Импрессионизм в живописи

Содержание

Слайд 2

В этой презентации получилось много текста. Не нужно писать всё. Что-то достаточно прочитать и понять.

В этой презентации получилось много текста.
Не нужно писать всё.
Что-то достаточно

прочитать и понять.
Слайд 3

И.Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872 Реалистическое изображение

И.Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872

Реалистическое изображение

создаётся по принципу подобия.
Для этого используется линейная перспектива, светотень.
Слайд 4

И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г. Импрессионисты изображают не саму реальность,

И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г.

Импрессионисты изображают не саму реальность, а

впечатление от неё.
Для этого используют фрагментарную композицию, крупные мазки.
Слайд 5

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Символисты заменяют реальность символом.

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

Символисты заменяют реальность символом.
Цвет отделяется

от формы и имеет самостоятельное значение.
Слайд 6

А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г. В кубизме уже происходит разложение формы. Линейная перспектива не используется.

А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.

В кубизме уже происходит разложение формы.
Линейная

перспектива не используется.
Слайд 7

К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914-1915. Таким образом, живопись постепенно разлагается

К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914-1915.

Таким образом, живопись постепенно разлагается на

составляющие: цвет, форма, линия, пятно.
«Чёрный квадрат» – это «кирпичик», первоэлемент, простейшая форма.
Это конец и одновременно начало всего.
Слайд 8

В начале ХХ века происходят научные открытия, в 1914 г. начинается

В начале ХХ века происходят научные открытия, в 1914 г. начинается

Первая мировая война. Мир меняется на глазах. Меняется и искусство.

1897 г. – открытие электрона.
Начало ХХ в. – открыты протон, позитрон, нейтрон.
1907-1917 гг. – теория относительности А. Эйнштейна.
1895 г. – открытие рентгеновского излучения.
1900-е гг. – исследования К.Э. Циолковского в области космических полётов.
Начало ХХ в. – интенсивное развитие психологии, медицины, создание новых лекарств.
1900-1910-е.гг. – работы В.И. Вернадского. Создание междисциплинарных наук, формирование новой научной картины мира.

Слайд 9

Рождается новое направление искусства: Авангард – (от фр. avant-garde – передний

Рождается новое направление искусства:
Авангард – (от фр. avant-garde – передний край,

передовой отряд) – условное наименование различных художественных направлений в искусстве ХХ века, демонстративно порывающих с установившимися художественными традициями.
Слайд 10

Абстрактное искусство, абстракционизм – (от лат. abstraktus – отвлечённый) – беспредметное

Абстрактное искусство, абстракционизм – (от лат. abstraktus – отвлечённый) – беспредметное

искусство, не изображающее мир в привычных формах. Художники освобождаются (абстрагируются) от реальных форм, создавая язык универсальных первоэлементов. Нефигуративные композиции картин сложно организованы по ритмике и цвету.
Супрематизм – (от лат. supremus – высший) – течение в беспредметном искусстве, созданное К. Малевичем и его последователями в 1910-х гг. Основная задача течения – выражение «высшей», абсолютной реальности в простых геометрических формах. Композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей и геометрических фигур. Они пронизаны внутренним движением и гармонически уравновешены.
Слайд 11

Картины К. Малевича на выставке «0,10 (ноль-десять)» в Петрограде. 1915 г.

Картины К. Малевича на выставке «0,10 (ноль-десять)» в Петрограде. 1915 г.

Слайд 12

Сам Малевич назвал «Чёрный квадрат» «зародышем всех возможностей». Он стал манифестом

Сам Малевич назвал «Чёрный квадрат» «зародышем всех возможностей». Он стал манифестом

нового направления.
В нём всё – краски, формы, структуры – сведено к нулю, и художник, как демиург, начинает творить новые миры из этого «ничто». (Тот же смысл носило название выставки «0,10 (ноль-десять)» - перешагнуть за нуль).
Слайд 13

Посмотрите, как Малевич расположил «Чёрный квадрат» среди других картин? Он висит

Посмотрите, как Малевич расположил «Чёрный квадрат» среди других картин? Он висит

