Как поехать на конференцию и подготовить выступление? Научный нетворкинг

Содержание

Слайд 2

Ирина Балахнина выпуск 2012 года, PhD (2017), к.ф.-м.н. (2018) ОФиВП ФФ

Ирина Балахнина

выпуск 2012 года, PhD (2017), к.ф.-м.н. (2018)
ОФиВП ФФ МГУ имени

М.В.Ломоносова
«Лаборатория лазерной диагностики биомолекул и методов фотоники в исследовании объектов культурного наследия»
эксперт Всероссийского художественно-научного реставрационного центра им. Грабаря
доцент Ленинградского электро-технического университета
Опубликовано 17 статей
Статьи в Appl.Phys.Lett, JRS, Appl.Spect.
Руководство проектами РФФИ
Более 20 конференций, из которых 15 международных
Автор спецкурса для магистров 2 года ОФиВП

scholar.google.com

Слайд 3

V Сольвеевский конгресс «Электроны и фотоны», Брюссель 1927

V Сольвеевский конгресс «Электроны и фотоны», Брюссель 1927

Слайд 4

Содержание встречи

Содержание встречи

Слайд 5

ЗАЧЕМ? «Confer» part: понять, что вы не Робинзон Крузо представить и

ЗАЧЕМ?

«Confer» part:
понять, что вы не Робинзон Крузо
представить и обсудить результаты
новые

знания и идеи, решение старых задач
«Party» part:
личные контакты
представить себя
improve English
расширить кругозор

Рафаэль Санти
Афинская школа. 1511
Апостольский дворец, Ватикан

Слайд 6

Когда можно участвовать? Когда у вас есть результаты! Когда вы нужны

Когда можно участвовать?
Когда у вас есть результаты!
Когда вы нужны конференции
(приглашенный доклад

или invited talk)
Слайд 7

Масштаб конференций Конференция или Симпозиум Конгресс или Съезд Научный семинар или

Масштаб конференций

Конференция или Симпозиум

Конгресс или Съезд

Научный семинар или Workshop

<100 участников
Узкая

тема
Масштаб: кафедра, институт, региональный
Частота: еженедельный, по мере необходимости

>100 …1000 участников
Широкая тема, но выделенное направление
Состоит из пленарных лекций и параллельных секций
Масштаб: национальный или международный
Частота: 1 раз в год / 2 года

>1000 участников
Состоит из выставок оборудования, практических занятий, круглых столов. Бизнес, администрация
Масштаб: национальный или международный
Частота: раз в год или несколько лет

Слайд 8

Выбор конференции спросить в лабе или на кафедре погуглить (надо смотреть

Выбор конференции

спросить в лабе или на кафедре
погуглить (надо смотреть разделы Научная

программа или Sections/Sessions/Topics)
узнать у коллег на конференции
Международная  научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», секция «Физика» – апрель 2020 (тезисы раньше!)

Виктор Васнецов
Витязь на распутье. 1882
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 9

Расписание конференций

Расписание конференций

Слайд 10

Финансовые траты Оргвзнос Раздаточный материал (книга с тезисами, бейдж, сумка) Кофе-брейки

Финансовые траты

Оргвзнос
Раздаточный материал (книга с тезисами, бейдж, сумка)
Кофе-брейки
Welcome party, Conference dinner
(?)

Обеды, экскурсия
Билеты (Kayak.com)
Проживание (Accommodation)
Смотреть на сайте конференции
Hostelworld, AirBnB, Booking
Еда, транспорт на месте

Конференция в Европе:
€ 200 («student»)
+
€ 200
+
€ 200
+
€ 50 х 6 д. ≈ 65 т.р.

Слайд 11

Как поехать бесплатно? Написать организаторам (у них есть спонсоры) могут «простить»

Как поехать бесплатно?

Написать организаторам (у них есть спонсоры)
могут «простить» оргвзнос
могут предоставить

бесплатное жилье
могут вернуть часть денег наличными на месте
На конференции выиграть Student Poster Award
Спонсорство в лабе
Написать travel-грант

Леонардо да Винчи
Спаситель мира. около 1499
Самая дорогая картина в мире: 400 млн долларов (2017)

Слайд 12

Программа конференции

Программа конференции

Слайд 13

Check box Убедиться, что научная тематика конференции соответствует вашей работе Определиться

Check box

Убедиться, что научная тематика конференции соответствует вашей работе
Определиться с финансированием
Узнать

deadline тезисов и €
Выбрать секцию
Выбрать вид доклада: oral vs. poster
Узнать правила abstracts (А4, шрифты, кол-во стр..)
Слайд 14

Готовим Abstract Короткое емкое завлекающее название (до 10 слов) Основная часть

Готовим Abstract

Короткое емкое завлекающее название (до 10 слов)
Основная часть
Введение и цель
Материалы

и методы
Результаты (один график или рисунок)
Приложения и выводы
Спонсоры/ гранты (Acknowledgements)
Список литературы (References)
Слайд 15

Что делать ДО конференции? Выбрать доклады, которые точно надо посетить Понять,

Что делать ДО конференции?

