Истоки управленческой мысли: Древний Восток
Конфуций (Кун Фу-цзы) 551-479 гг. до н.э.
Великий китайский философ, этик, педагог
Согласно Конфуцию, управление государством есть управление людьми.
Управление людьми должно осуществляться с помощью ритуалов и морали, а не посредством законов и наказания. Для хорошего управления в государстве нужны не законы, а правители с высокими нравственными качествами. «Правление есть исправление» (нравов). «Мораль правителя – ветер, а мораль подданных – трава; куда дует ветер, туда стелется и трава».
Важная часть учения Кофуция – идея естественного неравенства: деление между пожилыми и молодыми, высшими и низшими (по своей природе и моральным качествам) – благородными (цзюньцзы) и простолюдинами (сяожень).
Цитата «Благородный думает о справедливости, а низкий (сяожень) – о выгоде».
Качества цзюньцзы: уважение ЛИ – правил благопристойности, ритуалов, традиций управления, ЖЭНЬ – доброжелательность, человеколюбие, забота о людях (народе).
Государство Конфуций понимал как огромную семью, в которой правитель как глава семьи заботится о своих детях, а те отвечают ему покорностью.
Иерархизм. Был основан на широкой трактовке принципа «СЯО» – «сыновней почтительности» к старшим, переносился на старших по рангу, в социальной иерархии (залог китайского социального порядка).
Цитата «Пусть отец будет отцом, сын будет сыном, император – императором и чиновником – чиновник».
Авторитет руководителя обусловливается обладанием им высокими добродетелями, и подтверждать это он должен как каждодневным трудом на благо других, так и соблюдением ритуала, соответствующего его должности.