Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х - выдающийся немецкий философ

Содержание

Слайд 2

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х -выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, коммунист, сын криминолог0а,

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х -выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, коммунист, сын криминолог0а, специалиста по уголовному праву Пауля

Йоханна Анзельма фон Фейербаха
Слайд 3

Родился в семье юриста, в Баварии В Берлине слушал лекции Гегеля

Родился в семье юриста, в Баварии
В Берлине слушал лекции Гегеля
Преподавал, но

был уволен за атеизм
После женитьбы поселился в деревне, где его жена владела фарфоровой фабрикой. Прожил там 25 лет безвыездно.

Краткая биография

Слайд 4

Долгое время в отечественной историко-философской литературе при оценке Л. Фейербаха исходили

Долгое время в отечественной историко-философской литературе при оценке Л. Фейербаха исходили

исключительно из факта связи фейербахианства и марксизма. Эту связь особо акцентировал Ф. Энгельс в известной брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», причем интерпретировал ее по древней схеме "предтеча — основоположник". Впоследствии авторитет Энгельса заставлял исследователей видеть в текстах Фейербаха исключительно нечто "предмарксовское". 
Слайд 5

Согласно Фейербаху, в мире начинается новая эпоха — постхристианская. Религия умирает,

Согласно Фейербаху, в мире начинается новая эпоха — постхристианская. Религия умирает,

ее место в культуре освобождается, и занять это место должна философия. Однако и философия должна измениться: ей не суждено стать простым, или негативным (в гегелевском смысле), отрицанием религии: "Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя — в соответствующей форме — то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии"
Слайд 6

Слайд 7

Уточняя свои представления, Фейербах называет новую "философию-религию" антропологией, "философией будущего", указывает

 Уточняя свои представления, Фейербах называет новую "философию-религию" антропологией, "философией будущего", указывает

на некоторые содержательные и формальные спецификации, — но на пороге XXI в. вполне очевидно, что такой синтез в мировой культуре пока не осуществлен. Мысль Фейербаха о необходимости преодоления относительной самостоятельности религии и философии (несмотря на существование религиозной философии) пока не получила, да и вряд ли получит в будущем историческое подтверждение.
Слайд 8

Итак, вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу "философии

Итак, вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу "философии

Человека". Согласно фейербаховской гуманистической концепции, Человек — высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Речь идет при этом не об отдельных людях, а о сущности их, т.е. о родовом начале. Отдельный человек вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств, — но Человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его свойства — это он сам, а без них, т.е. без моральных качеств доброты, мудрости, могущества Человека вовсе нет. В человеке — все ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь нисколько не менее важны, чем разум. 
Слайд 9

Видеть в другом, в Ты человеческо-сущностное, божественное (а вовсе не только

Видеть в другом, в Ты человеческо-сущностное, божественное (а вовсе не только

ограниченно-частичное) — значит реализовывать в жизни, в собственном моральном сознании и практике основной стереотип религиозного отношения человека к Богу. Этот стереотип, взятый Фейербахом из христианской религии (как высшей формы религиозного сознания), состоит в любви к Богу, в преклонении, высшем доверии. Именно Любовь (как доминирующее в человеческом отношении к Богу) наделена у Фейербаха родовым смыслом — это любовь половая, родосозидающая, включающая в себя и любовь к детям, т.е. к продолжению Я и Ты. 
Слайд 10

Несмотря на то что фейербаховская философия далека от системной формы, ей

Несмотря на то что фейербаховская философия далека от системной формы, ей

присуща масштабность классического германского философствования. Популярной стала идея человекобожия, сразу же получившая в гегельянстве плодотворные варианты истолкования. В 1843-1844 гг. К. Маркс и М. Штирнер, каждый по-своему, предприняли попытки решения проблемы человека, опираясь на мысли Фейербаха. Штирнер в книге «Единственный и его собственность» развил и обосновал индивидуальную форму "человекобожия". У Штирнера особое Я, осознавая и преодолевая отчуждения, освобождается и превращается в "Единственного" — властителя себя и своего мира. 
Слайд 11

Историко-философское значение творчества Фейербаха определяется фундаментальностью поставленных им проблем безрелигиозной, или

Историко-философское значение творчества Фейербаха определяется фундаментальностью поставленных им проблем безрелигиозной, или

постхристианской, морали. Это "проклятые вопросы" не только XIX, но XX и, видимо, XXI века. Осознание обезбоженности мира постепенно обретает свой трагизм. А Фейербах был оптимистом, последователем просветительства. Но, возможно, именно поэтому ему и удалось сформулировать гуманистический философско-исторический норматив для медленно, в муках рождающегося нового морального сознания человечества.
Слайд 12

Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте

Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте

его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.