Выбрать доклады, которые точно надо посетить
Понять, с кем

точно надо познакомиться лично
Приготовить двухсторонние визитки (после к.ф.-м.н.)
Скачать карту для оффлайн доступа (Google карты, MAPS.ME)
Узнать про транспорт/велосипеды и интересные места в городе

Леонардо да Винчи
Тайная вечеря. 1495—1498
Санта-Мария-делле-Грацие, Милан

Слайд 16

Что делать НА конференции? Слушайте доклады, вникайте в результаты Учтитесь на

Что делать НА конференции?

Слушайте доклады, вникайте в результаты
Учтитесь на примерах

докладывать интересно
Задавайте вопросы ---> профессиональные советы
Приглашайте на свой доклад или постер самых «звездных» участников конференции

Ричард Фейнман
физик, Нобелевский лауреат

Слайд 17

Внеклассное чтение «..если какой-то вопрос невозможно объяснить первокурснику так, чтобы он

Внеклассное чтение

«..если какой-то вопрос невозможно объяснить первокурснику так, чтобы он его

понял, значит, этот вопрос просто недостаточно изучен.»
Дик Фейнман
Слайд 18

Что еще делать НА конференции? Фотографируйте слайды (для лит.обзора) Узнавайте про

Что еще делать НА конференции?

Фотографируйте слайды (для лит.обзора)
Узнавайте про другие конференции
Узнайте

про публикации после конференции
Создавайте новые и поддерживайте старые связи
Общайтесь искренне, непринужденно

Клод Моне
Завтрак на траве. 1866
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Слайд 19

Зачем нужен coffee break? Не тратьте перерывы только на еду – налаживайте контакты и обсуждайте работу

Зачем нужен coffee break?

Не тратьте перерывы только на еду –
налаживайте

контакты и обсуждайте работу
Слайд 20

Что делать ПОСЛЕ конференции? Закрепляйте контакты: отправьте письма, прикрепив свои статьи/постеры

Что делать ПОСЛЕ конференции?

Закрепляйте контакты: отправьте письма, прикрепив свои статьи/постеры или

общие фотографии с конференции
Структурируйте фотографии слайдов и записи
Отчитайтесь перед лабой, если предполагалось
Напишите статью для публикации в журнале

Илья Репин
Запорожцы. 1880—1891
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 21

English Учите иностранные языки Не стесняйтесь акцента Не бойтесь говорить Объясняйте

English

Учите иностранные языки
Не стесняйтесь акцента
Не бойтесь говорить
Объясняйте незнакомые вам слова через

знакомые
«Дни английского» дома, в группе, в лабе
Общайтесь!
Слайд 22

Искусство научного доклада Алгоритмы, приемы и ошибки при подготовке научного доклада

Искусство научного доклада

Алгоритмы, приемы и ошибки при подготовке научного доклада

Слайд 23

Oral vs Poster

Oral vs Poster

Слайд 24

Oral vs Poster Вас точно будут слушать Подготовить и выучить речь

Oral vs Poster
Вас точно будут слушать
Подготовить и выучить речь заранее
Можно подправить

«на месте»
Хороший доклад запомнится надолго
Работа с аудиторией
Жесткие временные рамки
Нужен ноут, указка
Спокойней, если боитесь выступлений
Детальное обсуждение результатов
Построение тесных связей
Подготовка постера заранее
Диалог -> надо общаться
Нужен тубус (иногда можно распечатать на месте)

Pros

Cons

Слайд 25

Слайд 26

Poster. Разделы Титульные данные (включая email для связи) Введение/Мотивация Материалы и

Poster. Разделы

Титульные данные (включая email для связи)
Введение/Мотивация
Материалы и методы (образцы, установки)
Результаты

(2/3 всего постера)
Заключение и перспективы
Спонсоры, гранты (Acknowledgments)
The work was supported by XXXXX (project no. xx-xx-xxxxx).
The … (equipment) was purchased with the help of Lomonosov Moscow State University Program of Development.
Использованная литература (2-4 ссылки)
[1] S. Arif and W. Kautek , Studies in Conservation, 60, S97-S105 (2015).
Слайд 27

