя из этого, он делает вывод, что культура народов Нового Света превосходит культуру любой страны Европы.
- 43. Культура людей, с точки зрения Монтеня, тем выше, чем более они доверяют природе и следуют ее
- 44. Монтень высказал также и ряд других конструктивных идей, которые в дальнейшем были развиты другими теоретиками культуры.
- 45. Иероним Босх Христос, несущий крест С его точки зрения, общество, в котором отсутствует человеколюбие, где нет
- 46. Нравственность, как и культуру, Монтень понимает не как врожденное и неизменное свойство человека, а как результат
- 47. Витторе Карпаччо Проповедь Св. Стефана Нравственность, по Монтеню, есть итог самовоспитания, результат большой духовной работы человека
- 48. Как представитель эпохи Возрождения, с ее свободомыслием и скептическим отношением к религии, Монтень не мог не
- 49. Сандро Боттичелли Оплакивание Христа, 1490 С его точки зрения, христианская вера обрекает человека на безрадостную жизнь,
- 50. Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная Он осуждал негативное отношение церкви к чувственной любви и усматривал
- 51. Тициан Вечеллио Кающаяся Мария Магдалина Он также критически относился к обряду покаяния, поскольку, по его мнению,
- 52. 2.2. Культурологическое учение Д. Вико Понятие «культура» в современном значении вошло в обиход во второй половине
- 53. В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры. Дж. Вико является основоположником культурологической мысли.
- 54. В 1725-1744 гг. выходит книга итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668-1744) «Основания новой науки об общей природе
- 55. В своей книге Вико указал на несовершенство европейской цивилизации, – сделал историко-сравнительный анализ различных культур, –
- 56. При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с
- 57. Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным
- 58. Таковыми, по его мнению, являются – классовые структуры; – характер труда и форма его организации; –
- 59. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также
- 60. Вико был убежден, что в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо
- 61. Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она сродни живому организму, и в своем
- 62. Век богов – это золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликта
- 63. Еще отсутствует техника, в мировоззрении господствует мифология, все говорят на едином общечеловеческом языке.
- 64. Люди пока обожествляют весь мир, воображение и фантазия доминируют в сознании людей, данное приводит к поэтическому,
- 65. От той эпохи нам в наследство достались мифы – истории первых народов. Это был период языческой
- 66. Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. Они же представляли власть
- 67. Век героев – серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости.
- 68. В это время выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление
- 69. Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи – в плебеев.
- 70. Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства. В это же время началась
- 71. Месопотамия Выделяются сильные и слабые культуры. Слабость культур связана с природной изолированностью, удаленностью от торговых путей,
- 72. Эти культуры ждет либо подчинение, либо ассимиляция более сильной культурой.
- 73. Эпоха людей – железный век, эпоха зрелости, сознательности человеческого рода. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться
- 74. С одной стороны, человеческие отношения становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании
- 75. В этот период преодолевается национальная ограниченность, человечество начинает существовать как единое целое.
- 76. Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли,
- 77. Но оборотная сторона этой эпохи – культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей,
- 78. И тогда вместо социального равенства мы видим социальную борьбу трудящихся, войны. Даже язык становится не формой
- 79. Поэтому высший взлет культуры одновременно становится ее концом. Вико прогнозирует три выхода из этой ситуации: 1)
- 80. 2) завоевание испорченного народа лучшими народами – так произошло с Грецией, а затем и с Римом;
- 81. 3) полное разложение государства, когда гражданские войны и анархия превращают города в развалины, наступает период «второго
- 82. Исходя из этих представлений, Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония
- 83. Таким образом, Вико не является создателем концепции циклического развития истории, его заслуга состоит в том, что
- 84. 2.3.1. Гуманистическая концепция культуры И.Г. Гердера Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер
- 85. Великий зиккурат в г. Уре – храмовый комплекс Древнего Междуречья (XXI в. до н. э.), святилище
- 86. Согласно Гердеру, культура представляет определенную ступень исторического развития, тесно связанную с уровнем достижений науки и просвещения.
