Исторические картины В. И. Сурикова

Содержание

Слайд 2

Василий Иванович Суриков (1848-1916 гг.) родился в Красноярске. Сильное стремление к

Василий Иванович Суриков (1848-1916 гг.) родился в Красноярске. Сильное стремление к

обучению живописи заставило его переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. С 1877 года Cуриков жил и работал в Москве, позже вступил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок.
Слайд 3

У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник

У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник

писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал, или, позже, в одном из залов Исторического музея. Обстановка была очень простой - лишь самое необходимое. Начиная работать, Суриков замыкался, затворялся в своей мастерской, почти никогда не показывая работу до ее окончания. Художнику необходимо было претворить в жизнь свой замысел, который ярким образным представлением со всеми композиционными, пластическими и цветовыми подробностями "вспыхнул" в его душе.

«Степан Разин» 1903-1907 гг.

Слайд 4

С проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в своих картинах истоки трагических

С проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в своих картинах истоки трагических

противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Главным действующим лицом выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. С большим мастерством и любовью художник передает облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, религиозную архитектуру и деревенские сараи.

«Взятие снежного городка», 1891г.
Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 5

«Утро стрелецкой казни», 1881 г., Третьяковская галерея, Москва

«Утро стрелецкой казни», 1881 г., Третьяковская галерея, Москва

Слайд 6

В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции,

В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции,

в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологической характеристики персонажей.

Боярыня Морозова, 1887 г.
Третьяковская галерея, Москва

Слайд 7

«Покорение Сибири Ермаком», 1895 г.

«Покорение Сибири Ермаком», 1895 г.

Слайд 8

«Переход Суворова через Альпы», 1899 г. Русский музей, Санкт-Петербург «Генералиссимус Суворов» 1907 г.

«Переход Суворова через Альпы», 1899 г.
Русский музей, Санкт-Петербург

«Генералиссимус Суворов»
1907 г.

Слайд 9

Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911

Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911

года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку.
Слайд 10

Всё искусство Сурикова - проникновенная, глубокая дума о русском народе. Показывая,

Всё искусство Сурикова - проникновенная, глубокая дума о русском народе. Показывая,

как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта.
Суриков стоит в ряду тех великих художников, исключительной целью искусства которых было прославление своего народа, его национальной красоты, его высоких душевных качеств.
Его творчество – вклад русского народа в сокровищницу мирового искусства.