Математическая и мифологическая символика в образной системе романа Евгения Замятина «Мы» Выполнила: Филимонова Диана, 11Б класс

Содержание

Слайд 2

Мифы и легенды в романе: R-13 - миф об изгнании из

Мифы и легенды в романе:

R-13 - миф об изгнании из рая
Благодетель

- распятие Иисуса Христа
Д-503: легенда о Прометее;
слово «башня» в различных смысловых контекстах? символ Вавилонской башни;
Упоминание имён Пушкина и Достоевского.
Система персонажей библейского мифа = системе персонажей в романе.
Слайд 3

Д-503 Адам Моральное падение Познаёт запретный вкус свободы, страсти и знания

Д-503

Адам

Моральное
падение

Познаёт запретный
вкус свободы,
страсти и знания

Выходит за пределы
рая

и узнаёт о
существовании иного
мира за Зелёной Стеной

Наказан и изгнан
из рая

Трагедия одного человеческого «Я»

Слайд 4

Бог Отец Благодетель Д-503 Мефи (I-330) Бог Сын Дьявол (Мефистофель)

Бог Отец

Благодетель

Д-503

Мефи
(I-330)

Бог Сын

Дьявол
(Мефистофель)

Слайд 5

Сознание Д-503 через план города Жизнь за Зелёной Стеной: природа, цветы,

Сознание Д-503 через план города

Жизнь за Зелёной
Стеной: природа,
цветы, револю-
ционная

органи-
зация «Мефи» -
Иррациональное
пространство
Город рацио
Зелёная стена

Древний
Дом

Слайд 6

2 группы персонажей: Воплощают свойства героя Д-503, являясь своеобразными двойниками: R-13,

2 группы персонажей:

Воплощают свойства героя Д-503, являясь своеобразными двойниками: R-13, I-330.
Противопоставляют

героя перед лицом той или иной «вечной ситуации»: Благодетель, Ю, О-90. ?«Все вы мои тени»
Слайд 7

Благодетель I-330 Хозяин мира-рацио Хозяйка мира подсознания БОРЬБА Смерть героини =

Благодетель

I-330

Хозяин мира-рацио

Хозяйка мира
подсознания

БОРЬБА

Смерть героини =
смерть души, музыки в Д

R-13

Чувственность, ирония,


поэтическое, истинно свободное
мышление, способность «просто
так любить».

Смерть R-13 =
смерть поэта в Д

Слайд 8

О Ю Старуха Желание испытать счастье материнства, истинно женское начало в

О

Ю

Старуха

Желание испытать счастье материнства, истинно
женское начало в О; материнский деспотизм

в Ю,
черты бабушки в привратнице Древнего Дома

Роль жены и матери, тема материнства, детства

Слайд 9

Связь Д-503 с другими персонажами R Д О Мать – старуха

Связь Д-503 с другими персонажами

R

Д

О

Мать – старуха
Отец – Благодетель
Жена – О
Ребёнок
Любовница

– I
Новый треугольник:
Д – О – I
Слайд 10

Цифровая символика: √-1 Иррациональность Бесконечность Неизвестные Арифметика (Единое Государство) Высшая математика (Мефи)

Цифровая символика:

√-1
Иррациональность
Бесконечность
Неизвестные

Арифметика
(Единое
Государство)

Высшая математика
(Мефи)

Слайд 11

Геометрия в романе «Мы»: Символ О-90 – окружность Символ I –

Геометрия в романе «Мы»:

Символ О-90 –
окружность

Символ I – отрезок прямой

Символ S-4711


S-образные формы
Слайд 12

Алгебра в романе «Мы»: Д мыслит и мечтает формулами Имя I-330

Алгебра в романе «Мы»:

Д мыслит и мечтает формулами
Имя I-330 ? image-

мнимый, мнимая величина = √-1
Образ I приносит в роман три знака-метафоры:

Загадочность (x)

Непостижимость (√-1)

Стремление к бесконечности (∞)

Слайд 13

Вывод: «Наука и искусство – одинаково в проектировании мира на какие-то

Вывод:

«Наука и искусство – одинаково в проектировании мира на какие-то координаты.

Различные формы – только в различии координат. Все реалистические формы – проектирование на неподвижные, плоские координаты Евклидова мира. В природе этих координат нет, этого ограниченного, неподвижного мира нет, он – условность, абстракция, нереальность. И поэтому реализм нереален: неизмеримо ближе к реальности проектирование на мчащиеся кривые поверхности – то, что одинаково делают новая математика и новое искусство».
Евгений Замятин