Poster. Верстка Формат A0 или A1 и ориентация Белый фон, черный

Poster. Верстка
Формат A0 или A1 и ориентация
Белый фон, черный шрифт, 3-4

цветных
Распечатайте на А4 – весь текст должен легко читаться
Results должны быть не внизу листа, а в верхней центральной части
Меньше текста (1/4) – больше фотографий, картинок, графиков, диаграмм, но не слишком
Но! Постер должен «читаться» без вас
Слайд 28

Шрифт с и без засечек Times New Roman Диагностика объектов культурного

Шрифт с и без засечек

Times New Roman
Диагностика объектов культурного наследия является

важной научно-технической проблемой в мире искусства.

Arial
Диагностика объектов культурного наследия является важной научно-технической проблемой в мире искусства.

Слайд 29

Примеры верстки постера

Примеры верстки постера

Слайд 30

Так делать не надо

Так делать не надо

Слайд 31

И так тоже

И так тоже

Слайд 32

НИКОГДА!

НИКОГДА!

Слайд 33

Technology, Entertainment, Design технологии, развлечения, дизайн

Technology, Entertainment, Design
технологии, развлечения, дизайн

Слайд 34

Oral talk ДОКЛАД – ЭТО НЕ СТАТЬЯ! Нельзя «отлистать назад» Строгие

Oral talk

ДОКЛАД – ЭТО НЕ СТАТЬЯ!
Нельзя «отлистать назад»
Строгие временные рамки
Субъективность слушателей
Плохой

доклад:
Неспособность мотивировать слушателей
Хаотическая структура
Излишняя детальность изложения
Непроработанные слайды
Плохое представление
Слайд 35

Читать доклад vs Делать презентацию

Читать доклад vs Делать презентацию

Слайд 36

Весь мир театр Вы – писатель, режиссер, сценарист, декоратор и актер

Весь мир театр

Вы – писатель, режиссер, сценарист, декоратор и актер
Критерии «Верю!»

все же научные
Структура и время зафиксированы

НАША ВВОДНАЯ:
Научные результаты есть
Доклад молодого ученого
Время 15-20 минут

Владимир Высоцкий. Гамлет. 1971
Театр на Таганке

Слайд 37

Вы и ваша аудитория 1-2 ключевых момента – «take-home message»

Вы и ваша аудитория

1-2 ключевых момента – «take-home message»

Слайд 38

Oral talk. Организация доклада Титульный слайд Содержание = структура доклада Введение

Oral talk. Организация доклада

Титульный слайд
Содержание = структура доклада
Введение = мотивация +

ваша идея
Материалы и методы
Результаты и применение
Заключение и перспективы
Благодарности (коллегам, спонсорам)
Слайд 39

Oral talk. Содержание Слушатели любят определенность Что ожидает слушателей? Порядок вашего

Oral talk. Содержание

Слушатели любят определенность
Что ожидает слушателей?
Порядок вашего изложения

Василий Суриков
Переход Суворова

через Альпы. 1899
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 40

Oral talk. Введение/Мотивация Подготовка слушателей к теме доклада Что было до

Oral talk. Введение/Мотивация

Подготовка слушателей к теме доклада
Что было до вас и

что хотите сделать вы
Мотивируйте свое исследование
Цель исследования
Стратегия изложения:
Уточнение деталей
Создание конфликта мнений
Слайд 41

Oral talk. Введение Самая важная часть – «не потерять» аудиторию: Специалист

Oral talk. Введение

Самая важная часть – «не потерять» аудиторию:
Специалист поймёт о

чем речь
Неспециалист уже получил 90% информации
30% времени доклада –
все будут благодарны,
а вы вознаграждены
вниманием

Мэри Кэссетт
В опере. 1879
Музей изящных искусств, Бостон

Слайд 42

Oral talk. Ошибки введения Не пишите очень много текста Не ставьте

Oral talk. Ошибки введения

Не пишите очень много текста
Не ставьте очень широкой

проблемы
Не забудьте процитировать коллег и конкурентов
Не переиначивайте результаты конкурентов в вашу пользу
Не формулируйте больше 10050 целей
Слайд 43

Oral talk. Материалы и методы Можно опустить, если не в нем

Oral talk. Материалы и методы

Можно опустить, если не в нем суть

доклада или ограничиться фотографией или схемой прибора
Опишите метод качественно, а не количественно
Доклад о новом методе -> приложения/примеры
Доклад о новой теории -> эксперимент
Нестандартные образцы или их подготовка -> фото или картинка
Слайд 44

