Дмитрий Сергеевич Мережковский

Содержание

Слайд 2

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941гг.) русский писатель, поэт, переводчик, литературный критик, религиозный мыслитель, основатель русского символизма.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941гг.) русский писатель, поэт, переводчик, литературный критик, религиозный

мыслитель, основатель русского символизма. 
Слайд 3

Биография Д.С. Мережковский родился в 1865 г. в Петербурге в семье

Биография

Д.С. Мережковский родился в 1865 г. в Петербурге в семье столоначальника

при императорском дворе, действительного статского советника. Дмитрий был младшим сыном в семье. С самого раннего детства он «сроднился» с чувством одиночества, ощущал отчужденность от отца и старших братьев. При этом он горячо любил свою мать.
Впоследствии в автобиографической поэме "Старинные октавы" он воссоздал ее образ.
Уже в возрасте 13 лет Мережковский начал писать стихи.
В 1883 г. он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого четыре года спустя он окончательно решает посвятить себя исключительно литературному труду.
Слайд 4

В январе 1889 г Мережковский вступает в брак с З.Н.Гиппиус, будущей

В январе 1889 г Мережковский вступает в брак с З.Н.Гиппиус,

будущей крупной писательницей, ставшей на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус, пожалуй, наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века». Как свидетельствует супруга писателя, за полвека они не расставались «ни на один день».
Слайд 5

Слайд 6

Творческий путь «Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до

Творческий путь

«Мережковский при всей огромности дарования нигде недовоплощен: не до

конца большой художник, не до конца проницательный критик, не до конца богослов, не до конца историк, не до конца философ» .
А. Белый
Слайд 7

Свою публичную литературную деятельность Мережковский начал в 1881 году как поэт.

Свою публичную литературную деятельность Мережковский начал в 1881 году как

поэт.
Испытав в университете влияние «духовных вождей» русского студенчества 1880-х, философов-позитивистов Конта, Милля, Спенсера, Мережковский вторит в своей поэзии ходовой народнической идеологии. Тому способствует знакомство с А.Н.Плещеевым и ведущими литераторами-народниками Н.К.Михайловским и Г.И.Успенским, благодаря которым ему открывается путь на страницы «толстых» журналов.
Слайд 8

А.Н.Плещеев Н.К.Михайловский Г.И.Успенский Конт Милль Спенсер

А.Н.Плещеев Н.К.Михайловский Г.И.Успенский

Конт Милль Спенсер

Слайд 9

С этого момента начинается раздвоение, характерное для личности и творчества писателя.

С этого момента начинается раздвоение, характерное для личности и творчества

писателя. Оно будет порождать «метафизические противопоставления», метания из одной крайности в другую, желание примирить антихристианский нигилизм Ф.Ницше с наследуемыми у Вл.Соловьева чаяниями Вселенской Церкви, тяжеловесный художественный язык «восьмидесятничества» и мистические откровения.
Окончательный перелом в сознании и творчестве Мережковского приходится на 1892 г. Именно тогда происходит поворот к религиозному миросозерцанию и ощущению мистической тайны бытия. С этого момента Мережковский становится последовательным борцом с позитивизмом и материализмом. Прежде всего этот перелом запечатлен в книге стихов с программным для зарождающейся модернистской эпохи названием –  «Символы». 
Слайд 10

Вслед за Вл.Соловьевым и В.Розановым Мережковский заявил о себе как о

Вслед за Вл.Соловьевым и В.Розановым Мережковский заявил о себе как

о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошел в число наиболее активных и читаемых символистских критиков. Он сделал очень много для формирования символистского образа классической традиции. Вершинные достижения Мережковского-критика – к примеру, книга статей о русских и зарубежных писателях «Вечные спутники» (1897), трактаты «Л.Толстой» и «Достоевский» (1901–1902) и «Судьба Гоголя» (1903).
Слайд 11

С середины 1890-х Мережковский начал движение к крупной исторической прозе. Своеобразной

С середины 1890-х Мережковский начал движение к крупной исторической прозе. Своеобразной

лабораторией будущих исторических романов стали написанные в 1895–1897гг. «новеллы XV века». Но в литературу Мережковский вошел прежде всего как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого «романа мысли». В научной литературе такой роман называют обычно историософским (то есть, романом не об истории, а о философии истории).
Слайд 12

В 1906г. Мережковские отправляются в первую эмиграцию в Париж, которая продлилась