- 87. Всему роду человеческому предстоит пройти в своем развитии ряд одинаковых ступеней в соответствии с естественными законами
- 88. Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны При этом человечество пока находится лишь в начале своего пути, поскольку
- 89. Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа (с цветком) Согласно И. Г. Гердеру, совершенствование человека предполагает развитие наук
- 90. Но, в отличие от других мыслителей того времени, он считал разум неврожденным, а достигаемым в постоянной
- 91. Впервые в культурологии у Гердера появляется концепция национального духа культуры как выражения абсолютного духа, сил разума,
- 92. Чем больше национальных культур, тем больше проявляет себя универсальный разум, материализуясь в национальном характере, который складывается
- 93. Конкретным выражением национального характера является язык, благодаря которому люди установили правила жизни и законы, передавали из
- 94. Письменность Древнего Египта Появление языка, по его мнению, обеспечило выживание человека в природе, частью которой он
- 95. Лишь смышленость, общественные связи между людьми, нашедшие свое выражение в языке, позволили человеку превзойти животных и
- 96. Мысль, общество и язык стали особой человеческой формой жизни, составив в совокупности человеческую культуру.
- 97. Поэтому анализ языка у Гердера становится и анализом культуры, а изменения, корректировки языка ведут к изменению
- 98. Для Гердера создание единого общемирового языка – один из будущих итогов исторического процесса наряду с отмиранием
- 99. Не все просветители были едины в оценке культуры. Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считает, что с
- 100. По мнению Ж.-Ж. Руссо культура ведёт к моральному развращению человека. Ж.Ж. Руссо о культуре
- 101. Это вовсе не означало отказа от благ цивилизации и призыва к возвращению «назад, к природе», хотя
- 102. Руссо показал, что противоречивость человеческого бытия вытекает из противоречивости исторического движения человека от первобытного к цивилизационному
- 103. Говорит Руссо и о прогрессе в культуре. До него прогресс культуры неизбежно связывался с количественным ростом
- 104. Неприемлем для него и прогресс как качественное возрастание сложности вещей, т.к. это приводит к еще большему
- 105. Руссо полагает, что развитие культуры является негативным фактором в жизни общества, ибо она не объединяет, а
- 106. Поэтому прогресса в культуре просто нет, ибо традиционное понимание прогресса неизбежно приводит к кризису культуры, к
- 107. Немецкие романтики Шиллер, Шлегель, поздний Шеллинг, представители немецкой классической философии в понимании культуры продолжили традицию Гердера,
- 108. Отправной точкой философии культуры Фридриха Шиллера (1759-1805) стал идеал этического сообщества людей. 2.4.1. Философия культуры Ф.
- 109. Теодор Жерико Бег свободных лошадей в Риме, 1817 Свою концепцию культуры он построил на основании следующих
- 110. 2. Люди разделены имущественно, что разделило их и культурно. Польза стала великим идолом времени. Меркантилизм и
- 111. Жан Огюст Доминик Энгр Апофеоз Гомера 3. Спасение гармоничности и цельности человеческого характера, возможность противостояния натиску
- 112. Антуан-Жан Гро Портрет Паулины де Оур 4. Только красота ведет к свободе, добру и справедливости. А
- 113. 2.4.2. Философия романтизма Ф. Шлегеля Фридрих Шлегель (1772-1829) считал, что современная ему культура должна воспользоваться достижениями
- 114. Леохар Артемида-охотница Главной характеристикой культуры определенного народа Шлегель считает наличие у народа, создающей ее, свободы.
- 115. В 1810-е годы Шлегель отойдет от бесконечного прославления античности и несколько пересмотрит свои взгляды. Более поздние
- 116. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) также не чужд идей синтеза античной и современной культур, о
- 117. Шеллинг противопоставляет мир природный и мир человеческий, а основанием этого противопоставления выступает культура.
