Пигменті в реставрации декоративно-прикладного искусства

Содержание

Слайд 2

Масляная краска Пигмент Природные Малахит Азурит Цветные земли Лазурит Искусствен- ные

Масляная
краска
Пигмент
Природные
Малахит
Азурит
Цветные
земли
Лазурит
Искусствен-
ные
Свинцовые
белила
Искуств.
ультрамарин
Баритовые
белила
Связующее
вещество
Эмульсия
Яичная
Казеиновая
ПВА
Воск
Пчелиный
Стеарин
Растительные
масла
Оливковое
Льняное
Ореховое

Слайд 3

Пигменты — это высокодисперсные окрашенные порошки, получаемые из природного или синтетического

Пигменты — это высокодисперсные окрашенные порошки, получаемые из природного или синтетического

сырья. Некоторые из них, могут быть как природного, так и синтетического происхождения. По химическому составу пигменты разделяют на органические и неорганические, по цвету — на ахроматические (белые, серые, черные) и хроматические (все цветные).
Неорганические пигменты представляют собой оксиды, гидроксиды и соли металлов. Получают их из природных минералов, либо синтезируют.
Слайд 4

Hendrik Averkamp

Hendrik Averkamp 

Слайд 5

Другие : Церуссит — карбонат свинца РbСО3. Мел — карбонат кальция

Другие :

Церуссит — карбонат свинца РbСО3.

Мел — карбонат кальция СаСО3.

Гипс — сульфат

кальция CaSO4- 2H2О.

Литопон — сульфид цинка ZnS+ сульфат бария BaSO4

Титановые белила — оксид титана TiO2.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Камиль Коро Глауконит Синонимы: зеленая земля, празелень, зеленая Веронезе, английская зеленая,

Камиль Коро

Глауконит
Синонимы: зеленая земля, празелень, зеленая Веронезе, английская зеленая, богемская зеленая и

т.д.- по месту происхождения. Использовался без ограничения в различных живописных техниках и видах живописи. Основной зеленый пигмент настенной живописи.

Ярь-медянка
Синонимы: зеленая медная, испанская зеленая, венецианская зеленая, вердигрис, ярь венецейская, ярь. Древнейший живописный пигмент. Ярь-медянка широко применялась в станковой живописи, икогда не использовалась в настенной живописи.

Малахит
Синонимы: горная зеленая, медная зеленая, малахитовая зелень . Наиболее ранние произведения искусства, в которых обнаружен малахит — это памятники Древнего Египта. Малахит использовался в станковых произведениях, иконописи и в живописи книжных миниатюр. 

Швейнфуртская зеленая
Синонимы: брауншвейгская, мюнхенская, парижская, венская зеленая, кроющая, изумрудная, оригинальная зеленая. Из-за высокой ядовитости с 1920 г. не употребляется.
Использовалась в различных техниках — в акварели, в темперных и масляных красках.

Хромовая зелень — оксид хрома Сr2О3.
Синонимы: изумрудная зеленая ; с XIX в. широко используется в различных живописных техниках.

 Зеленый кобальт — оксид кобальта и цинка ZnO• СоО.
Синонимы: зеленая киноварь, зеленая Ринмана, саксонская зеленая, цинковая зеленая.  В 1780 году получен шведом Ринманом. Используется для производства масляных темперных, казеиновых красок, а также для пастели.

Слайд 9

Как изменяют цвет все медные зеленые пигменты при нагревании?

Как изменяют цвет все медные зеленые пигменты при нагревании? 

Слайд 10

Слайд 11

Красные органические пигменты: Античный пурпур — красно-фиолетовый пигмент, источник: железы морских

Красные органические пигменты:

Античный пурпур — красно-фиолетовый пигмент, источник: железы морских моллюсков из

родов Murex и Purpura.
Крапплак — красно-вишневый пигмент, источник: корни марены красильной Rubia tinctoria.

Кошениль — красно-вишневый пигмент, источник: кошениль ("канцелярское семя") — самки насекомых, живущих на кактусах (Центральная Америка).

Кермес — красно-вишневый пигмент, источники: кермес(червец) — самки насекомых, живущие на корнях некоторых растений: на дубах (Южная Европа, Северная Африка); на различных травах в Армении и Персии; российский червец — на клубнике и ежевике(Центральная Россия) и др.

Красное дерево или бразильское дерево — источники: деревья вида Caesalpina (Ямайка, Бразилия, Азия, Филиппины).
(англ.: Brazil wood; нем.: Rotholz, Brasilholz; франц.: Bois du Вгe sil). Красящее вещество получали экстракцией из растений или из высушенных телец насекомых. Существовал и иной способ приготовления красных органических пигментов: краситель извлекали из уже окрашенных тканей. В этом случае при исследовании пигмента обнаруживают остатки окрашенных текстильных волокон.

В 1868 году Грэбе и Либерманн синтезировали ализарин — один из красящих компонентов крапплака. С этого момента натуральный крапплак вытесняется дешевым ализариновым пигментом, как более светостойким и дешевым.

