Содержание
- 2. возрождение Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре
- 3. Истоки возрождения Возрождение было результатом исторических процессов, происходящих в самой Европе, так и вне нее. Эти
- 4. Истоки возрождения Важной датой, связанной с началом эпохи Возрождения стал 1453 г. Тогда произошло два события.
- 5. Наука Возрождения Основой науки Возрождения стала натурфилософия, освобожденная от подчинения теологии. Историческое значение эпохи состояло в
- 6. Knowledge itself is power Формирование полной структуры науки завершил английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626
- 7. Медицинское и фармацевтическое знание С эпохой Возрождения в искусство и науку пришло движение – статичность живописи
- 8. иатрофизика Иатромеханика была частным, но весьма успешным, приложением достижений общей физики в медицине. В целом это
- 9. Алхимия Алхимия (лат. alchimia, alchymia, от араб. خيمياء, предположительно от египетского «chemi» — черный, откуда также
- 10. Алхимия в Эпоху Возрождения В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической
- 11. Иатрохимия Наиболее важным по своим последствиям для развития как медицинской науки и практической медицины, так и
- 12. Парацельс Возникновение этого направления было связано с деятельностью выдающегося врача Возрождения Парацельса. Парацельс (лат. Paracelsus) (настоящее
- 13. Парацельс С 1517 г. Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ,
- 14. Учение Парацельса Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую»
- 15. Учение Парацельса Сера, ртуть и соль — основные элементы, введенные алхимиками вместо известных 4 начал Эмпедокла,
- 16. Учение Парацельса В соответствии с этой концепцией Парацельс создал химическую теорию функций организма. Эта теория была
- 17. Учение Парацельса Причиной же нарушений химических процессов является нарушение равновесия между тремя элементами-«началами» и возникающие при
- 18. Учение Парацельса Вся фармацевтика Парацельса была подчинена его химической теории жизнедеятельности. Организм человека он представлял как
- 19. Фармация Парацельса Парацельс и его ученики ввели в практику множество соединений свинца, меди, мышьяка, ртути. В
- 20. Сурьма как лекарство Среди парацельсианских препаратов особое место занимали препараты сурьмы и ртути. Внимание к сурьме
- 21. Последователи Парацельса Дальнейшее развитие иатрохимии в Германии и Нидерландах связано с деятельностью Я. Б. ван Гельмонта
- 22. Значение иатрохимии По существу, иатрохимия подводила научную (химическую) основу под теорию гуморальной патологии. Критикуя иатрохимию, Р.
- 23. Фармакогнозия Параллельно с иатрохимией исключительное развитие получила фармацевтическая ботаника – фармакогнозия. Этому особо способствовало изобретение книгопечатания
- 24. Медицина и географические открытия Географические открытия сопровождаются знакомством с новыми лекарственными растениями и новыми лекарствами, но
- 26. Скачать презентацию
возрождение
Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы,
возрождение
Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы,
Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Этот термин был впервые употреблен Джорджо Вазари в его труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 г.
Истоки возрождения
Возрождение было результатом исторических процессов, происходящих в самой Европе, так
Истоки возрождения
Возрождение было результатом исторических процессов, происходящих в самой Европе, так
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, свободу, активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
Истоки возрождения
Важной датой, связанной с началом эпохи Возрождения стал 1453 г.
Истоки возрождения
Важной датой, связанной с началом эпохи Возрождения стал 1453 г.
В результате произошли значительные исторические перемены: задачей европейских государств стала совместная защита христианской Европейской цивилизации; произошла перестройка всей экономики Европы из-за сокращения торговли с Востоком – это усилило уже начавшийся процесс поиска новых торговых путей и было причиной географических открытий. Главенство в Православной церкви от Византии перешло к Москве, ставшей «Третьим Римом» и центром Восточно-европейской православной цивилизации.
Наука Возрождения
Основой науки Возрождения стала натурфилософия, освобожденная от подчинения теологии. Историческое
Наука Возрождения
Основой науки Возрождения стала натурфилософия, освобожденная от подчинения теологии. Историческое
Причин было несколько. Во-первых, получила дальнейшее развитие универсальная система образования, сосредоточенная в университетах. Их число непрерывно росло и скоро превысило сотню. Университеты открывались во всех странах Европы, от Португалии до Литвы (в 1579 г. был основан университет в Вильнюсе). Это привело к распространению образованности и теоретических знаний. Во-вторых, наука отвечала запросам практики (строительство, мореплавание, торговля, военное дело и т.п.), которая ставила все более сложные задачи, не решаемые на основе “здравого смысла”, а требующие теоретизирования.
