Христианство. Религиозные истоки

Содержание

Слайд 2

Самая крупная религиозная община

Самая крупная религиозная община

Слайд 3

Христианство Православное Католическое Протестантское В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35 млрд

Христианство

Православное
Католическое
Протестантское

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35

млрд
Слайд 4

Религиозные истоки Христианство зародилось в Палестине, в I в.н.э. Древняя Палестина

Религиозные истоки

Христианство зародилось в Палестине, в I в.н.э. Древняя Палестина объединяла

несколько государственных образований – Галелею, Самарию, Иудею и входила в состав Римской Империи.
Христианство заимствовало из иудаизма монотеизм, культ Яхве, отождествлённый с Богом Отцом, часть Священного Писания – Ветхий Завет. Культ Христа Спасителя, идею его искупительной жертвы и воскрешения, культ Богоматери из политеистических религий поздней античности: египетской, греческой и др.
Слайд 5

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело


Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно

имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм.
Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов.
Слайд 6

Христос и его учение В основу христианской религии легла вера в

Христос и его учение
В основу христианской религии легла вера в искупительную

миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества. Эти догматические положения являются основными для всех христианских течений. В них заключено существо христианской веры, дающей приверженцам христианства надежду на избавление от тягот земного существования в вечной жизни, которая должна наступить после смерти.
Согласно христианскому вероучению, появление Иисуса — исполнение давнего пророчества о Мессии — Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от Святого Духа Девой Марией, в городе Вифлеем, где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет. После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет.
Слайд 7

Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные направления христианства


Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные

направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах):
Бога - отца,
Бога - сына и
Бога - духа святого.
Слайд 8

Библия Книги Библии состоят из книг Ветхого и Нового заветов. Книги

Библия

Книги Библии состоят из книг Ветхого и Нового заветов. Книги Ветхого

завета состоят из книг Еврейской Библии (Танаха) и дополнительных книг, называемых в зависимости от христианской конфессии неканоническими, «рекомендуемыми для чтения» и второканоническими
Помимо канонических и второканонических (неканонических) книг известны также рукописи, которые хотя и надписаны наподобие рукописей Священного писания, но с точки зрения церкви в той или иной степени искажают вероучительные истины, по духу и содержанию не соответствуя апостольской вере. Такие рукописи названы апокрифами (от греч. ἀπόκρυφος — скрытый). 
Апокрифы, в частности, помогают понять, какими путями шло формирование христианства, из каких элементов складывалась его догматика.
Слайд 9

Православие Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например,

Православие

Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен

принцип автокефалии - самостоятельности национальных церквей. Всего их насчитывается 15.
Отличительной особенностью православия является то, что со времен первых семи Вселенских Соборов к этому учению не добавили ни одного догмата, в отличие от католицизма, и не отказались ни от одного из них, как это имело место в протестантизме.
В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувством.
Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.
Слайд 10

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий


Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных

религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения.
Основные из таких догматов следующие:
догмат троичности Бога,
догмат перевоплощения
догмат искупления.
(Суть догмата троичности Бога такова: Бог - не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве).
Слайд 11

Бог Отец создал из ничего небо, землю, мир видимый и невидимый.

Бог Отец создал из ничего небо, землю, мир видимый и невидимый.


Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра - первую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство.
Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом Троицы, в человеческом воплощении - Иисуса Христа. Третьей ипостасью является Святой Дух. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости.
Слайд 12

Один из основных законов православия - правило рецепции, принятия всей церковью


Один из основных законов православия - правило рецепции, принятия всей

церковью каких бы то ни было норм.
Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь Церковь - «тело Христово» - как целое.
В православии строжайше соблюдаются традиции семи таинств - крещения, причащения, покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства.
Таинство крещения символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и через него человеку прощается первородный грех, а взрослому и все прочие грехи. Считается, что только на основе таинства причащения (евхаристии) человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.
Непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина является совершение таинства покаяния (исповеди), которое включает в себя исповедание и отпущение грехов
Слайд 13

Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди греков, болгар, сербов,


Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди греков, болгар, сербов,

черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы и некоторых других.
Слайд 14


Слайд 15

История Вселенских Соборов Вселенские соборы — собрания преимущественно епископата христианской Церкви

История Вселенских Соборов

Вселенские соборы  — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на

которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
Слайд 16

Апостольский собор 49 г. — Иерусалимский собор (по другим данным, проходил

Апостольский собор 49 г. — Иерусалимский собор (по другим данным, проходил в 51 г.) постановил необязательность обрезания и соблюдения многих иудейских обрядов

для новообращенных язычников. Также он постановил, что Христос воплотился.
Первый Вселенский собор 325 г. — I Никейский. Принятие Символа веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи. Также он постановил, что Христосвочеловечился, то есть имел не только тело человека, но и человеческую душу
Второй Вселенский собор 381 г. — I Константинопольский. Повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице, дополнение Никейского Символа веры). Собор поясняет, что человечность Христа не есть преграда, чтобы быть Ему и Богом
Третий Вселенский собор 431 г. — Эфесский (осуждение Нестория, запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры («да не отменяется Символ веры трехсот восемнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее…» — 1-е правило Собора). Также этот собор поясняет, что человеческая природа Христа взята без всякого изъяна, неизменной. Этот собор не признаётся Ассирийской церковью
Слайд 17

Четвертый Вселенский собор 451 г. — Халкидонский (осуждение монофизитства) Пятый Вселенский

Четвертый Вселенский собор 451 г. — Халкидонский (осуждение монофизитства)
Пятый Вселенский собор 553 г. — II Константинопольский (Признание Богородицы Приснодевой, осуждение платонизма, оригенизма, несторианских сочинений и, повторно,

монофизитства)
Шестый Вселенский собор 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства) 
(Трулльский собор, «Пято-шестой собор», 691 г. в православии рассматривается как продолжение Шестого Вселенского Собора, изначально не признан за пределами Византийской империи, Римо-Католической Церковью не признан до настоящего времени).
Седмый Вселенский собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества). Собор отмечает, что поскольку Христос был человеком, то поэтому возможны изображения Х.риста, иконы
Слайд 18

Никео-Константинопольский символ веры Краткое изложение догматов христианства. Сформулирован на Никейском вселенском

Никео-Константинопольский символ веры

Краткое изложение догматов христианства.
Сформулирован на Никейском вселенском соборе в 325, доработан между 362 и 374, дополнен Первым Константинопольским

собором.
Западные церкви, прежде всего, в Испании, начиная с VII в. дополнили Символ веры пунктом об исхождении Святого Духа и от Сына (лат. filioque), что стало их главным догматическим расхождением с Православной Церковью.
Слайд 19

Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого

Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.
И

во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.
Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком;
Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
И воскресшего в третий день по Писаниям,
И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца,
И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца [и Сына] исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего через пророков.
И во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Признаю одно Крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых
И жизни будущего века. Аминь.
Слайд 20

Схизма 1054 г. В 1054 году произошёл распад христианской церкви на

Схизма 1054 г.

В 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную

(Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую). Восточная христианская церковь стала называться ортодоксальной, т.е. правоверной, а исповедывающие христианство по греческому обряду – ортодоксами или правоверными.
«Великий раскол» между Восточной и Западной Церквами вызревал постепенно, в результате долгих и сложных процессов, начавшихся задолго до XI в.
Слайд 21

Причины Политические разногласия Культурное отчуждение Экклезиологические разногласия Богословские причины Обрядовые различия

Причины

Политические разногласия 
Культурное отчуждение
Экклезиологические разногласия
Богословские причины
Обрядовые различия
Непосредственным поводом к церковному расколу стал конфликт первоиерархов

двух столиц — Рима и Константинополя.