Слайд 12

Желтые пигменты Желтая охра — природная смесь минералов: гидроксид железа Fe2O3

Желтые пигменты

Желтая охра — природная смесь минералов:
гидроксид железа Fe2O3 • nH2О(20-70%) + глинистые минералы

Аурипигмент — сульфид мышьяка As2S3

Неаполитанская

желтая —антимонит свинца PbySb2-xO7 (2<у<3;0<х<1)

Шафран — растительный краситель кроцетин

Индийская желтая — Mg- и Са- соли эксантиновой (euxanthin) кислоты

Желтые хромовые пигменты. Желтый хром — РbСгО4 или 2PbSO4 • РbСгО4(в зависимости от способа получения)

Цинковая желтая — ZnCrO4.

Слайд 13

Коричневые пигменты Умбра натуральная- натуральный земляной пигмент. Используется в живописи со

Коричневые пигменты

Умбра натуральная-

натуральный земляной пигмент. Используется в живописи со времен пещерных

росписей. Использовался без ограничения в различных техниках и видах живописи.

Сиена жженая , умбра жженая — смесь безводных оксидов Fe3+, Mn4+, глинистые минералы
Природные пигменты, подвергнутые термической обработке. Используются с древнейших времен как коричневые пигменты.

Коричневая Ван Дейка — 90% органических веществ (гумусовая и гуминовая кислоты), оксиды железа, глинистые минералы, песок. 
Природный материал такого состава известен в живописи с XVI века. В XIX веке под этим названием существовал синтетический пигмент (ферроцианид меди Сг2[Fе(СN)6]) для акварели и масляных красок.

Асфальт — природная смесь углеводородов с неорганическими примесями.

Синонимы: антверпенская коричневая, иудейская смола, битум, мумия

С древнейших времен использовался как клееющее средство и как консервант. Считается, что в живописи начинает использоваться с XVII века, хотя при исследовании более ранних произведений его обнаруживают как добавку в темные красочные слои

Слайд 14

Древесный уголь, виноградная черная, персиковая черная— древнейшие черные пигменты, получающиеся путем

Древесный уголь,
виноградная черная, персиковая черная—
древнейшие черные пигменты, получающиеся путем сгорания

без доступа воздуха различных древесных и растительных остатков.

Ламповая копоть (сажа)
Ламповую сажу производили уже в Древнем Китае для туши путем неполного сгорания минеральных и растительных масел. В Европе с XVIII века сажу производят на промышленных установках.

Слоновая черная, жженая кость
Пигменты, получаемые обугливанием костей, слоновых бивней. Древнейший черный пигмент, использовавшийся, как и все углеродсодержащие черные пигменты, без ограничений.

Черные пигменты

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

. Влияние на стойкость пигментов. Воздух кислород изменяет некоторые цветные вещества

.

Влияние на стойкость пигментов.

Воздух
кислород изменяет некоторые цветные вещества
влага катализирует эти

изменения
сернистые газы вызывают почернение свинцовых и медных красок

Свет
прямой солнечный свет, содержащий много ультрафиолетовых лучей, вызывает химические реакции, проявляющиеся в посветлении органических красителей
киноварь иногда темнеет под действием прямого солнечного света. При этом происходит не химическая реакция, а физическое изменение красного кристаллического сернистого соединения в черное, с иной структурой.

Взаимная реакция
кадмий желтый и красный, ультрамарин и свинцовые белила чернеют в смеси с медными красками
краплак и каменноугольные красители бледнеют в смеси с кроющими белилами
каменноугольные красители бледнеют с железосодержащими глинами, охрой, сиеной и умброй

Слайд 18

Воздействие пигментов на связующее пигменты, содержащие свинец (кремницкие белила, свинцовый сурик),

Воздействие пигментов на связующее

пигменты, содержащие свинец (кремницкие белила, свинцовый сурик),

ускоряют процесс высыхания масляного связующего

каменноугольные красители, черни (сажа) и кадмий замедляют высыхание масел

окислы металлов действуют как слабые основания

цинковые и свинцовые белила реагируют со свободными жирными кислотами, содержащимися в маслах, с образованием мыла, которое влияет на процесс отвердения масла и его оптические свойства

пигменты, которые частично растворяются в связующем, например умбра, окрашивающая масло марганцем, проникают в вышележащие слои живописи, подобно анилиновым красителям

Воздействие связующего на пигменты

Сильно кислые связующие — темпера с уксусной кислотой или прогорклое масло большой кислотности — могут вызвать обесцвечивание ультрамарина.

Щелочные связующие разлагают берлинскую лазурь, ализариновые лаки и другие органические красители, которые нельзя употреблять во фреске.

Связующие красок влияют на пигменты и вследствие желтения.

Слайд 19

МЕТОД ОЧИСТКИ АТОМАРНЫМ КИСЛОРОДОМ

МЕТОД ОЧИСТКИ АТОМАРНЫМ КИСЛОРОДОМ