Однако получило распространение увлечение каббалистикой и мистикой. Причиной было, в частности, неумение разобраться в достаточно изощренной греческой науке и философии, правильно истолковать переводы, например, Платона. Кроме того, с Востока в Европе распространялись мистические тексты и учения, включая алхимические. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление Возрождения от более научного мышления Нового времени.
Knowledge itself is power
Формирование полной структуры науки завершил английский ученый и
Knowledge itself is power
Формирование полной структуры науки завершил английский ученый и
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме.
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают некоторые теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Медицинское и фармацевтическое знание
С эпохой Возрождения в искусство и науку пришло
Медицинское и фармацевтическое знание
С эпохой Возрождения в искусство и науку пришло
иатрофизика
Иатромеханика была частным, но весьма успешным, приложением достижений общей физики в
иатрофизика
Иатромеханика была частным, но весьма успешным, приложением достижений общей физики в
Помимо иатрофизики и иатромеханики в XV-XVI вв. в медицине существовало направление получившее название иатроматематики. Однако это направление фактически принципиально отличалось от двух предыдущих, бывших результатом прогресса естественных наук. Иатроматематика была просто медицинской астрологией, где расчеты были связаны с составлением гороскопов и предсказанием сроков для кровопусканий и т.п.
Алхимия
Алхимия (лат. alchimia, alchymia, от араб. خيمياء, предположительно от египетского «chemi»
Алхимия
Алхимия (лат. alchimia, alchymia, от араб. خيمياء, предположительно от египетского «chemi»
Алхимия в Эпоху Возрождения
В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои
Алхимия в Эпоху Возрождения
В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои
В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей.
Так, многие короли содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота. Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом.
Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга — в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицею государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.
Иатрохимия
Наиболее важным по своим последствиям для развития как медицинской науки и
Иатрохимия
Наиболее важным по своим последствиям для развития как медицинской науки и
В сторону иатрохимии врачи направлены были воззрениями алхимиков, считавших философский камень могущественнейшим и универсальным целебным средством, равно как открытием многих химических препаратов, оказывающих то или иное определенное влияние на организм. В этом именно смысле последний великий алхимик Василий Валентин стоит на рубеже чистой алхимии и иатрохимии.
Парацельс
Возникновение этого направления было связано с деятельностью выдающегося врача Возрождения Парацельса.
Парацельс
Возникновение этого направления было связано с деятельностью выдающегося врача Возрождения Парацельса.
Парацельс (лат. Paracelsus) (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм), лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim) (родился в конце 1493 г. в г. Эйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге) – знаменитый алхимик, врач и оккультист. В Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, Парацельс изучал древние тайные учения (каббалистику). Имя Парацельс – «Превосходящий Цельса», – он принял в университете в Ферраре, где получил звание врача, пройдя однако предварительное серьезное обучение у своего отца – прекрасного химика и лиценциата медицины.
Парацельс
С 1517 г. Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся
Парацельс
С 1517 г. Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся
В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от преподавания.
Учение Парацельса
Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и
Учение Парацельса
Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и
В основе концепций Парацельса лежали следующие представления. Прежде всего, элементы-стихии он предложил заменить новыми, «субстанциальными» элементами, к которым от отнес Ртуть, Серу и Соль (или Мышьяк). Это не были обычные вещества, а «начала» (Ртуть-Меркурий – спирт – spiritus – дух; Сера-Сульфур – anima – душа; Соль – corpus – тело). Известные в то время семь металлов он считал производными этих трех «начал». Четвертым началом он считал Воду. Он решительно отказался от концепции «четырех жидкостей тела», «гуморов», которая основывалась на представлениях о четырех элементах-качествах. В связи с этим он выступил против учений Галена и Ибн Сины, устраивая даже публичные сожжения их книг для того, чтобы привлечь внимание к своей доктрине.
Учение Парацельса
Сера, ртуть и соль — основные элементы, введенные алхимиками вместо
Учение Парацельса
Сера, ртуть и соль — основные элементы, введенные алхимиками вместо
Учение Парацельса
В соответствии с этой концепцией Парацельс создал химическую теорию функций
Учение Парацельса
В соответствии с этой концепцией Парацельс создал химическую теорию функций
Учение Парацельса
Причиной же нарушений химических процессов является нарушение равновесия между тремя
Учение Парацельса
Причиной же нарушений химических процессов является нарушение равновесия между тремя
Задача врача состоит в том, чтобы выяснить эти отношения и восстановить нормальное сочетание трех основных элементов, для этого он, с помощью целебных средств, должен устранить вредный избыток или пополнить замеченный недостаток того или другого из основных элементов. Для достижения этой цели необходимо, конечно, и изучение химического состава целебных средств, что и составляет задачу химии.