В 1906г. Мережковские отправляются в первую эмиграцию в Париж, которая

продлилась 2 года. Февральскую революцию 1917 года Мережковский горячо приветствовал, а Октябрьскую революцию категорически не принял.
К 1914 году уже вышло его собрание сочинений в 24-х томах.
В 1920 году чета Мережковских, тайно перейдя границу в прифронтовой зоне, навсегда покинула Россию. Они поселились сначала в Польше, а затем окончательно переехали в Париж. Там они создают общество "Зеленая лампа" - центр интеллектуальной жизни русского Парижа. Здесь из творчества Мережковского постепенно вытесняется художественная литература, а выдвигаются произведения религиозно-философского направления.
В 1920-30 годы Мережсковскова неоднократно выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, но в 1933г. ее получил И. А. Бунин.
Слайд 13

В 1939 году Мережковский выступает по парижскому радио с приветственной речью

В 1939 году Мережковский выступает по парижскому радио с приветственной речью

Гитлеру, в которой он сравнивает "фюрера" с "Жанной д'Арк, призванной спасти мир от власти дьявола". "Он ощущал себя предтечей грядущего Царства Духа" и его главным идеологом...

Русская эмиграция не приняла политической позиции Мережковского - он был подвергнут бойкоту.

Слайд 14

К исходу 1930-х постепенно сократился круг его читателей, и умер Мережковский

К исходу 1930-х постепенно сократился круг его читателей, и умер

Мережковский в нищете в оккупированном Париже 7 декабря 1941 года. На его похоронах присутствовало лишь несколько человек, а могильный памятник был поставлен на подаяние французских издателей.
Слайд 15

Поэзия Мережковского

Поэзия
Мережковского

Слайд 16

Падайте, падайте, листья осенние, Некогда в теплых лучах зеленевшие, Легкие дети

Падайте, падайте, листья осенние,
Некогда в теплых лучах зеленевшие,
Легкие дети весенние,
Сладко шумевшие!..
В

утреннем воздухе дым,-
Пахнет пожаром лесным,
Гарью осеннею.
Молча любуюсь на вашу красу,
Поздним лучом позлащенные!

Падайте, падайте, листья осенние...
Песни поет похоронные
Ветер в лесу.
Тихих небес побледневшая твердь
Дышит бессмертною радостью,
Сердце чарует мне смерть
Неизреченною сладостью.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Слайд 17

Я людям чужд и мало верю Я добродетели земной: Иною мерой

Я людям чужд и мало верю
Я добродетели земной:
Иною мерой жизнь я

мерю,
Иной, бесцельной красотой.
Я верю только в голубую
Недосягаемую твердь.
Всегда единую, простую
И непонятную, как смерть.
О, небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным, и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.

ГОЛУБОЕ НЕБО

Слайд 18

О если б жить, как вы живете, волны, Свободные, бесстрастие храня,


О если б жить, как вы живете, волны,
Свободные, бесстрастие храня,
И холодом,

и вечным блеском полны!..
Не правда ль, вы - счастливее меня!
Не знаете, что счастье - ненадолго...
На вольную, холодную красу
Гляжу с тоской: всю жизнь любви и долга
Святую цепь покорно я несу.
Зачем ваш смех так радостен и молод?
Зачем я цепь тяжелую несу?
О, дайте мне невозмутимый холод
И вольный смех, и вечную красу!..

Смирение!.. Как трудно жить под игом,
Уйти бы к вам и с вами отдохнуть,
И лишь одним, одним упиться мигом,
Потом навек безропотно уснуть!..
Ни женщине, ни Богу, ни отчизне,
О, никому отчета не давать
И только жить для радости, для жизни
И в пене брызг на солнце умирать!..
Но нет во мне глубокого бесстрастья:
И родину, и Бога я люблю,
Люблю мою любовь, во имя счастья
Все горькое покорно я терплю.

Мне страшен долг, любовь моя тревожна.
Чтоб вольно жить - увы! я слишком слаб...
О, неужель свобода невозможна,
И человек до самой смерти - раб?

ВОЛНЫ

Слайд 19

Октябрьский снег первоначальный... В тиши покинутых садов Как листья желтые печальны

Октябрьский снег первоначальный...
В тиши покинутых садов
Как листья желтые печальны
На раннем саване

снегов!
Дивясь немых аллей безлюдью,
На темном зеркале пруда
Как режет лебедь белой грудью
Стекло предутреннего льда!
И там, у солнечного брега,
Как в первый раз побеждена
Сей мертвой белизною снега
Живая крыльев белизна!

* * *