Баухаус: краткая история легендарной немецкой школы

Содержание

Слайд 2

Если говорить коротко, то Баухаус — это самое заметное явление в

Если говорить коротко, то Баухаус — это самое заметное явление в дизайне и архитектуре

XX века. Существовал он недолго — с 1919 по 1933 год, — но эффект от его присутствия оказался настолько мощным, что принципы школы и стиля bauhaus (они настаивали на написании с маленькой буквы) распространились по всему миру и стали основополагающими в модернизме. 

Школа сменила трех директоров и три локации, пока не пала под натиском нацистского правительства Германии.

Учителя и ученики Баухауса продолжили свое дело в разных концах планеты, и спустя сто лет стиль баухаус не теряет актуальности. 

Слайд 3

Айдентика То, что сейчас мы бы назвали айдентикой бренда, видно на

Айдентика

То, что сейчас мы бы назвали айдентикой бренда, видно на постерах того

времени и угадывается в шрифтах, придуманных Гербертом Байером. Например, афиша первой выставки школы Баухаус 1923 года, созданная Юстом Шмидтом, являлась своего рода визуальным манифестом направления — выставка стала первой возможностью школы заявить о себе широкой аудитории. А шрифты Байера уверенно стали частью Баухауса как бренда. Кстати, в школе функционировало целое отделение рекламы.
Слайд 4

Марсель Брёер Марсель Брёер повлиял не только на развитие Баухауса как

Марсель Брёер

Марсель Брёер повлиял не только на развитие Баухауса как школы, но и на

дизайн и архитектуру XX века в целом. Его легендарный стул Wassily стал иконой дизайна и первым предметом мебели, сделанным с использованием трубчатой стали. Еще одним результатом экспериментов с этим материалом стал набор столиков B 9. Брейер создал его специально для кафетерия в здании школы в Дессау. Среди многочисленных проектов Брейера также здание музея Whitney в Нью-йорке.
Слайд 5

Веймар 2 апреля 1919 года Вальтер Гропиус официально назначен директором школы

Веймар

2 апреля 1919 года Вальтер Гропиус официально назначен директором школы Баухаус в Веймаре, возникшей

в результате объединения двух художественных школ. Именно здесь был задан вектор развития Баухауса. Гропиус соединил старинные традиции веймарского художественного образования с революционным подходом к искусству и архитектуре, который он изложил в своем манифесте: “Давайте вместе построим здание будущего, в котором все сольется в едином образе — архитектура, скульптура и живопись”. Таким образом, он предложил стереть границы между художником и ремесленником и создать творца нового образца.
Слайд 6

Вальтер Гропиус Основатель и главный идеолог школы Баухаус Вальтер Гропиус начинал

Вальтер Гропиус

Основатель и главный идеолог школы Баухаус Вальтер Гропиус начинал карьеру вместе

со звездами архитектуры Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ в мастерской Петера Беренса. Гропиус управлял школой до 1925 года и за это время успел не только сформировать известный нам образ Баухауса, но и непривычную для учебного заведения творческую атмосферу, в которой родился новый тип студента-художника.

Помимо академической деятельности, Гроппиус также на протяжении всей карьеры продолжал работать как архитектор. Новое здание школы в Дессау, жилой квартал Dessau-Törten (1926), дома профессоров Баухауса, несколько офисных зданий там же, в Дессау – все это проекты Вальтера Гроппиуса.

Слайд 7

В 1937 году Гроппиус переезжает в США и уже к 1938

В 1937 году Гроппиус переезжает в США и уже к 1938 году возглавляет там архитектурный факультет Школы

дизайна в Гарварде. Его первым архитектурным проектом в Штатах стал собственный дом в городе Линкольн, Массачусетс. Конструкция дома сочетает в себе незабвенные принципы Баухауса и элементы американского модернизма. Весь интерьер составлен из предметов мебели, созданных учениками Баухауса и его преподавателями, например, Марселем Брёером.
Слайд 8

Дессау В 1925 году школа из-за проблем с финансированием переезжает из

Дессау

В 1925 году школа из-за проблем с финансированием переезжает из Веймара в Дессау. Ее основатель Вальтер

Гропиус проектирует новое здание, ставшее впоследствии символом Баухауса. Простое, прямолинейное и при этом продуманное до мелочей строение вместило общежитие, учебные классы, ремесленные мастерские и столовую, которая запросто превращалась в театральную площадку.
Слайд 9

Несмотря на то, что переезд в Дессау был неожиданным и поспешным,

Несмотря на то, что переезд в Дессау был неожиданным и поспешным, этот новый этап

в жизни школы оказался поворотным. Именно в Дессау, например, окончательно решили, что написание слова bauhaus должно быть именно таким – с маленькой буквы. Там же были построены кварталы доступного жилья и знаменитые дома Мастеров Баухауса  – каждый из них был воплощением этого стиля, функционального и лишенного всяких украшательств. 

Предметы мебели, балет Оскара Шлеммера – все это было создано в Дессау. И в 1926 году школа Weimar State Bauhaus была переименована в Bauhaus – School of Design. Мастера официально стали профессорами, а выпускникам вместо сертификатов стали выдавать настоящие дипломы.

Слайд 10

Жилье Помимо того, что Баухаус провозгласил архитектуру, живопись и скульптуру единым

Жилье

Помимо того, что Баухаус провозгласил архитектуру, живопись и скульптуру единым целым, он

также сыграл большую роль в определении понятия “доступное жилье”. Отличным примером стал спроектированный Вальтером Гропиусом жилой квартал в Дессау — Dessau-Törten. Он состоит из трехсот четырнадцати белых домов площадью от 57 до 75 м² с ственными садиками для выращивания овощей и фруктов. Все постройки, разумеется, лишены декора