ШКОЛА И ПРОСВЕЩЕНИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX

Содержание

Слайд 2

вопросы Идеи народной педагогики белорусов. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском

вопросы

Идеи народной педагогики белорусов.
Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском государствах-княжествах.


Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.
Школа и педагогическая мысль белорусов в период Великого княжества Литовского (2 пол.XIII – 1569 г.). Просветительская деятельность Ф.Скорины, С.Будного.
Православные школы. Школы католических орденов: иезуитов, униатов, пиаров.
Слайд 3

Идеи народной педагогики белорусов Дреговичи Родимычи Кривичи Родство с восточнославянскими народами:

Идеи народной педагогики белорусов

Дреговичи
Родимычи
Кривичи
Родство с восточнославянскими народами: сходство верований, язычество,

коллективистский характер воспитания и т.д.
Слайд 4

Развитие государственности К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются

Развитие государственности

К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные

поселения - «паселіща  гарадоў - замкаў».
Небольших государств-княжеств было несколько десятков (более 35). Наиболее крупными среди них были: Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское, Брестское, Минское, Новогородское, Слуцкое.
Слайд 5

Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи

Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи

можно условно разделить на три периода:

• Полоцкое и Туровское княжества (IX—XII вв.)
• Великое княжество Литовское (середина XIII в. — 1569 г.)
• Речь Посполитая (1569 — 1795 гг.)

Слайд 6

Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах

Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах

Слайд 7

Туровское Евангелие

Туровское Евангелие

Слайд 8

Туровское Евангелие Это самый древний памятник восточнославянской письменности ХІ века, который

Туровское Евангелие

Это самый древний памятник восточнославянской письменности ХІ века, который дошел

до наших дней 10 страничными фрагментами.
Оно было найдено в 1865 году в Турове и сегодня хранится в Библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе
Слайд 9

Ефросинья Полоцкая (1110—1173)

Ефросинья Полоцкая (1110—1173)

Слайд 10

Крест Ефросиньи Полоцкой (создан в 1161 г. ювелиром Лазарем Богшой)

Крест Ефросиньи Полоцкой (создан в 1161 г. ювелиром Лазарем Богшой)

Слайд 11

Полоцкий Спасо-Ефросиньевский собор

Полоцкий Спасо-Ефросиньевский собор

Слайд 12

Софийский собор

Софийский собор

Слайд 13

Школы при монастырях Дети учились читать, писать, считать и обучались церковному

Школы при монастырях

Дети учились читать, писать, считать и обучались церковному пению.


Высокообразованная игуменья расширила учебную программу:
учили греческий, латинский языки,
получали сведения по природоведению,
риторике, медицине.
огромное внимание уделялось истории.
Слайд 14

Кирилл Туровский (1130—1190).

Кирилл Туровский (1130—1190).

Слайд 15

Литературное наследие К.Туровского Притча про душу и тело» (о слепом и

Литературное наследие К.Туровского

Притча про душу и тело» (о слепом и хромом),


«Повесть про белоризца и монашество»,
«Сказание про черноризский чин»,
Проповеди : «Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.
Слайд 16

Школа и педагогическая мысль белорусов в период Великого княжества Литовского (2

Школа и педагогическая мысль белорусов в период Великого княжества Литовского (2

пол.XIII – 1569 г.)

Школы возникали в крупных феодальных поместьях, а также в монастырях.
Кроме того, детей учили странствующие учителя (мастера грамоты).

Слайд 17

Конец ХV—первая половина ХVI века – проникновение идей Возрождения и Реформации

Конец ХV—первая половина ХVI века – проникновение идей Возрождения и Реформации

в культуру Беларуси.
Идеи Николая Гусовского, Ф. Скорины , С. Будного, В. Тяпинского.
15 – нач. 16 вв. оживление социально-политической и культурной жизни. Борьба городов за магдебургское право, т.е. за городское самоуправление. Возникают городские (латинские) школы.
Слайд 18

Франциск Скорина ( ок. 1490 – не позднее 1551)

Франциск Скорина ( ок. 1490 – не позднее 1551)

Слайд 19

Изданная Скориной Библия

Изданная Скориной Библия

Слайд 20

Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик

Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист,

поэт, педагог, переводчик
Слайд 21

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий

Слайд 22

особенности 20—60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности. – Соединение

особенности

20—60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности.
– Соединение восточных

и западных традиций характерно для Беларуси.
Слайд 23

К сер. 16 в. усиливается экспансия католицизма в Беларуси. Иезуитский орден

К сер. 16 в. усиливается экспансия католицизма в Беларуси.

