Политическая философия

Содержание

Слайд 2

Цель дисциплины Цель дисциплины состоит в обеспечении овладения слушателями основами политико-философских знаний.

Цель дисциплины

Цель дисциплины состоит в обеспечении овладения слушателями основами политико-философских знаний.

Слайд 3

Учебные задачи дисциплины усвоение сведений о предмете политической философии, ее основных

Учебные задачи дисциплины

усвоение сведений о предмете политической философии, ее основных

категориях, специфике исторического развития политической философии как философской дисциплины, ее основных направлениях;
усвоение знаний, составляющих теоретическое содержание политической философии как формы рациональной рефлексии, осуществляющей критику и прогнозирование путей развития политической реальности;
овладение знаниями о специфике и процедуре политико-философского анализа действительности, обучение умению использовать принципы и методы политической философии в практических исследованиях.
Слайд 4

Учебные вопросы: Предмет политической философии. Основные вехи становления и развития политической философии.

Учебные вопросы:

Предмет политической философии.
Основные вехи становления и развития политической философии.

Слайд 5

Изучив материал лекции студент должен: Знать: сущность философских и культурологических категорий,

Изучив материал лекции студент должен:

Знать:
сущность философских и культурологических категорий, и

их взаимосвязи.
Уметь:
использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.
Владеть:
основами политического анализа.
Слайд 6

Тема 1. Предмет политической философии Если предположить, что политическая философия изучает

Тема 1. Предмет политической философии

Если предположить, что политическая философия изучает идеи,

представления, концепции власти, политики, государства и права с момента зарождения и до наших дней, то следует иметь в виду, что назначение этих теоретических конструкций далеко не однозначно.
Слайд 7

Предмет политической философии Неоднозначность интерпретации предмета политической философии делает необходимым его

Предмет политической философии

Неоднозначность интерпретации предмета политической философии делает необходимым его более

четкое определение: либо его составляют абстрактные, утопические мечтания людей об идеальном государстве и праве, являвшихся прикрытием беспомощности человека, или мир идей, возникший как попытка объяснить происхождение и назначение государства и права, ставших основой поступков людей, его стремления к прогрессу?
Слайд 8

Предмет политической философии Политическая философия в качестве самостоятельной научной дисциплины конституировалась

Предмет политической философии

Политическая философия в качестве самостоятельной научной дисциплины конституировалась еще

в эпоху античности как попытка объяснить закономерности происхождения, природу и социальное назначение государства и права, найти оптимальную модель их устройства.
Предметом политической философии является совокупность идей, доктрин, теорий, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в конкретных странах.
Слайд 9

Структура предмета полит.философии Во-первых, его содержание составляют только те политические и

Структура предмета полит.философии

Во-первых, его содержание составляют только те политические и правовые

воззрения мыслителей прошлых эпох, которые достигли уровня целостной и завершенной системы взглядов, формулирующей закономерности развития государства и права. Отдельные догадки, идеи, гениальные предвосхищения философов, мудрецов не входят в предмет истории политических и правовых учений, а выступают лишь культурным фоном, позволяющим уяснить отличия теоретического знания от обыденного и фрагментарного.
Во-вторых, исторически сменяющие друг друга теоретические концепции, идеи и конструкции выступают в форме политического и правового учения, или доктрины, т.е. системы теоретических положений, дающих целостное представление о закономерностях развития политики, государства и права, в которых осознаются интересы социальных групп, классов, индивидов и оценивается их отношение к политико-правовым явлениям.
В-третьих, политико-правовая доктрина является специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политико-правовой действительности. Одновременная реализация политико-правовым учением функции познания существующих политико-правовых институтов, оценка их эффективности с точки зрения идеалов и интересов определенных классов и социальных групп, формулирование путей и методов их преобразования позволяют говорить о сложной структуре политико-правовых доктрин.
Слайд 10

Структура политико-правового учения

Структура политико-правового учения

Слайд 11

Политическая идеология По значимости первым компонентом политико-правовой доктрины, выполняющим роль системообразующего

Политическая идеология

По значимости первым компонентом политико-правовой доктрины, выполняющим роль системообразующего фактора,

выступает политическая идеология, т.е. система убеждений и ценностей, закономерно выдвигающихся на историческую авансцену во время общественных кризисов, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к политической действительности. Политическими идеологиями выступают лишь такие системы ценностей, которые имеют силу веры, обладают большим ориентационным потенциалом. На основе наличной системы ценностей и идеалов социальные группы оценивают существующие политико-правовые учреждения, формулируют цели и задачи по их совершенствованию или переустройству. Политические идеологии (либерализм, консерватизм, радикализм и т.п.) являются продуктом Нового времени. Ранее роль политического мировоззрения в Западной Европе выполняла религия, в частности христианство.
Слайд 12

Теоретико-методологическая основа В соответствии с оценками существующего государства и права в