Пример представления метода Z. Sabetsarvestani et al. Science Advances (2019)

Пример представления метода

Z. Sabetsarvestani et al. Science Advances (2019)

Слайд 45

Oral talk. Результаты Основная и оригинальная часть доклада Что вы сделали

Oral talk. Результаты

Основная и оригинальная часть доклада
Что вы сделали НОВОЕ?
От простого

к сложному
Только основные (не все) результаты
Постройте логические связки
Покажите ясное понимание достигнутого
Объясните основные последствия и приложения
Слайд 46

Oral talk. Ошибки результатов Не рассказывайте ВСЕ свои результаты Не приводите

Oral talk. Ошибки результатов

Не рассказывайте ВСЕ свои результаты
Не приводите больших таблиц
Не

приводите цифр без пояснения значимости (погрешности, в т.ч. на графиках)
Не приводите уравнения и формулы без пояснения констант и переменных на каждом слайде
Не пугайте трехэтажными уравнениями
Слайд 47

Oral talk. Выводы От частного к общему Не перечисляйте, а суммируйте

Oral talk. Выводы

От частного к общему
Не перечисляйте, а суммируйте результаты
Укажите

где ваше место в широкой картине
Опишите перспективы

Н. К. Рерих
Заморские гости. 1901
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 48

Oral talk. Следим за временем Лучше чуть короче, чем сильно дольше

Oral talk. Следим за временем

Лучше чуть короче, чем сильно дольше
1-2 минуты

на слайд: 15 минут -> 10 слайдов
Пример расчета:
Титульный лист – 1 слайд
Введение – 3 слайда (~1/3 доклада)
Методы – 1 слайд
Результаты – 4 слайда
Выводы и перспективы – 1 слайд
Слайд 49

Oral talk. Подготовка слайдов 16:9 или 4:3 Белый фон, черный шрифт

Oral talk. Подготовка слайдов

16:9 или 4:3
Белый фон, черный шрифт + 2

ярких (красный и синий)
Один слайд – одна мысль
Визуальная информация важнее текстовой
Только точки фокуса –> они подскажут текст
Сразу продумывайте свою речь и записывайте
Ставьте ссылки на источники (ваши и не ваши)

Ф. Инфанте-Арана
Точка в своем пространстве. 1964
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 50

Шрифт с и без засечек Times New Roman Диагностика объектов культурного

Шрифт с и без засечек

Times New Roman
Диагностика объектов культурного наследия является

важной научно-технической проблемой в мире искусства.

Arial
Диагностика объектов культурного наследия является важной научно-технической проблемой в мире искусства.

Слайд 51

Как еще НЕ надо делать: Диагностика объектов культурного наследия является важной

Как еще НЕ надо делать:

Диагностика объектов культурного наследия является важной научно-технической

проблемой в мире искусства.

Диагностика объектов культурного наследия является важной научно-технической проблемой в мире искусства.

Диагностика объектов культурного наследия является важной научно-технической проблемой в мире искусства.

Диагностика объектов культурного наследия является важной научно-технической проблемой в мире искусства.

Диагностика объектов культурного наследия является важной научно-технической проблемой в мире искусства.

мелко

курсив

цвет

больше цвета!

????????

Слайд 52

Oral talk. Оформляем графики Рис. ИК спектры (сплошная линия) современной и (точки) исторической бумаг.

Oral talk. Оформляем графики

Рис. ИК спектры (сплошная линия) современной и (точки)

исторической бумаг.
Слайд 53

Заголовок слайда Рис. ИК спектры (сплошная линия) современной и (точки) исторической бумаг.

Заголовок слайда

Рис. ИК спектры (сплошная линия) современной и (точки) исторической бумаг.

Слайд 54

ИК спектры современной и исторической бумаг ИК спектры (черный) современной и (синий) исторической бумаг.