Иезуитский орден стремится

захватить просвещение в Великом княжестве Литовском.
В городах (Вильно, .Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трехклассные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Создаются католические училища, коллегиумы, академии.
1566 –создано в Вильно училище, затем коллегиум, в затем академия уравнена в правах с Краковским университетом.
Наряду в кириллической письменностью в обучение постепенно проникает и латинская.
Слайд 24

Католическая экспансия встретила серьезное сопротивление В 16-нач. 17 вв. это отразилось

Католическая экспансия встретила серьезное сопротивление

В 16-нач. 17 вв. это отразилось в

педагогической теории и практике. Образовалось 2 типа школ: реформационные (протестанские) и братские.
Слайд 25

Сымон Будный (1530—1593).

Сымон Будный (1530—1593).

Слайд 26

Деятельность С.Будного Принимал активное участие в создании Несвижской типографии, 1562 г.

Деятельность С.Будного

Принимал активное участие в создании Несвижской типографии,
1562 г. -

издал первый печатный учебник для школы на древнебелорусском языке — «Катехизис».
богословские сочинения — «Библия» (1572), «Новый завет» (1574), «О важнейших статьях христианской веры»(1576) и др.
Слайд 27

Катехизис С.Будного

Катехизис С.Будного

Слайд 28

Лыщинский Казимир (около 1634 ‒ 30.3.1689, Варшава)

 Лыщинский Казимир (около 1634 ‒ 30.3.1689, Варшава)

Слайд 29

К.Лыщинский

К.Лыщинский

Слайд 30

Особенности в XVI—XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической

Особенности

в XVI—XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической

церкви, протестантизма, npавославия и униатства
с 16 века, наряду с традиционными возникают иные центры обучения и воспитания:
католические школы,
городские (латинские) школы,
учебные заведения униатов,
протестантские школы,
братские школы.
Слайд 31

Кальвинистские школы кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское

Кальвинистские школы

кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское пятиклассное

кальвинистское училище, в котором преподавали талантливые педагоги.
В 1617 г. Януш Радзивилл создал в Слуцке кальвинистское училище, которое называли «Слуцкими Афинами».
четкая организация, основательность образования, давали такую подготовку, которая позволяла продолжить обучение в университете.
Слайд 32

Арианские школы школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Новогрудке. Арианские школы (независимо

Арианские школы

школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Новогрудке. Арианские школы (независимо от

ее конфессиональной принадлежности) . Каждая община антитринитариев имела свою школу.
Программа включала изучение языков, философии, медицины, права, естественных наук и ма­тематики.
Считается, что арианская педагогика стояла на более высоком уровне, чем кальвинистская
Слайд 33

Униатские школы предназначались в основном для бедного населения, изучались катехизис, языки.

Униатские школы

предназначались в основном для бедного населения,
изучались катехизис, языки.

Слайд 34

Братские школы –– учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного

Братские школы

–– учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного украинского

и белорусского народов. Борьба за народные традиции, за обычаи и веру отцов.
Известны в Вильно (1585, самая крупная), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633).
Слайд 35

Особенности Всесословные Плата за обучение в братских школах дифференцировалась Братские школы

Особенности

Всесословные
Плата за обучение в братских школах дифференцировалась
Братские школы возглавлял

ректор. Ему помогали «дозорцы» — лица, назначаемые от братства, которое строго контролировало деятельность школы.
Большое место имело православное вероучение. Некоторые школы имели типографии.
Слайд 36

Особенности образовательного процесса Обучение в школах делилось на 2 ступени. Младших

Особенности образовательного процесса

Обучение в школах делилось на 2 ступени. Младших ––

учили грамоте и пению. Старшие –– старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэзию, элементы математики и философии.
Образование было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки.
Слайд 37

Братские школы Особое внимание уделялось вопросам нравственности Строгая дисциплина Внедрена классно-урочная

Братские школы

Особое внимание уделялось вопросам нравственности
Строгая дисциплина
Внедрена классно-урочная система.
Занятия начинались

в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учите­ля или старших учеников учащиеся выполняли домашнее задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю.
Слайд 38

Учителя братских школ Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотрицкий, Леонтий Карпович и др.

Учителя братских школ

Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотрицкий, Леонтий Карпович и др.
Л.

Зизаний – автор
«Азбуки», в которую вошли алфавит, молитвы, словарь,
«Грамматики словенской» (1596)
Слайд 39

XVIII в. – активная полонизация Беларуси В XVIII в. школьное образование

XVIII в. – активная полонизация Беларуси

В XVIII в. школьное образование на

территории Беларуси сконцентрировалось в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев, базилианцев, кармелитов, францисканцев, бернардинцев.
Пиарские школы
Слайд 40

Эдукационная комиссия (1773-1794 гг) государственный орган управления системой образования разработала план

Эдукационная комиссия (1773-1794 гг)

государственный орган управления системой образования
разработала план преобразований

в области просвещения — «Устав, предписанный комиссией народного просвещения для академий и школ Речи Посполитой».