Номинализм и реализм в позднем Средневековье

Содержание

Слайд 2

Содержание: 1. Введение 2. Основные направления средневековой философии. 3.Проблема соотношения общего

Содержание:

1. Введение
2. Основные направления средневековой философии.
3.Проблема соотношения общего и единичного в

философии реализма (универсализма).
4. Проблема соотношения общего и единичного в философии номинализма
5. Вывод.
6. Список литературы.
Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской

ВВЕДЕНИЕ

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии,

который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание.
Этим четко определенным содержанием и направленностью, средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.
Слайд 4

Основные направления средневековой философии Патристика Схоластика Номинализм Реализм

Основные направления средневековой философии

Патристика

Схоластика

Номинализм

Реализм

Слайд 5

СХОЛАСТИКА (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholastica —

СХОЛАСТИКА (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholastica —

ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. проходит в своем развитии следующие периоды:
Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы:
1) ранняя С. (11—12 вв.). Представители: Петр Дамиани - «служанкой теологии», Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000—1088), Иоанн Росцелин (ок. 1050—1122), Гийом из Шампо (ок. 1068—1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (ок. 1060 — ок. 1154), Жильбер Порретанский (1080—1154), Алан Лилльский, Иоанн Солсберийский (ок. 1115—1180) и др.;
2) зрелая или поздняя С. (13—14 вв.). Представите­ли: Альберт фон Больштедт (ок. 1200—1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1281), Николай Орем (ок. 1320—1382), Уилльям Оккам, Жан Буридан
Слайд 6

Важной отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно ставила себя

Важной отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно ставила себя

на службу теологии.
Схоластика – это собственно философское учение, которое видело путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В теологической форме схоластика разрабатывала и собственно философскую проблематику.
Слайд 7

Схоластику можно разделить на ортодоксальную, т. е. прямо или косвенно санкционируемую

Схоластику можно разделить на ортодоксальную, т. е.
прямо или косвенно санкционируемую церковь

и оппозиционную, отвергаемую ею и пор существу направленную против догматического богословия.
Главным вопросом, которым занимались схоласты, был вопрос об отношении – знания к вере.
Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над разумом. Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке также и философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному. В истории философии спор по этому вопросу известен как спор об «универсалиях», т.е. о природе общих родов или понятий
Слайд 8

Схоласты предложили множество решений этого вопроса. Основных было два. Первое состояло

Схоласты предложили множество решений этого вопроса. Основных было два. Первое состояло

в утверждении, что «универсалии» существуют реально, независимо от человеческой мысли и речи. Они существуют до вещей, представляют собой мысли, идеи в божественном Разуме. Взгляд этот получил название реализма. Второе – противоположное первому решение вопроса – состояло в утверждении, что «универсалии» не существуют реально, независимо от человека.
Они только общие имена. Согласно этому учению, человек вообще как родовая общность не существует. Реально существует только отдельные люди. Человек лишь общее имя, которым называется каждый единичный человек. Взгляд этот получил название номинализма.
Слайд 9

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.) ПОИСК УНИВЕРСАЛИЙ РЕАЛИСТЫ Реализм (от. лат.

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)

ПОИСК УНИВЕРСАЛИЙ

РЕАЛИСТЫ
Реализм (от. лат. realis – вещественный,

действительный) -
Общее существует реально.

НОМИНАЛИСТЫ
Номинализм (от лат. nomen – имя, наименование) – общее существует после вещей в сознании человека, носителем общего является слово, имя.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ
учение, признающее значимость как реализма так и номинализма

Слайд 10

Номинализм, по словам К.Маркса, был первым выражением материализма в средние века.

Номинализм, по словам К.Маркса, был первым выражением материализма в средние века.

Виднейшим номиналистами были Иоанн Росцелин (XI в.), Дунс Скотт, Уильям Оккам (XIV) Подавляющее большинство схоластов были реалистами. Крупнейшим ранним реалистом был ирландец Иоанн Скотт.
Слайд 11

Иоанн Скот Эриуген (ок. 810 – 877 гг.) («первый отец схоластики»)

Иоанн Скот Эриуген (ок. 810 – 877 гг.)
(«первый отец схоластики»)

-

Философская система по типу неоплатонизма.
- Подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию.
- Один из первых защитников рационализации теологии.

Написал работы «О разделении природы» и «О божественном предопределении»

Слайд 12

В работе «О разделении природы» Иоанн Скот описывает две природы: Природа

В работе «О разделении природы» Иоанн Скот описывает две природы:
Природа несотворенная

и творящая
Природа сотворенная и не творящая
И вводит еще 3-ю, промежуточную природу «СОТВОРЕННУЮ И ТВОРЯЩЕЮ»
Слайд 13

Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.) - Разграничил области

Фома Аквинский
(1225 или 1226 – 1274 гг.)

- Разграничил области философии и

теологии: предметом первой являются «истины разума», второй «истины откровения»
- Разделял идею бессмертия души.

Философия Ф. Аквинского носит название томизм

Главные проблемы философии Аквинского: 1) Бог – мир
2) Разум - вера

Истины веры сверхприродны. Человеческий разум не в состоянии постичь их

Слайд 14

Ансельм Кентерберийский («второй Августин») (1033 - 1109) - Без веры нет

Ансельм Кентерберийский
(«второй Августин»)
(1033 - 1109)

- Без веры нет подлинного познания.
-

«Вера ищет разум» (таким образом впервые сформулировал задачи теологии и философии).
- Истина содержится не только в мышлении, она самостоятельна и реально существует.
- В вопросе поиска универсалий занимает позицию умеренного реализма.

- При доказательствах существования бога, использовал так называемое онтологическое доказательство (из понятия вещи выводится доказательство ее реального существования).

Слайд 15

Уильям Оккам (ок. 1300 – 1349 гг.) английский философ, францисканский монах

Уильям Оккам
(ок. 1300 – 1349 гг.)

английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в

графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.
Слайд 16

Иоанн Росцелин ок. 810 – 877 гг.) (Johannes Roscelin) (ок. 1050

Иоанн Росцелин ок. 810 – 877 гг.)  (Johannes Roscelin) (ок. 1050

— ок. 1122) — французский философ, теолог, первый крупный представитель номинализма.
Родился в Компьене, был каноником и преподавателем логики. Сочинения Росцелина не сохранились (до нас дошло только одно письмо к Абеляру, где Росцелин очень осторожно высказал свои теоретические воззрения). О философских взглядах Росцелина можно судить по критическому изложению Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Иоанна Солсберийского и др.
Слайд 17

Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о

Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о

триединстве Божьем. Он пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма. Защищал права разума против слепого авторитета церкви. В 1092 г. церковный собор в Суассоне осудил учение Росцелина как еретическое и заставил его отречься от своего учения.
Слайд 18

Вывод. Средние века представляются в некоторых источниках как «темные», «мрачные» времена,

Вывод.
Средние века представляются в некоторых источниках как «темные», «мрачные» времена, эпоха

«инквизиции», террора над инакомыслием, век безраздельного господства церкви. Безусловно, средневековая философия теоцентрична по своей природе и существу, ее нельзя недооценивать.
Тщетно было бы ожидать, что христианские теологи – такие, как Аквинат, Скот, Оккам, - обратятся к философии в поисках ответов на вопросы, на которые, как они были уверены, можно ответить только в сфере откровения и теологии. Мы должны рассматривать средневековую философию в ее историческом контексте, не ожидая от нее того, чего она не обещала.