Наука, как творчество (для аспирантов)

Содержание

Слайд 2

Литература Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности:

Литература

Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: учебное

пособие для подготовки аспирантов и соискателей различных ученых степеней - М.: Финансы и статистика, 2003. - 269 с.
Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 185 с.
Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформл. - М.:Ось-89, 2006. – 224 с.
Слайд 3

Литература (для психологов) Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и

Литература (для психологов)

Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического

исследования. – М.: Академический проспект; Трикса, 2006.
Слайд 4

Наука как творчество 1. Категорийное содержание понятия «наука». 2. Научное творчество.

Наука как творчество

1. Категорийное содержание понятия «наука».
2. Научное творчество.

Слайд 5

О понятии «наука» Термином наука обозначают совокупность многих составляющих процесса производства

О понятии «наука»

Термином наука обозначают совокупность многих составляющих процесса производства знаний:

ученых, учреждения и организации, приборы и оборудование, научно-исследовательскую деятельность.
Это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Слайд 6

Исходные принципы (мифологемы) науки — потребность в достоверном знании, которое может

Исходные принципы (мифологемы) науки

— потребность в достоверном знании, которое может служить

основанием для достижения поставленных целей;
— вера в самоценность истины и в возможность ее достижения;
— вера в очевидность как критерий истины;
Слайд 7

Исходные принципы (мифологемы) науки — вера в непогрешимость накопленного человеком личного

Исходные принципы (мифологемы) науки

— вера в непогрешимость накопленного человеком личного практического

опыта и относительный скептицизм (когда человек говорит, что «человеку свойственно ошибаться», он имеет в виду других, но не себя);
— уверенность в праве на свободное научное творчество и свободный обмен информацией;
— вера в абсолютную ценность новизны научного знания.
Слайд 8

Этапы истории науки 1) древняя восточная преднаука (вавилонско-шумерская, египетская, древнеиндийская и

Этапы истории науки

1) древняя восточная преднаука (вавилонско-шумерская, египетская, древнеиндийская и

древнекитайская);
2) античная наука (характерное явление — «Начала» Евклида);
3) средневековая европейская наука (астрология, алхимия, экзегетика);
Слайд 9

Этапы истории науки 4) новоевропейская классическая наука XVII — перв. пол.

Этапы истории науки

4) новоевропейская классическая наука XVII — перв. пол.

XIX в. (математика, механика);
5) неклассическая наука конца XIX — XX в. (релятивизм, индетерминизм, вероятность, системность, структурность);
6) постнеклассическая наука с конца ХХ в. (синергетика, глобалистика, экология, телеологизм, органицизм, нелинейность).
Слайд 10

Понятие творчества Творчеством называется деятельность, в процессе которой происходит созидание, или возникновение, новых ценностей.

Понятие творчества

Творчеством называется деятельность, в процессе которой происходит созидание, или

возникновение, новых ценностей.
Слайд 11

Этапы творчества 1. Сбор информации Информация – снимаемая неопределенность. Определить круг

Этапы творчества

1. Сбор информации
Информация – снимаемая неопределенность.
Определить круг источников

информации по проблеме научного исследования.
Составить алгоритм получения информации, обработки, хранения и использования.
Использовать информацию о смежных научных дисциплинах.
Слайд 12

Этапы творчества 2. Формулирование проблемы Поиск новой формулировки, и постановка вопроса

Этапы творчества

2. Формулирование проблемы
Поиск новой формулировки, и постановка вопроса

проблемно, для чего требуется, чтобы в названии было две центральные категории и чтобы между ними было проблемное отношение.
Проблемность задается разными способами: союзами «и» («экономики и культура»), «как» («налоговая политика как инструмент стимулирования малого бизнеса») и т. п.
Слайд 13

Этапы творчества 3. Решение проблемы. 4. Проверка и обработка результата. На

Этапы творчества

3. Решение проблемы.
4. Проверка и обработка результата.
На этом

этапе очень полезна критика, конечно, лучше если она является доброжелательной, а не злопыхательской.
Автор смотрит на результат с одной стороны, а критики помогут посмотреть на него с другой и привлечь дополнительные аргументы для более основательного и всестороннего объяснения найденного вывода.
Слайд 14

