Развитие обществознания в новое время, 10 класс

Содержание

Слайд 2

1. Общественный договор. 2. Французские просветители. 3. Трудовое общество А.Смита. 4.

1. Общественный договор.
2. Французские просветители.
3. Трудовое общество А.Смита.
4. Взгляды социалистов.
5. Гражданское

общество Г.Гегеля.
6. Повторение (схема).
7. Домашнее задание.

План урока

Слайд 3

Впервые вопрос о правах чело-века поставило христианство, завившее о равенстве всех

Впервые вопрос о правах чело-века поставило христианство, завившее о равенстве всех

людей перед Богом. Права на жизнь, собственность стали рассма-триваться как естественные, Богом данные права человека.
В XVII в. английские философы Т.Гоббс и Д.Локк выдвинули теорию общественного договора. В ранний период истории была неограниченная свобода и «все воевали против всех». Чтобы выйти из такого состояния, люди заключили «общественный договор», передав часть своих прав государству с целью сохранения за собой остальных прав (на жизнь, собственность и др.)

1. Общественный договор.

Слайд 4

По Гоббсу, объем прав, отошедших государству, может быть очень большим (правитель

По Гоббсу, объем прав, отошедших государству, может быть очень большим (правитель

в общественных интересах может даже приносить в жертву жизнь людей). Однако Локк не соглашался с тем, что граждане лишаются почти всех своих прав в пользу государства.
Локк также выступал против концентрации власти в одних руках либо в одном органе. Он выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную (позднее развитую в трудах французского философа Ш.Монтескье). Каждая власть должна контролировать и сдерживать другую, что позволяет избежать деспотизма и произвола. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии.
Слайд 5

Философы-просветители, возвышая личность отдельного человека, исходили из неисчерпаемых возможностей разума, знания

Философы-просветители, возвышая личность отдельного человека, исходили из неисчерпаемых возможностей разума, знания

и основанного на них общественного прогресса.
Ведущим принципом справедливого общественного устройства они считали равенство людей. Вольтер понимал его как равенство политическое (т.е. равенство в правах, перед законом).
А вот Ж.Ж.Руссо выступал за имущественное и социальное равенство.
Ш.Монтескье развил идею разделения властей.
Французские просветители были сторонниками теории общественного договора.

2. Французские просветители.

Слайд 6

Идеи английского экономиста и философа XVIII в. А.Смита: Общественные связи между

Идеи английского экономиста и философа XVIII в. А.Смита:
Общественные связи между людьми

устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами их труда (каждый, работая на себя, вынужден работать и на других).
Труд, стремление человека к благополучию выступают главными источниками общественного богатства.
Условия процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

3. Трудовое общество А.Смита

Слайд 7

В конце XVIII – начале XIX в. французские философы А.Сен-Симон, Ш.Фурье

В конце XVIII – начале XIX в. французские философы А.Сен-Симон, Ш.Фурье

и английский социалист-утопист Р.Оуэн мечтали о справедливом обществе – социалистическом. Это общество социальной гармонии и общности интересов всех граждан, свободного творческого труда и равных возможностей для применения своих способностей.
Предполагалось, что производство будет развиваться на основе гос. планирования. Все граждане обязательно будут работать и получать блага по труду. Эксплуатация человека человеком исчезнет.

4. Взгляды социалистов.

Слайд 8

Основные идеи немецкого философа XVIII – XIX в. Г.Гегеля: «Гражданское общество»

Основные идеи немецкого философа XVIII – XIX в. Г.Гегеля:
«Гражданское общество» –сфера,

которая непосредственно не регулируется государством (включает семейные, экономические, трудовые, общественные отношения).
Основой исторического развития является «абсолютная идея» («мировой дух»), которая возвышается над людьми и выражается в нравственности, праве, религии.
Диалектический метод: источником, «мотором» общественного развития являются внутренние противоречия.

5. Гражданское общество Г.Гегеля

Слайд 9

ФИЛОСОФЫ нового времени Д.Локк Т.Гоббс Вольер Ш.Монтескье Ж.Ж.Руссо А.Смит А.Сен-Симон Ш.Фурье

ФИЛОСОФЫ
нового времени

Д.Локк

Т.Гоббс

Вольер

Ш.Монтескье

Ж.Ж.Руссо

А.Смит

А.Сен-Симон

Ш.Фурье

Р.Оуэн

Г.Гегель

П о в т о р и м :

Теоретик

западного либерализма, конституцион-
ной монархии, принципа разделения властей

Теория общественного договора

Французские просветители выступали за равенство людей

Равенство политическое

Имущественное равенство

Развил идею разделения властей

Теория «Трудового общества»: свободный труд и
личная инициатива, частная собственность,
невмешательство государства в экономику

Социалисты

Идеал – социалистическое общество:
гос. планирование в экономике, отсутствие
эксплуатации, получение благ по труду

Гражданское
общество

Абсолютная
идея

Диалектический
метод