в верхнем углу, как икона. Это икона ХХ века. «Чёрный квадрат» не предназначен для рассматривания, любования. Это знак, формула, манифест нового искусства.
Картина не имеет ни верха, ни низа, ни объёма, ни перспективы. Квадрат – символ земли – парит в окружающем его бесконечном космосе. Сам Малевич говорил: «Искусство моё не принадлежит земле исключительно». (Помните, в эти же годы Циолковский разрабатывает теорию космических полётов). Чёрный и белый в сопоставлении дают два полюса, расстояние между которыми максимально раздвинуто. Цветовое многообразие между ними беспредельно. Чёрный цвет физически вбирает в себя все краски мира, белый цвет – оптически. Белый и чёрный также – символы предельных сущностей жизни: света и тьмы, добра и зла. Таким образом, «Чёрный квадрат» - это в высшей степени обобщение, абстракция.
Слайд 14

Чтобы объяснить свой метод в искусстве, Казимир Малевич написал книгу «От

Чтобы объяснить свой метод в искусстве, Казимир Малевич написал книгу «От

кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Через увлечение Сезанном и фовизмом, Малевич приходит к кубофутуризму, а затем создаёт собственный метод – супрематизм.
Он строит композиции из геометрических фигур.

Казимир Северинович
Малевич (1878-1935)

Слайд 15

Дама у афишного столба. Чёрный квадрат. Супрематизм. К. Малевич

Дама у афишного столба.

Чёрный квадрат.

Супрематизм.

К. Малевич

Слайд 16

Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях. 1915 г. Белый

Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях. 1915 г.

Белый квадрат.

(Белое на белом). 1918 г.
Слайд 17

Почти сразу после написания «Чёрного квадрата» Малевич пытается перевести плоские формы

Почти сразу после написания «Чёрного квадрата» Малевич пытается перевести плоские формы

в объём.
Он не придумал, а ОТКРЫЛ выразительные возможности простых форм.
Слайд 18

Архитектоны К. Малевича Он заложил основы архитектуры и дизайна ХХ века.

Архитектоны К. Малевича

Он заложил основы архитектуры и дизайна ХХ века.

Слайд 19

Нью-Йорк Сравните современные здания с архитектонами Малевича.

Нью-Йорк

Сравните современные здания с архитектонами Малевича.

Слайд 20

Москва

Москва

Слайд 21

Посуда по эскизам К. Малевича.

Посуда по эскизам
К. Малевича.

Слайд 22

Эскизы тканей К. Малевича.

Эскизы тканей К. Малевича.

Слайд 23

Современные кутюрье до сих пор обращаются к наследию Малевича.

Современные кутюрье до сих пор обращаются к наследию Малевича.

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Малевич никогда не расставался с фигуративной живописью. Он создал два «крестьянских»

Малевич никогда не расставался с фигуративной живописью. Он создал два «крестьянских» цикла. Дореволюционный

– радостный и красочный.

Уборка ржи. 1912 г.

Лесоруб. 1912-1913 гг.

Слайд 27

Второй цикл – трагический (1928 – 1932 гг.). Он отражает эпоху

Второй цикл – трагический (1928 – 1932 гг.). Он отражает эпоху

коллективизации, формирования тоталитарного государства, обезличивающего человека.

Женщина с граблями.

Сложное предчувствие.

Слайд 28

К. Малевич. Автопортрет. 1933 г. Казимир Малевич был амбициозным человеком. На

К. Малевич. Автопортрет. 1933 г.

Казимир Малевич был амбициозным человеком.
На волне революции

он активно продвигает новое искусство.
Его дважды арестовывали.
В 1927 г. ненадолго едет в Германию.
Свою дочь он назвал – Уна.
От названия своей группы «Утвердители нового искусства».
Завещал похоронить себя в супрематическом гробу в виде креста.
Он хотел, чтобы вся жизнь была пронизана новым искусством.
Слайд 29

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) Василий Кандинский пришёл в искусство поздно: после

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

Василий Кандинский пришёл в искусство поздно: после окончания

юридического факультета Московского университета.
Художник много путешествовал, а в 1921 г. навсегда покинул Россию.
Жил в Германии, затем – во Франции.
Везде был признан как основатель абстрактного искусства.
Слайд 30

В. Кандинский. Одесский порт. 1898 г. Это одна из ранних работ.

В. Кандинский. Одесский порт. 1898 г.

Это одна из ранних работ.

Слайд 31

Озеро. Импрессия. Импровизация 7. Композиция VII Картина «Озеро» создана под впечатлением

Озеро. Импрессия.

