Изобразительное искусство классицизма и рококо Материалы к уроку МХК 11 класс Учитель: Иванова Татьяна Викторовна – МКОУ СОШ

Содержание

Слайд 2

Никола Пуссен – художник классицизма Творчество французского художника Никола Пуссена (1594

Никола Пуссен – художник классицизма

Творчество французского
художника Никола Пуссена


(1594 –1665) считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткости форм.
Слайд 3

«Синьор Пуссен — живописец, который работает отсюда» - глядя на полотна

«Синьор Пуссен — живописец, который работает отсюда» - глядя на полотна

Пуссена, заметил однажды Лоренцо Бернини , указав на лоб.

Полотна Пуссена отличают уравновешенность композиции, жёсткая математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах.

«Ринальдо и Армида». 1629 год

Слайд 4

Принципы художественной системы Пуссена главными критериями художественной правды и красоты являются

Принципы художественной системы Пуссена

главными критериями художественной правды и красоты являются разум

и мысль. Он призывал творить так, «как этому учат природа и разум»;
При выборе тем Пуссен руководствовался героическими поступками и деяниями, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти;
Главным предметом искусства является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке.

Святое Семейство в Египте 1655

Слайд 5

«Жребий брошен, решение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов). В исторических

«Жребий брошен, решение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).

В исторических сюжетах

Пуссен искал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника. Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план.

Подвиги Ринальдо« 1628

Слайд 6

«Нужно отбросить все мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа». Идеи

«Нужно отбросить все мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа».

Идеи классицизма,

по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп:
Пространство должно быть легко обозримо лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве своих полотен Пуссен использует золотое сечение, когда точка пересечения диагоналей картины оказывается ее важнейшим смысловым центром.

"Триумф Нептуна«, 1634

Слайд 7

В работе он шел от общего к частному… Его интересовали не

В работе он шел от общего к частному…

Его интересовали не отдельные

фигуры или детали, а расположение основных групп. Изучая светотеневые и ритмические решения будущей картины, он строго выверял их с помощью фигурок из воска, расставляемых в специальном ящике со световыми отверстиями. На фигурки он «надевал» одежды из мокрой бумаги или легкой ткани, прошивая их нитками. Часто он пользовался и живыми моделями.

Эхо и Нарцисс Ок.1630

Слайд 8

Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении

Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении

групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции.

"Похищение сабинянок(фрагм)

Слайд 9

«Краски в живописи — словно приманка, предназначенная для того, чтобы убедить

«Краски в живописи — словно приманка, предназначенная для того, чтобы убедить

глаз в правдоподобии предмета так же, как легкомысленная прелесть рифмы в поэзии».

Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Краски он накладывал от темного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая фактура холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, желтую и красную охру, зеленую и киноварь. Локальные цвета обычно смягчал мягким рассеянным светом.

Поклонение золотому тельцу« Ок.1634

Слайд 10

Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. Похороны Фокия 1648

Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и

пейзажные темы.

Похороны Фокия 1648

Слайд 11

«Аркадские пастухи» Картина «Аркадские пастухи» — одна из вершин творчества художника,

«Аркадские пастухи»

Картина «Аркадские пастухи» — одна из вершин творчества художника, плод

его неустанных поисков. Композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппированы возле надгробия, изображенного на переднем плане картины. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, движения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.
Герои сохраняют спокойствие и достоинство: надо примириться с мыслью о неизбежном конце, задуматься о неизбежных грядущих страданиях.
Слайд 12

Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства Вдохновение эпического поэта.

Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового

искусства

Вдохновение эпического поэта.

Слайд 13

Экстаз св. Павла

Экстаз св. Павла

Слайд 14

Св. Иоанн Креститель

Св. Иоанн Креститель

Слайд 15

Скульптурные шедевры классицизма Антонио Канова (1757—1822). Первые работы молодого итальянского скульптора,

Скульптурные шедевры классицизма

Антонио Канова (1757—1822).
Первые работы молодого итальянского скульптора, изображавшие

героев древнегреческой мифологии, прославили его имя.

Тесей и Минотавр 1783

Слайд 16

Венера и Марс 1822 Кающаяся Мария Магдалина,

Венера и Марс 1822

Кающаяся Мария Магдалина,

Слайд 17

Три Грации Аполлон, венчающий себя

Три Грации

Аполлон, венчающий себя

Слайд 18

Бертель Торвальдсен Датский скульптор. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1781-1793,

Бертель Торвальдсен

Датский скульптор. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1781-1793, с

1833 ее президент); в 1797-1838 годах работал в Неаполе и Риме, где изучал античную пластику и произведения Рафаэля, с 1825 был президентом римской Академии Святого Луки. Произведения Торвальдсена, одного из крупнейших мастеров позднего европейского классицизма, отличаются строгой гармонией композиции, спокойствием обобщенных форм, подчеркнутым виртуозной обработкой мрамора

Ясон, 1803-1803

Слайд 19

Венера с яблоком Парис, 1809

Венера с яблоком

Парис, 1809

Слайд 20

Жан Антуан Гудон Французский скульптор классицизма. Им создана уникальная портретная энциклопедия

Жан Антуан Гудон

Французский скульптор классицизма. Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся

людей эпохи. Его главный герой — человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность.
Слайд 21

Дени Дидро, терракота, 1771 Вольтер, терракота, 1781

Дени Дидро, терракота, 1771

Вольтер, терракота, 1781