Теоретико-методологическая основа

В соответствии с оценками существующего государства и права в значительной

мере осуществляется выбор теоретико-методологической основы политико-правового учения, являющегося его вторым компонентом. Он включает в себя совокупность средств, методов познания и способов интерпретации политики, государства и права, обоснования их сущности и социального назначения. Методология познания и объяснения политико-правовой действительности вырастала из активного взаимодействия с иными формами общественного сознания (религией, этикой, философией и т.д.) в направлении рационализации, обогащения достижениями иных юридических и общественных наук и на этой основе — формулирования собственного методологического инструментария.
Слайд 13

Доктрины, концепции Наконец, третьим компонентом политико-правового учения являются собственно теории, концепции,

Доктрины, концепции

Наконец, третьим компонентом политико-правового учения являются собственно теории, концепции, в

которых предлагается теоретическое решение актуальной проблемы развития государства и права в конкретную историческую эпоху, изложенное с помощью общезначимых категорий и понятий. Данный компонент составляет содержание политико-правовой доктрины, которое обусловлено выбором теоретико-методологической основы учения. Например, понимание государства как общественного договора, сложившееся в XVII в., вытекает из теории естественного права, выступавшей методологией объяснения (доктринальная основа) политико-правовой действительности и объективно отражавшей интересы зарождавшейся буржуазии (политическая идеология).
Слайд 14

Тема 2. Основные вехи становления и развития политической философии. Следует заметить,

Тема 2. Основные вехи становления и развития политической философии.

Следует заметить, что

взаимосвязь политической идеологии, теоретико-методологической основы доктрины и ее содержания носит достаточно сложный и противоречивый характер. Более того, по мере конституирования истории политических и правовых учений в качестве самостоятельной науки данная связь все больше усложняется и опосредуется множеством факторов:
а) разнообразием социальных групп гражданского общества, пришедших на смену сословной структуре, и их интересов;
б) переходом от единомыслия и господства официальной идеологии к плюрализму идеологического самоопределения слоев, классов, общностей;
в) характером доминирующих ценностей и идеалов, задающих смысл деятельности индивида и назначение государства, права, власти, и т.д.
Слайд 15

Первый этап На первом этапе — предыстории науки (IV тыс. до

Первый этап

На первом этапе — предыстории науки (IV тыс. до н.э.

— XVIII в. н.э.) — политические и правовые представления, возникшие в государствах Древнего Востока (Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае), не были самостоятельными, а выступали частью мировоззрения религиозных верований, этики, мистики.
Слайд 16

Рационализация политичсекой философии Существенная рационализация и концептуализация политических идей произошла в

Рационализация политичсекой философии

Существенная рационализация и концептуализация политических идей произошла в Древней

Греции и Риме. Благодаря работам Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона политические и правовые представления обрели форму теорий, признаки целостности, самостоятельности, системности. Возникают первые политические концепции, содержание которых изложено с помощью политических категорий (понятий). Эти концепции носят философско-этическую форму, поскольку политика в них рассматривалась как наука о высшем благе государства и человека, целью которой, по Аристотелю, является стремление «придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно». В основе этих представлений у Аристотеля лежали непосредственные эмпирические наблюдения, описания существовавших тогда государственных устройств, что дало основание некоторым западным авторам считать его отцом политической науки.
Однако, по мнению большинства исследователей, основы политико-правовой науки, включая эволюцию идей, были заложены в работах Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, в которых четко определены ее предмет, метод и закономерности.
Слайд 17

Второй этап В рамках второго этапа — периода институционализации (XVIII—XIX вв.),

Второй этап

В рамках второго этапа — периода институционализации (XVIII—XIX вв.), т.е. превращения

истории политических и правовых учений в самостоятельную юридическую науку и учебную дисциплину, — доминирует рационально-критическая форма знания.
Слайд 18

Характеристика Для этого периода характерна обусловленность политических и правовых доктрин социальными

Характеристика

Для этого периода характерна обусловленность политических и правовых доктрин социальными факторами

(неравенством, собственностью, типом культуры, характером верований, социальной структурой, ментальностью и т.п.), преодоление априорных умозаключений и ценностных суждений о государстве, праве, политике, власти, опора на анализ объективных фактов и реальных процессов. В этот период история политических и правовых учений преподается в высших учебных заведениях. В западных странах она читается как первый раздел политической науки под названием «Политическая теория», включающая собственно политическую теорию и историю политических идей.
Слайд 19

Третий этап Наконец, третий этап — современный (XX—XXI вв.) — характеризуется

Третий этап

Наконец, третий этап — современный (XX—XXI вв.) — характеризуется заметным влиянием

на историю политических и правовых учений как смежных юридических дисциплин, изучающих теоретические концепции государства и права, так и социологии, философии, политической науки, психологии и т.д. Плюрализм подходов в анализе государства и права, с одной стороны, открывает возможность появления их новых интерпретаций, которые ломают сложившиеся схемы и стереотипы, а с другой — актуализирует необходимость шкалирования многообразных концепций, известной парадигматизации существующих представлений о сущности власти и личности, государства и общества, политики и морали, права и закона и т.д.