Презентация Структура и состав современного культурологического наследия

Содержание

Слайд 2

Почему возникла необходимость в культурологии как самостоятельной науки? Каков ее предмет

Почему возникла необходимость в культурологии как самостоятельной науки?
Каков ее

предмет и структура?
Как культурологии связана с другими науками, изучающими культуру, прежде всего с философией культуры, социологией культуры и историей культуры?
Анализ культурной антропологии.
Основные направления культурной антропологии, своеобразие каждого из них, их представителей.
Слайд 3

В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин

В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин

"культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.

Д. Фрэзер

А. Швейцер

Крупнейшие представители отечественной культурологической школы - С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, Е.В. Боголюбова, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Н.И. Конрад, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.

Слайд 4

Культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в

Культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в

постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом

три основных раздела:

теоретическая эмпирическая прикладная

общая и частные теории культуры

фундаментальные знания о культуре

формы научного познания культуры.
дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

.

.

Слайд 5

СВЯЗЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Философия культуры Социология культуры История культуры

СВЯЗЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Философия культуры

Социология культуры

История культуры

-изучает пространственно - временные

модификации мирового культурно - исторического процесса, развитие культуры отдельных стран, регионов, народов.

-Органическая составная часть философии,одна из относительно автономных ее теорий;
-Представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры;
-Методологическая основа культурологии;

1. Общесоциологическая теория культуры, изучающая место и роль культуры в жизнедеятельности общества.
2. Частносоциологические теории культуры
3. Конкретные социологические исследования культуры.

Слайд 6

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Антропология - область научного познания, в рамках которой изучаются

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Антропология - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные

проблемы существования человека в природной и искусственной среде.

физическая

Физическая

Культурная

Слайд 7

ДИФФУЗИОНИЗМ Диффузия - это распространение культуры из одного центра в другой.

ДИФФУЗИОНИЗМ

Диффузия - это распространение культуры из одного центра в другой.

позволил обратиться к изучению взаимодействия между культурами, раскрыть механизм освоения достижений других народов, дающий возможность обществу не проходить все стадии социокультурного развития.

Представители диффузионизма:
Д. Смит, В. Перри, В. Риверс.

Слайд 8

СТРУКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Б. Малиновский (1884 – 1942) Культура понималась

СТРУКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Б. Малиновский (1884 – 1942)

Культура понималась как единый

саморегулирующийся организм, как способы регуляции и координации взаимоотношений индивидов между собой и с окружающей средой.
Культура рассматривалась как важное средство адаптации, приспособления к окружающей среде. Задача культуролога состоит в описании, классификации и типологизации многообразных форм культурной жизни различных народов.
Функционализм - это принцип, согласно которому культура должна изучаться как самостоятельная, целостная система, включающая определенный набор элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и выполняющих определенные функции.

М. Мид (1901 – 1971)

Р. Бенедикт

Слайд 9

Культурология изучает элементы культуры, такие культурные явления, как обычаи, традиции, институты,

Культурология изучает элементы культуры, такие культурные явления, как обычаи, традиции, институты,

коды, технологии, идеологии и др. Значит, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

Технологическая

включает орудия производства, средства существования, орудия нападения и защиты, материалы для постройки жилищ. Она выражает форму связи человека с окружающей природой.

включает в себя знания, идеи и верования.

составляют отношения между людьми, типы индивидуального и коллективного поведения.

Социальная

Идеологическая

Слайд 10

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Диахронический 2. Синхронический 3. Сравнительно - исторический

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Диахронический
2. Синхронический
3. Сравнительно - исторический
4. Структурно -

функциональный
5. Семиотический
6. Метод моделирования
7. Биографический
Слайд 11

Принцип историзма Принцип целостности


Принцип историзма

Принцип целостности

Слайд 12

Признаки современной культуры динамизм, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв

Признаки современной культуры

динамизм, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее

структуры и целостной иерархии организации ее пространства.
Слайд 13

Современное общество называется информационным, т. к. информация обеспечивает в нем связь

Современное общество называется информационным, т. к. информация обеспечивает в нем связь

разных уровней и планов его существования и деятельности.

Прибыль обеспечивается не через производство, а через обращение капитала, власть осуществляется путем специальных информационных операций, сама информация приобретает статус товара, становясь ценным объектом бизнеса.

Слайд 14

Мифологизированность характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов – характерная особенность жизни современного человека.

Мифологизированность

характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов – характерная

особенность жизни современного человека.
Слайд 15

Постиндустриальная цивилизация это цивилизация новых технологий. Средства коммуникации начинают не просто

Постиндустриальная цивилизация

это цивилизация новых технологий. Средства коммуникации начинают не просто влиять

на массы, но и производить их.
Слайд 16

Слайд 17

Главная цель ПЦ – повышение творческого потенциала личности и её информационной

Главная цель ПЦ – повышение творческого потенциала личности и её информационной

среды.
Составляющие этой среды: медиатизация, компьютеризация, интеллектуализация.
медиатизация: процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
компьютеризация: процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
интеллектуализация: процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта.
Слайд 18

Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека.

Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека.

Для феномена массового человека характерно:
1) человек массы представляет собой по численности большую группу, которая оказывает влияние на социокультурные процессы;
2) фактор объединения в массу обусловлен наличием информационного поля, воздействием СМИ;
3) современный массовый человек не ощущает какой-либо культурной недостаточности в плане уровня своего развития и т. д.;
4) массовый человек сегодня востребован современным укладом жизни и приспособлен к нему.