Содержание
- 2. Гностицизм— это религиозно-философское течение, возникшее в I—II вв. Гностицизм явился формой связи новой христианской религии с
- 3. Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом, а низшими силами, о Логосе
- 4. Валентин Василид Его учение начиналось с теории непознаваемых глубин и полноты бытия. Из этой полноты -
- 5. Валентин Василид Таким образом, в этом и заключается значение того знания - гносиса, по которому и
- 7. Скачать презентацию
Гностицизм— это религиозно-философское течение, возникшее в I—II вв. Гностицизм явился формой
Гностицизм— это религиозно-философское течение, возникшее в I—II вв. Гностицизм явился формой
Важным аспектом гностического восприятия человека было представление о том, что он состоит из тела, души и духа.
!
Первые два компонента исходят от низших сил, которые наделили человека своими свойствами. Дух (пневма) исходит от божества — это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск, становится избранным, неподвластным действию космических сил, управляющих миром.
Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом,
Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом,
Одними из наиболее известных гностиков были
Валентин
Василид
Родился он в Египте, начал свою деятельность в Александрии. Около середины II в. учил в Риме. Римская христианская община не приняла учения Валентина, но в Египте, Малой Азии, некоторых городах Италии у него было немало сторонников.
Философ-гностик Василид, родом из Сирии, жил в Антиохии, Александрии, Персии. Был основателем секты Василидиан.
Валентин
Василид
Его учение начиналось с теории непознаваемых глубин и полноты бытия. Из
Валентин
Василид
Его учение начиналось с теории непознаваемых глубин и полноты бытия. Из
Путем целого ряда космических переворотов преодолевается зло, возникшее в результате отдаления от полноты, и торжествует вечная истина полноты. Поэтому, возвращаясь в глубины полноты, проистекшие из нее и вполне познаваемые эманации оказываются символами исходной непознаваемой полноты и потому превращают ее уже в нечто познаваемое.
Согласно системе Валентина, причина возникновения мира заключается в том, что последний из божественных эонов, то есть из тех двадцати восьми полумифологических существ, из которых состоит божественная область (плерома), а именно зон София, согрешила против отца, желая нарушить всю божественную субординацию, за что и была изгнана из плеромы.
В дальнейшем развертывается подробнейшая картина того, как грусть и слезы тоскующей по плероме Софии материализовались в небо и землю, как были созданы люди, среди которых выделяются гностики, то есть люди, изначально предназначенные к спасению. В конце концов София вместе с гностиками добивается с помощью Иисуса Христа, прощения у Отца и допускается назад в плерому, а материальный мир, созданный из печали Софии, сгорает в огне.
Валентин
Василид
Таким образом, в этом и заключается значение того знания - гносиса,
Валентин
Василид
Таким образом, в этом и заключается значение того знания - гносиса,
Таким образом, считал Валентин, цель истории мира - прощение Софии - достигнута, история мира завершилась.
Вывод :
В основе гностицизма лежит мистическое учение о знании, достигаемом посредством откровения и тем самым указывающем человеку путь к спасению.
Гностицизм учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях - зонах. Этим эманациям противостоит материя, источником которой является демиург - особое творческое начало, лишенное, однако, божественной полноты и совершенства.
Борьбе греховной, отягощенной злом материи с божественными проявлениями гностики посвящали целые трактаты мистико-мифологического и философского характера, носившие дуалистическую форму.