ПРИРОДА В КОНТЕКСТЕ СМЕНЫ КАРТИНЫ МИРА

Содержание

Слайд 2

ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) — одно из центральных понятий философской

ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) — одно из центральных понятий философской

и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность, противостоящую человеку, объективно существующую и развивающуюся по своим законам.

ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Слайд 3

Слайд 4

Онтологическая (доказательство существования природы как объективной реальности) Гносеологическая (стремление обосновать неограниченные

Онтологическая (доказательство существования природы как объективной реальности)
Гносеологическая (стремление обосновать неограниченные возможности

в познании природы человеком)
Аксиологическая (понимание и объяснение природы как ценности, без которой человек не в состоянии существовать и развиваться в качестве разумного и гуманного существа)

ПОЗИЦИИ В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Слайд 5

Природа-подвижное целое, а человек - одна из ее частей. Начали складываться

Природа-подвижное целое, а человек - одна из ее частей.
Начали складываться натуралистические

теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот).
Пифагор вводит понятие «космоса».

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 6

Природа создана из ничего Богом, всецело зависима от неё и выступает

Природа создана из ничего Богом, всецело зависима от неё и выступает

лишь отдаленным отблеском божественного совершенства.
Считалось, что в природе вопло-
щен божественный план.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 7

Пантеизм Человек – главный элемент природы. В Новое время эта установка

Пантеизм
Человек – главный элемент природы.
В Новое время эта установка усиливается и

превращается в рассмотрение природы как сферы активной практической деятельности.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 8

МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ-ЛУИ ДЕ СЕКОНДА( 18 ЯНВАРЯ 1689 — 10 ФЕВРАЛЯ 1755)

МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ-ЛУИ ДЕ СЕКОНДА( 18 ЯНВАРЯ 1689 — 10 ФЕВРАЛЯ 1755)

"Человек,

- писал П. Гольбах в своем труде "Система природы", - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам".
Слайд 9

ФЕЙЕРБАХ, ЛЮДВИГ АНДРЕАС (28 ИЮЛЯ 1804— 13 СЕНТЯБРЯ 1872) Природа имеет

ФЕЙЕРБАХ, ЛЮДВИГ АНДРЕАС (28 ИЮЛЯ 1804— 13 СЕНТЯБРЯ 1872)

Природа имеет основания

"не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах".
Слайд 10

КАРЛ МАРКС (5 МАЯ 1818, ТРИР — 14 МАРТА 1883, ЛОНДОН)

КАРЛ МАРКС (5 МАЯ 1818, ТРИР — 14 МАРТА 1883, ЛОНДОН)

Маркс

выделил:
а) естественные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т.д.);
б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.).
Слайд 11

А.А. БОГДАНОВ(1873 - 1928) Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной

А.А. БОГДАНОВ(1873 - 1928)

Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии

и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.
Слайд 12

Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и

Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и

человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества.

ПОНЯТИЕ «КОЭВОЛЮЦИИ»

Слайд 13

Три основные сферы: неживая природа органический мир социальная жизнь Основываются на:

Три основные сферы:
неживая природа
органический мир
социальная жизнь
Основываются на:
теории нестационарной Вселенной,

синергетике.
теории биологической эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.

СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Слайд 14

природа общество труд

природа

общество

труд

Слайд 15

Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы Культура «ВТОРАЯ ПРИРОДА»

Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы
Культура

«ВТОРАЯ ПРИРОДА»

Слайд 16

Ценность жизни понимается в разных подходах: а) как "благоговение" перед жизнью

Ценность жизни понимается в разных подходах:
а) как "благоговение" перед жизнью не

только человека, но и других существ (А. Швейцер, Б. Колликот, JI. Уайт и др.);
б) сохранение жизни - необходимая предпосылка для существования человека и человечества (от протагоровского суждения о человеке как мере всех вещей).
Слайд 17

формы отношений человека к внешнему миру ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА практическое познавательное ценностное

формы отношений человека к внешнему миру

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

практическое

познавательное

ценностное

Слайд 18

Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское

Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское

направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).

НАТУРАЛИЗМ

Слайд 19

Онтологический натурализм Эпистемологический натурализм Семантический натурализм Методологический натурализм ВИДЫ ФИЛОСОФСКОГО НАТУРАЛИЗМА

Онтологический натурализм
Эпистемологический натурализм
Семантический натурализм
Методологический натурализм

ВИДЫ ФИЛОСОФСКОГО НАТУРАЛИЗМА