- 118. Элементами культуры Шеллинг считает «науку, религию, само искусство», отдавая последнему пальму первенства среди всех остальных.
- 119. Стоит заметить, что под культурой Шеллинг понимает также и политическое (в широком смысле этого слова –
- 120. Микеланджело Буонарроти Сотворение Адама Главнейшим условием существования человеческой культуры Шеллинг, как и Фридрих Шлегель, считает свободу.
- 121. Рафаэль Санти Афинская школа Для Шеллинга идея культуры, свободы и творчества тесно соприкасаются друг с другом.
- 122. 2.5.1. Внутренняя и внешняя культура И. Канта Проблемы культуры у немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) теснейшим
- 123. Исходным пунктом его концепции культуры является признание существования двух миров: мира природы и мира свободы.
- 124. Человек принадлежит к миру природы, поэтому он не свободен, поскольку находится во власти законов природы, где
- 125. Но в то же время человек принадлежит и к миру свободы, являясь нравственным существом, обладателем практического
- 126. Совершенствование происходит в постоянной борьбе с самим собой, собственной леностью и прочими дурными наклонностями.
- 127. Главное противоречие культуры – это противоречие между стремлением к собственной свободе и границами, определяемыми для нее
- 128. Василий Григорьевич Перов Тройка Умение определять эту границу является признаком культурного человека и называется категорическим императивом,
- 129. Культура не может иметь своей целью достижение счастья отдельным человеком, культура должна сделать его достойным своего
- 130. В этой ситуации культура для Канта – это инструмент, подготовка человека к осуществлению его нравственного долга.
- 131. Человек, как замечает Кант, должен еще соблюдать внешние приличия, но это признак цивилизованности, а не культуры.
- 132. Ведь это достижения техники и технологии, механизмы удовлетворения массовых утилитарных потребностей – внешняя культура.
- 133. Субъектами, овладевшими только внешней культурой, легко управлять. Общество и государство заинтересованы именно в такой культуре, которую
- 134. Собственно культурой является только внутренняя культура – совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества. Она уникальна,
- 135. Жак Луи Давид Наполеон на перевале Сен-Бернар Для обычного человека внешняя культура предпочтительнее. Но человеческое общество
- 136. Таланты передают культурное наследие, воспроизводят уже имеющееся семантическое поле культуры, раскрывая в нем новые значения, образы,
- 137. Гении подвергают сомнению все установления в обществе, они не просто воспроизводят уже созданное, а создают что-то
- 138. Новое понимание культуры внес великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). 2.5.2. Гегель о культуре
- 139. Он изложил свою концепцию культуры в работах «Философия права» и «Философия истории». В них Гегель анализирует
- 140. По Гегелю, подлинной реальностью бытия является абсолютная идея. Она развивается сначала в логике, затем отчуждается в
- 141. Культура для Гегеля – это способ самопознания абсолютного духа и самого человечества.
- 142. Культура воплощается в человечестве, в народах, в отдельных личностях, проявляется через их деятельность и познает себя,
- 143. В индивидах она выступает как субъективный дух, в обществе – как объективный дух, и, наконец, в
- 144. Важнейшим свойством культуры является творчество – создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его.
- 145. Из потребностей человека на основе труда возникает культура. Вначале – это практическая культура как потребность и
- 146. А затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, подвижность и быстрота этих представлений, схватывание
- 147. Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его
- 148. Он приходит к идее, что каждая историческая эпоха представляет собой определенную ступень в развитии человечества (и
- 149. Сущностью абсолютного духа является свобода, поэтому всемирная история есть прогресс в сознании свободы.
- 150. В каждую эпоху носителем мирового духа, разума является определенный народ. Дух этих народов, которые Гегель называл
- 151. Панлогизм гегелевской концепции истории и культуры явился кульминацией рационализма Просвещения.
- 153. Скачать презентацию