Философия XX века. Лекция 8

Содержание

Слайд 2

В XX в. на смену универсальным системам приходят философия науки как

В XX в. на смену универсальным системам приходят философия науки как

методология по­знания, прагматизм как философия действия и герменевтика как истолкование текстов и т.п. Од­но из основных отличий философии XX в. в том, что она больше занята человеком как конкретной индивидуальностью.    
Основные направления:
Слайд 3

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (МАРТИН ХАЙДЕГГЕР, АЛЬБЕР КАМЮ, ЖАН-ПОЛЬ САРТР) «Экзистенция» — существо­вание («Существую,

 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (МАРТИН ХАЙДЕГГЕР, АЛЬБЕР КАМЮ, ЖАН-ПОЛЬ САРТР)

«Экзистенция» — существо­вание («Существую, следовательно,

мыслю»)
Основные черты экзистенциализма — обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии.
Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п.
Самым естественным состоя­нием человека, в котором он раскрывается наиболее полно, является страх (самый большой страх – это страх неизбежной смерти); он естественен и связан с отсутствием веры в загробную жизнь.
В жизни нет духов­ной цели, а стало быть, она нелогична, абсурдна (пессимизм)
Свобода — главная ценность и основание всех ценностей. (быть свобод­ным — значит быть самим собой, не думать и не поступать так, как поступают и думают другие – т.е. волюнтаризм)
Слайд 4

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (МАРТИН ХАЙДЕГГЕР, АЛЬБЕР КАМЮ, ЖАН-ПОЛЬ САРТР) Конфликт — изначальный смысл

 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (МАРТИН ХАЙДЕГГЕР, АЛЬБЕР КАМЮ, ЖАН-ПОЛЬ САРТР)

Конфликт — изначальный смысл социальной

жизни. Человек — эгоист, поэтому зло и борьба с другими людьми неизбежны.
Чем больше отвоеванная свобода, тем больше ответственность.
Человек осужден на ответственность и на вину за свои грехи.
«Экзистенциализм — это гуманизм» (благодаря своей обращенности к конкретному человеку и есть наиболее последовательно выраженный гуманизм)
ВЫВОД: Таким образом, экзистенциализм — философия конкретного, обособленного в себе человека, зовущая его к свободе и обращающая в конечном счете к выводу, что наилучший путь (по которому далеко не каждый может идти) — становле­ние духа, сфера творчества.
Слайд 5

ПСИХОАНАЛИЗ ( ЗИГМУНД ФРЕЙД, КАРЛ ЮНГ) Сомнения в том, что поведение

ПСИХОАНАЛИЗ ( ЗИГМУНД ФРЕЙД, КАРЛ ЮНГ)

Сомнения в том, что поведение полностью

определяется и контролируется сознанием =) обнаружение подсознательных мотивов поступков.
Воле к разрушению и смерти противостоит в человеке воля к жизни, частью которой являет­ся сексуальное желание =) узаимодействие этих двух воль определяет, по Фрейду, поведение че­ловека.
Сексуальное желание может переходить в творчество. В этом смысле вся духовная куль­тура является сублимацией (превращением) исходных инстинктов человека.
Поскольку источником болезни являются подсознательные мотивы, важным ста­новится осознать их (Фрейд разработал специальную технику, в которой большую роль играет толкование сновидений).
Архетипы — набор универсальных бессознатель­ных образов или символов, властвующих над человеком (никогда не может быть полностью раскрыто – Карл Юнг)
Слайд 6

ПСИХОАНАЛИЗ ( ЗИГМУНД ФРЕЙД, КАРЛ ЮНГ, ЭРИХ ФРОММ) Юнг под внутренним

ПСИХОАНАЛИЗ ( ЗИГМУНД ФРЕЙД, КАРЛ ЮНГ, ЭРИХ ФРОММ)

Юнг под внутренним ядром

человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного
Сексуальное желание может переходить в творчество. В этом смысле вся духовная куль­тура является сублимацией (превращением) исходных инстинктов человека.
Поскольку источником болезни являются подсознательные мотивы, важным ста­новится осознать их (Фрейд разработал специальную технику, в которой большую роль играет толкование сновидений).
Архетипы — набор универсальных бессознатель­ных образов или символов, властвующих над человеком (никогда не может быть полностью раскрыто – Карл Юнг)
Две модели поведения – «иметь или быть» (человек идет по пути потребительства, когда не осознает свое глубинное стремление стать полноценной личностью)
Другая, по Фромму, основная дилемма — между ложным единством в тоталитарном обществе, в котором свобода каждого подавляется, и истинным единством через любовь.
Слайд 7

НЕОПОЗИТИВИЗМ (ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН, БЕРТРАН РАССЕЛ, КАРЛ ПОППЕ­Р) Принцип верификации, в соответствии

НЕОПОЗИТИВИЗМ (ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН, БЕРТРАН РАССЕЛ, КАРЛ ПОППЕ­Р)

Принцип верификации, в соответствии с

которым научно­й может быть только такая теория, которая подтверждается эмпирическими фактами и для которой существуют воображаемые факты, опровергающие ее, если бы они на деле имели место (такая теория истинна).
Логика является адекватным инструментом познания.
Знание – это есть оправдывающаяся вера всего опыта человека как про­дукта эволюции.
Цель неопозитивизма — свести все научные результаты к некоторому количеству базисных положений, непосредственно проверяемых эмпирически, — оказалась нереализуемой, так как проверка (опытная) возможна только в естественных науках.
Слайд 8

ПРАГМАТИЗМ (ДЖОН ДЬЮИ, ДЕЙЛ КАРНЕГИ) Философия прагматизма ставит во главу угла

ПРАГМАТИЗМ (ДЖОН ДЬЮИ, ДЕЙЛ КАРНЕГИ)

Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность.
Разум

для прагматизма — инструмент добывания успеха в мире, а научные теории — орудия, помогающие в этом.
Функция интеллекта не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, а в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с объектами («мир есть то, что мы из него делаем»).
Этично с точки зрения прагматизма все, что способствует успеху в делах (прагматизм переходит в деловую этику).
Правила общения и достижения делового успеха сводятся к следующему: имеет хорошие отношения с людьми и достигает успеха в делах тот, кто максимально внимателен к другим и как можно меньше выпячивает собственное Я.
Слайд 9

СКЕПТИЦИЗМ (ХАЙДЕГГЕР И ШВЕЙЦЕР) Абсурдность бытия — это кризис (философия пришла

 СКЕПТИЦИЗМ (ХАЙДЕГГЕР И ШВЕЙЦЕР)

Абсурдность бытия — это кризис (философия пришла к

самоотрицанию).
Антиинтеллектуализм (скептическое отношение к разуму как к таковому) — реакция против рациональных основ философии Нового времени.
Теряется целостность видения мира (трагедия разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни).
Если нет логики исто­рии, на которую рассчитывал XIX век, значит, все случайно: и в человеческой жизни, и в природе.