Пропорции : от Панфенона до Нотр-Дама

Содержание

Слайд 2

Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику учёного, ремесло мастера

Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику учёного, ремесло мастера

и вдохновение художника. «Прочность- польза - красота»- такова знаменитая формула единого архитектурного целого, выведенная древнеримским теоретиком зодчества Марко Витрувием.

Люди всегда стремились достичь гармонии в архитектуре. Благодаря этому стремлению на свет появлялись всё новые изобретения, конструкции и стили.

«Прочность - польза - красота»

Слайд 3

Гармония в природе и гармония в архитектуре обретают одинаковое математическое выражение

Гармония в природе и гармония в архитектуре обретают одинаковое математическое выражение

в законе золотого сечения.

Почему закон золотого сечения так часто проявляется в архитектуре?

Для достижения гармонии в произведениях искусства должен выполняться принцип Гераклита: «из всего – единое, из единого - всё». Гармония в архитектурном сооружении зависит не столько от его размеров, сколько от соотношений между размерами составляющих его частей.

Слайд 4

Древнеегипетские пирамиды Конструкция древнеегипетской пирамиды является самой простой, прочной и устойчивой,

Древнеегипетские пирамиды

Конструкция древнеегипетской пирамиды является самой простой, прочной и устойчивой, её

масса уменьшается по мере увеличения высоты над землёй. Форма пирамиды, подчёркнутая её огромными размерами, придаёт ей особую красоту и величие, вызывает ощущение вечности, бессмертия, мудрости и покоя.
Слайд 5

Пирамида Хеопса, Египет Зодчий Хесира- строитель первой пирамиды в Древнем Египте.

Пирамида Хеопса, Египет

Зодчий Хесира- строитель первой пирамиды в Древнем Египте.

В его руках две палки- два эталона меры, их отношение равно1/√ 5 = 0447!
Слайд 6

Тайны древних пропорций. Парфенон Вершина греческой архитектуры - храм богини Афины

Тайны древних пропорций. Парфенон

Вершина греческой архитектуры - храм богини Афины Парфенос

(Девы), построенный в 447-438 до н.э. зодчими Иктином и Калликратом в Афинах
Слайд 7

Многие исследователи, стремившиеся раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали и находили в

Многие исследователи, стремившиеся раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали и находили в

соотношениях его частей золотое сечение. Если принять за единицу ширины торцовый фасад храма, то получим прогрессию, состоящую из восьми членов ряда: 1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6 : j 7, где j =1,618
Слайд 8

Парфенон был и остаётся совершеннийшим из архитектурных сооружений, архитектурной скульптурой, мраморным

Парфенон был и остаётся совершеннийшим из архитектурных сооружений, архитектурной скульптурой, мраморным

сводом законов античного зодчества.

Парфенон является самым ярким примером использования золотой пропорции в архитектуре.

Слайд 9

Собор Нотр-Дам де Пари Собор Парижской Богоматери- самый величественный памятник ранней

Собор Нотр-Дам де Пари

Собор Парижской Богоматери- самый величественный памятник ранней готики.

В гордой размеренности западного фасада собора горизонтальные линии ещё соперничают с вертикальными. Ещё не исчезла стена фасада, но она уже приобрела лёгкость и даже прозрачность.
Слайд 10

Собор Нотр-Дам де Пари Пропорциональную основу западного фасада собора Нотр –

Собор Нотр-Дам де Пари

Пропорциональную основу западного фасада собора Нотр – Дам

составляет квадрат, а высота башен фасада равна половине стороны этого квадрата…
Слайд 11

Церковь Покрова Богородицы на Нерли Крестово-купольная схема лежит в основе храма

Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Крестово-купольная схема лежит в основе храма

Покрова на Нерли. Для него характерно спокойное равновесие, основанное на симметрии. Храм кажется удивительно лёгким, устремлённым ввысь.
Слайд 12

В основе архитектурного плана церкви лежит прямоугольник со сторонами 1 и

В основе архитектурного плана церкви лежит прямоугольник со сторонами 1 и

√2 и диагональю √5, в этих числах легко угадываются все составляющие, с помощью которых выражается золотая пропорция.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Слайд 13

Церковь Вознесения в Коломенском Храм Вознесения является не только гимном расправляющей

Церковь Вознесения в Коломенском

Храм Вознесения является не только гимном расправляющей

крылья России, но и архитектурным гимном геометрии
Слайд 14

Геометрия куполов- геометрия горящей свечи В русском церковном искусстве проявилось стремление

Геометрия куполов- геометрия горящей свечи

В русском церковном искусстве проявилось стремление эстетику

чувств сочетать с эстетикой чисел, красоту свободно льющегося ритма с красотой правильного геометрического тела. М.В.Алпатов
Слайд 15

Храм Василия Блаженного Трудно найти человека, который бы не знал собора

Храм Василия Блаженного

Трудно найти человека, который бы не знал собора Василия

Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный, он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий, ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм.
Слайд 16

Исследуя храм, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого

Исследуя храм, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого

сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения:

1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6 : j 7, где j =0,618 

Храм Василия Блаженного

Слайд 17

Модулор Ле Корбюзье Идея построения модулора гениально проста. Модулор – это

Модулор Ле Корбюзье

Идея построения модулора гениально проста. Модулор – это ряд

золотого сечения.

«Модулор – это гамма пропорций, которая делает плохое трудным, а хорошее - лёгким»
А. Энштейн

«Модулор это гамма. Музыкант располагает гаммой и создаёт музыку по своим способностям – банальную или прекрасную» Ле Корбюзье

Слайд 18

Лучезарный дом в Марселе - воплощение здравого смысла, ясного, прямолинейного и

Лучезарный дом в Марселе - воплощение здравого смысла, ясного, прямолинейного и

рационального. Капелла в Роншане представляет собой нечто иррациональное, пластическое, скульптурное, сказочное. Единственное, что объединяет эти два памятника зодчества – это модулор, архитектурная гамма пропорций общая для обоих произведений.

Лучезарный дом в Марселе

Капелла в Роншане