Импровизация 7.

Композиция VII

Картина «Озеро» создана под впечатлением от фрагмента действительности.

Импровизация

– фантазия художника на природный мотив.

В композиции нет прямых связей с реальностью.
Герои здесь – линии и пятна.

Слайд 32

Василий Кандинский: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы

Василий Кандинский:

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы и

среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, - оно проходит путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой – музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».
Слайд 33

В. Кандинский. Смутное. 1917 г. Картина написана в год двух революций

В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

Картина написана в год двух революций

(февральской и октябрьской). Через хаотическое столкновение форм и красок художник показал образ времени, смятение в душе современника.
Слайд 34

Каждая классическая картина изображает какой-то момент времени, фрагмент мира. Абстракция позволяет

Каждая классическая картина изображает какой-то момент времени, фрагмент мира. Абстракция позволяет

выйти на уровень обобщения; показать мир шире, чем человек видит его в данный момент. Показать мир таким, каким человек его знает, образ мира (или ситуации), который выстраивается в его голове. Поэтому абстрактная картина может нам рассказать гораздо больше, полнее о событии, чем изображение фрагмента данного события.
Кандинский обосновал свои идеи в книге «О духовном в искусстве».
Прочитайте его язык красок и форм и попробуйте по-новому посмотреть на картину «Смутное».
Слайд 35

«Язык форм и красок» В. Кандинского. Точка – основа всех знаков,

«Язык форм и красок» В. Кандинского.
Точка – основа всех знаков, центральное

ядро. Это звук, удар.
Чем меньше точка, тем больше её напряжение, энергия.
Линия – сюжет, судьба.
Прямая горизонтальная линия – косное, тяжёлое, земное, холодное.
Прямая вертикальная линия – восхождение человека к небесам. Тёплое, подвижное, духовное.
Кривая линия – возникает, когда на прямую судьбы давят одновременно несколько сил. Кривая – выражение зрелого творческого ума, совершенства, состоятельности, дееспособности.
Восходящая кривая – история со счастливым концом.
Ломаная линия – энергия, направленная вопреки.
Острый угол – сопротивление превратностям судьбы.
Тупой угол – вялая старость.
Крест – взаимопроникновение божественного и земного.
Квадрат – духовное существо.
Круг – Бог, вечность.
Слайд 36

Белый цвет – молчание, полное возможностей. Символ Вселенной. Чёрный – цвет

Белый цвет – молчание, полное возможностей. Символ Вселенной.
Чёрный – цвет

конца, финала, безмолвие без надежды, без будущего.
Серый – беззвучный, неподвижный.
Синий – небесный. Трансцендентное. Нечеловеческая печаль. Глубокий внутренний монолог.
Зелёный – природный цвет. Пассивность.
Жёлтый – «нахальство», красочное сумасшествие, слепое безумие.
Красный – необъятная мощь, зрелость, кипение, полнота внутренних возможностей.
Коричневый – тупой, жёсткий.
Фиолетовый – болезненный, погасший, печальный.
Слайд 37

В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

Слайд 38

В. Кандинский. Москва. 1916 г. Кандинский родился в Москве и мечтал

В. Кандинский. Москва. 1916 г.

Кандинский родился в Москве и мечтал здесь

жить.
Картины Кандинского более эмоциональные, чем композиции Малевича.
Иногда понять их помогает музыка.
Сам Кандинский любил музыку. Он говорил: «Цвет – это клавиша, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль».
Слайд 39

В. Кандинский. Москва. 1916 г. Попробуйте посмотреть картину «Москва» под музыку С.В. Рахманинова.

В. Кандинский. Москва. 1916 г.

Попробуйте посмотреть картину «Москва»
под музыку С.В.

Рахманинова.
Слайд 40

Я надеюсь, что русский авангард стал вам чуточку ближе и понятнее.

Я надеюсь, что русский авангард стал вам чуточку ближе и понятнее.
Вы

убедились, что это не примитивные «каляки-маляки», а картины, написанные своим сложным языком.
Из выразительных средств на первый план выходят композиция и ритм.
Цвет, как и в символизме, играет самостоятельную роль.
Вы, конечно, тоже можете попробовать нарисовать чёрный квадрат. Но это будет не новое искусство.
Новым оно было 100 лет назад.