ИК спектры современной и исторической бумаг

ИК спектры (черный) современной и (синий)

исторической бумаг.
Слайд 55

Изменение ИК спектра бумаги с возрастом Современная бумага Историческая бумага 1990

Изменение ИК спектра бумаги с возрастом

Современная
бумага

Историческая бумага

1990

1850

C = O

Со временем

в бумаге увеличивается количество С=О связей (происходит окисление), что диагностируется в диапазоне 1500-1800 cм-1
Слайд 56

Oral talk. Подготовка речи Рассказывайте ИСТОРИЮ: завязка – кульминация – заключение

Oral talk. Подготовка речи

Рассказывайте ИСТОРИЮ:
завязка – кульминация – заключение
!
введение

– самый важный результат – выводы
Будете краткими и ясными в выражениях
Не читайте фразы на слайде
Учите наизусть, но рассказывайте с выражением
«Что вижу, то пою» (графики и формулы)
Слайд 57

Oral talk. Речь Михаил Александрович Врубель Царевна-Лебедь. 1900 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Oral talk. Речь

Михаил Александрович Врубель
Царевна-Лебедь. 1900
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 58

Oral talk. Речь Каспар Давид Фридрих Странник над морем тумана. 1818 Kunsthalle, Гамбург

Oral talk. Речь

Каспар Давид Фридрих
Странник над морем тумана. 1818
Kunsthalle, Гамбург

Слайд 59

Oral talk. Работа над докладом Обязательно рассказывайте коллегам Выслушайте критические замечания

Oral talk. Работа над докладом

Обязательно рассказывайте коллегам
Выслушайте критические замечания
Исправьте доклад согласно

замечаниям
Сделайте еще одну итерацию

И. Е. Репин
Торжественное заседание … 1903
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 60

Oral talk. Репетиция Театр, а не импровизация Каждый раз «от» и

Oral talk. Репетиция

Театр, а не импровизация
Каждый раз «от» и «до»
Вслух/записывайте звук
Лазерная

указка
Одна шутка («импровизация»)
Не перегорите (2-3 раза)
Тренируйтесь на друзьях/родственниках/кошках
НИЧТО не улучшит ваш доклад так, как его РЕПЕТИЦИЯ
Слайд 61

Oral talk. Внешний вид Комфортно, но лучше чуть более формально, чем менее

Oral talk. Внешний вид

Комфортно, но лучше чуть более формально, чем менее

Слайд 62

Oral talk. Перед выступлением

Oral talk. Перед выступлением

Слайд 63

Улыбнитесь и не паникуйте!

Улыбнитесь и не паникуйте!

Слайд 64

Вы потеряли мысль? Извинитесь Начните предложение с начала

Вы потеряли мысль?

Извинитесь
Начните предложение с начала

Слайд 65

Урезали время? Быстро решите, что можно упустить Говорите только ключевыми концепциями

Урезали время?
Быстро решите, что можно упустить
Говорите только ключевыми концепциями

Слайд 66

Перегорел проектор? Проблемы не у Вас, а у организаторов! Карл Брюллов

Перегорел проектор?

Проблемы не у Вас, а у организаторов!

Карл Брюллов
Последний день Помпеи.

1833
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 67

глубокий ВДОХ и глубокий ВЫДОХ вы ЗНАЕТЕ материал лучше всех у

глубокий ВДОХ и глубокий ВЫДОХ
вы ЗНАЕТЕ материал лучше всех
у вас

ЛУЧШИЙ доклад
у вас ОТЛИЧНЫЕ результаты
вы репетировали (НЕСКОЛЬКО РАЗ!)
КАЙФУЙТЕ от своей работы
вас ждет ФУРОР

Oral talk. Во время выступления

Слайд 68

Oral talk. Отвечаем на вопросы Выдохнете - никто (правда!) не знает

Oral talk. Отвечаем на вопросы

Выдохнете - никто (правда!) не знает тему

лучше вас
Дослушайте и поймите вопрос
Не поняли или недопоняли --> попросите повторить
Отвечайте коротко, четко и честно
Не бойтесь признать, что не знаете ответа на вопрос
Доп.слайды для вопросов (методы, схемы, образцы…etc.)

Франсиско Гойя
Третье мая 1808 года в Мадриде. 1814
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Слайд 69

Oral talk. Три главных принципа Понимайте, кто ваши слушатели Ясность, ясность, ясность Репетиция, репетиция, репетиция

Oral talk. Три главных принципа
Понимайте, кто ваши слушатели
Ясность, ясность, ясность
Репетиция, репетиция,

репетиция
Слайд 70

Oral talk. ОДИН главный принцип Понимайте, кто ваши слушатели Ясность, ясность, ясность Репетиция, репетиция, репетиция

Oral talk. ОДИН главный принцип
Понимайте, кто ваши слушатели
Ясность, ясность, ясность
Репетиция, репетиция,

репетиция
Слайд 71

Научный нетворкинг Джексон Поллок. Номер 1. 1949 Музей современного искусства , Лос-Анджелес

Научный нетворкинг

Джексон Поллок.
Номер 1. 1949
Музей современного искусства , Лос-Анджелес