Виды творчества — материализация, реализация из имеющегося материала, разработанного кем-то проекта;

Виды творчества

— материализация, реализация из имеющегося материала, разработанного кем-то проекта;
— внедрение

чьей-то готовой идеи, или разработка проекта реализации готовой идеи с ее доработкой, усовершенствованием;
— перенос известно принципа из одной сферы в другую, где он не использовался и является новым, не знакомым (техническое творчество);
Слайд 15

Виды творчества — обнаружение неизвестного человечеству явления, факта, предмета (научное творчество);

Виды творчества

— обнаружение неизвестного человечеству явления, факта, предмета (научное творчество);
— фантастическое

и воображение в художественном творчестве, кентавристика соединения несоединимого, комбинирования (виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности);
— божественное творчество из «ничего», или «из свободы» (Н.А. Бердяев).
Слайд 16

Типы творчества По степени новизны, получаемой в процессе творчества, можно выделить

Типы творчества

По степени новизны, получаемой в процессе творчества, можно выделить три

типа творчества:
1) техническое, которое заключается в решении сложной инженерной задачи путем переноса известного в одной сфере принципа в другую сферу, где он не известен и не используется;
Слайд 17

Типы творчества 2) научное, заключается в том, что ученый изучает мир

Типы творчества

2) научное, заключается в том, что ученый изучает мир и

обнаруживает в нем нечто, реально существующее, но людям не известное;
3) художественное, при котором художник выдумывает и описывает такую жизнь, какой в реальности не существовало, руководствуясь такими ограничениями: жизнеподобие, концентрация и усиление, новое видение жизни.
Слайд 18

О знании В составе мировоззрения есть немало такого рода феноменов, которые

О знании

В составе мировоззрения есть немало такого рода феноменов, которые

мы принимаем на веру. Очевидно, что знание может быть субъективным и объективным. Таким образом, знание подразделяется на:
— донаучное (врожденное),
— вненаучное (обыденное),
— научное,
— псевдонаучное (вымышленное).
Требования к научному знанию: «быть объективным, доказательным, точным, принципиально критичным, ориентированным на адекватное постижение реальности».
Слайд 19

Процесс изучения мира В процессе изучения мира применяются формы невербального воплощения

Процесс изучения мира

В процессе изучения мира применяются формы невербального воплощения

в памяти умений и навыков.
Для выражения результатов научного исследования используются термины (слова) и теории.
Слайд 20

Основа научного знания В основе научного знания лежит объективно достоверная, проверенная

Основа научного знания

В основе научного знания лежит объективно достоверная, проверенная информация,

или истина.
Категория истины характеризует как результаты процесса познания с точки зрения их объективного содержания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.
Слайд 21

Основа научного знания В понимании истины выделяют два подхода: теорию соответствия

Основа научного знания

В понимании истины выделяют два подхода: теорию соответствия (корреспонденции)

и теорию согласованности (когеренции). В первом случае, как полагал Аристотель, под истиной понимается соответствие наших знаний и реальности, во втором — истина есть согласие мышления с самим собой, с априорными формами мышления (И. Кант).
Слайд 22

Виды истины Объективной истиной считается фактическое суждение, истинность которого установлена и

Виды истины

Объективной истиной считается фактическое суждение, истинность которого установлена и проверена

объективным критическим сомнением и не зависит от мнения отдельного человека. Абсолютная истина — есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Философы идеалисты считают, что абсолютной истиной обладает лишь только Бог.
Слайд 23

Виды истины Большинство же истин, с которыми имеет дело человек, являются

Виды истины

Большинство же истин, с которыми имеет дело человек, являются относительными

и они верны лишь в рамках соответствующих систем координат или ценностей. Истина относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Вероятностной истиной считают такое утверждение, истинность которого оценивают в процентах.
Слайд 24

Структура знаний аспиранта — мировоззренческий минимум (хранится в памяти каждого аспиранта

Структура знаний аспиранта

— мировоззренческий минимум (хранится в памяти каждого аспиранта в

результате обучения);
— базовые знания по избранной специальности;
— программные знания изученных учебных дисциплин;
— сверхпрограммные знания, полученные наиболее продвинутыми аспирантами в результате настойчивой самостоятельной работы.