В концепции Парацельса была, однако, слабая сторона – объяснение первопричин жизнедеятельности. Жизнь, по Парацельсу, возникала под действием «сил», идея которых была высказана еще Галеном. Парацельс создал сложную, но достаточно стройную систему, описывающую эти «силы». Её основой была идея о существовании в организме множества «сил», управляющих всеми жизненными (химическими) процессами. Эти «силы» – «арканы» и «энции», подчинялись высшей силе – «Архею».
Учение Парацельса
Вся фармацевтика Парацельса была подчинена его химической теории жизнедеятельности. Организм
Учение Парацельса
Вся фармацевтика Парацельса была подчинена его химической теории жизнедеятельности. Организм
Во взглядах Парацельса присутствовали элементы мистики. Так явным отголоском идей о панацее была идея Парацельса о важнейшем лекарстве, которое он называл «квинтэссенцией» (quinta essentia – пятое начало, пятая сущность) и стремился получить из растений и минералов. Однако он начал широко использовать для лечения самых разнообразных заболеваний множество новых, прежде всего неорганических препаратов. Среди них были препараты скорее призванные производить впечатление на больного, нежели действительно фармацевтически активные, например, Aurum potabile – “питьевое золото» (его коллоидный раствор). Вскоре появился коллоидный раствор серебра, препарат действительно активный, сохранившийся до сих пор под названием «колларгол». Славу Парацельсу принесли его ртутные препараты против сифилиса, которые он предложил использовать вместо бесполезной, по его мнению, гваяковой смолы – лекарства, привезенного из Америки.
Фармация Парацельса
Парацельс и его ученики ввели в практику множество соединений свинца,
Фармация Парацельса
Парацельс и его ученики ввели в практику множество соединений свинца,
Парацельс впервые начал целенаправленно выделять из сырого материала действующие начала и применять их в качестве тинктур и экстрактов. В частности он рекомендовал использовать спиртовые экстракты, которые в ряде случаев были значительно активнее традиционных галеновых препаратов.
Сурьма как лекарство
Среди парацельсианских препаратов особое место занимали препараты сурьмы и
Сурьма как лекарство
Среди парацельсианских препаратов особое место занимали препараты сурьмы и
Ряд препаратов сурьмы обладал явным лечебным действием. Распространение получило так называемое «Сурьмяное или Рвотное вино». Считалось, что не только соединения сурьмы, но и она сама по себе оказывает лечебное действие.
В практику вошли бокальчики из металлической сурьмы для приема лекарств или даже просто как посуда. Были предложены «Вечные пилюли» – шарики из металлической сурьмы, которые предлагали глотать больным, а после того, как они выходили естественным путем, их отмывали и они снова были готовы к употреблению.
Последователи Парацельса
Дальнейшее развитие иатрохимии в Германии и Нидерландах связано с деятельностью
Последователи Парацельса
Дальнейшее развитие иатрохимии в Германии и Нидерландах связано с деятельностью
Значение иатрохимии
По существу, иатрохимия подводила научную (химическую) основу под теорию гуморальной
Значение иатрохимии
По существу, иатрохимия подводила научную (химическую) основу под теорию гуморальной
Интерес химиков к вопросам медицины привел к быстрому развитию практической и экспериментальной химии. Стало появляться множество книг по химической практике: перегонке, получению различных соединений, анализу минеральных вод и т.п. В 1487 г. появилась первая печатная книга по химии – трактат Михаэля Шрика по дистилляция. Появляется множество книг с описанием приборов и аппаратов в химической и аптечной практике. Анализ вод привел к тому, что бальнеология становится не только медицинской, но и фармацевтической наукой.
Фармакогнозия
Параллельно с иатрохимией исключительное развитие получила фармацевтическая ботаника – фармакогнозия.
Фармакогнозия
Параллельно с иатрохимией исключительное развитие получила фармацевтическая ботаника – фармакогнозия.
Наиболее известным печатным травником стала книга Петра Маттиола (1542 г.). Распространение многочисленных печатных травников содействовало становлению ботаники как науки, важную роль в этом процессе сыграл швейцарский врач Конрад Гесснер. В Падуанском университете Дж. Буонафеде в качестве Lector simplicius впервые читает курс фармакогнозии. В 1540 г. Валерий Корд (Кордус) преподает фармакогнозию в университете в Виттенберге. Появляются первые подлинные фармакопеи и совершенствуются рецепты. Взамен «устных приказов» появляются рецепты, написанные на ставшей дешевой бумаге, их форма совершенствуется.
Медицина и географические открытия
Географические открытия сопровождаются знакомством с новыми лекарственными растениями
Медицина и географические открытия
Географические открытия сопровождаются знакомством с новыми лекарственными растениями