Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система

Содержание

Слайд 2

«Жизнь определяет образование – и обратно – образование воздействует на жизнь»

«Жизнь определяет образование – и обратно – образование воздействует на жизнь»
«Понять

систему образования данного общества – значит понять строй его жизни»
С.И. Гессен
Слайд 3

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (ФЗ-273) 1)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (ФЗ-273)

1) образование

- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Слайд 4

Смена парадигм образования

Смена парадигм образования

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Особенности художественного способа познания мира (два пути познания мира) Специфика художественного образования

Особенности
художественного способа познания мира
(два пути познания мира)

Специфика художественного образования

Слайд 8

Слайд 9

Как происходит процесс присвоения содержания? в искусстве в науке инвариативность, множественность

Как происходит процесс присвоения содержания?

в искусстве

в науке

инвариативность, множественность содержания присвоенной

идеи

уровни присвоения идеи

личное, субъективное отношение

объективное
отношение

аксиологический подход

технологический
подход

Слайд 10

Что такое образование? (по С.И. Гессену) образование как процесс приобщения человека

Что такое образование?
(по С.И. Гессену)

образование как процесс приобщения человека (изначально «природного

человека») к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики.
образование способствует становлению индивидуальной культуры личности и культурному прогрессу всего человечества.
образование, являясь формой реализации ценностей и самореализации личности, само представляет определенного рода ценность.
Слайд 11

культура образованность гражданственность цивилизация наука искусство нравственность религия хозяйство техника право государственность

культура

образованность

гражданственность

цивилизация

наука

искусство

нравственность

религия

хозяйство

техника

право

государственность

Слайд 12

Педагогика или теория образования распадается на отделы соответственно культурным ценностям Общая

Педагогика или теория образования распадается на отделы соответственно культурным ценностям

Общая педагогика

Теория

нравственного образования

Теория правового образования

Теория художественного образования

Теория научного образования

Теория хозяйственного образования

Теория религиозного образования

Слайд 13

Исследовательская деятельность в художественном образовании: соединение художественного и научного образования

Исследовательская деятельность в художественном образовании:
соединение художественного и научного образования

Слайд 14

Признаки научного знания 1. Интерсубъективность (общезначимость, общеобязательность, универсальность научного знания). 2.

Признаки научного знания

1. Интерсубъективность (общезначимость, общеобязательность, универсальность научного знания).
2. Воспроизводимость научного

знания (одинаковостью результатов, получаемых каждым исследователем при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях).
3. Системность.

принцип достаточного основания
(всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана)

Слайд 15

Классификации научного знания «сильные науки» «слабые науки» строятся на основе дедукции

Классификации научного знания
«сильные науки»

«слабые науки»

строятся на основе дедукции
физика, математика, естественные науки

сложность

объектов, слабая предсказуемости явлений и процессов
гуманитарные и общественные науки

(с позиции гносеологии)

Слайд 16

по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и

по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и

технические;
по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные).
по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные, прикладные и разработки;
Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разделы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.). В отличие от них эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, строящимися, как правило, с использованием количественных средств анализа;
Слайд 17

Методы научного исследования (полный спектр)

Методы научного исследования
(полный спектр)

Слайд 18

«Художественная деятельность – это самостоятельное эстетическое творчество в области искусства и литературы» А.М. Новиков.

«Художественная деятельность – это самостоятельное эстетическое творчество в области искусства и

литературы»
А.М. Новиков.
Слайд 19

Особенности художественной деятельность Наличие специфических способностей у создателя (образное мышление, воображение,

Особенности художественной деятельность

Наличие специфических способностей у создателя (образное мышление, воображение, фантазия,

высоко развитое чувство эмпатии).
Синкретизм (органически включает в себя четыре вида деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную и коммуникативную).
Личностный тип отражения (персонификация произведения искусства).
Свобода выбора цели, содержания, формы, метода.
Слайд 20

Особенности художественного языка специфическая знаковость; каждый вид искусства имеет свой специфический

Особенности художественного языка

специфическая знаковость;
каждый вид искусства имеет свой специфический художественный язык;
каждый

художник имеет индивидуальный язык.
Слайд 21

Задачи художественного образования: Воспитание художественного вкуса. как психологического механизма адекватного восприятия

Задачи художественного образования:

Воспитание художественного вкуса. как психологического механизма адекватного восприятия произведений

искусства.
Формирование художественного сознания, влияющего на развитие взглядов, позиций, идеалов, поступков.
Расширение знаний, умений и навыков в области художественной деятельности.
Слайд 22

Искусство - «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах» Словарь русского

Искусство - «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах»
Словарь русского языка

С.И.Ожегова
«…Искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»
Л.С.Выготский
Слайд 23

Функции искусства: Эстетическая - формирование эстетического вкуса и среды проживания Социальная

Функции искусства:
Эстетическая - формирование эстетического вкуса и среды проживания
Социальная – идейное

воздействие на общество, преобразование социальной реальности
Воспитательная – способность формировать личность человека
Познавательная – познание действительности при помощи художественных образов
Компенсаторная – восстанавливает душевное спокойствие, решает психологические проблемы
Гедонистическая – способность приносить удовольствие человеку
Прогностическая – способность предугадывать будущее
Слайд 24

преобразовательная познавательной коммуникативная оценочная эстетическая Социальные функции искусства «Искусство есть непосредственное

преобразовательная
познавательной
коммуникативная
оценочная
эстетическая

Социальные функции искусства

«Искусство есть непосредственное созерцание истины, или

мышление в образах»
В.Г. Белинский
Слайд 25

Две системы оценки действительности: по объективным значениям (с точки зрения значимости

Две системы оценки действительности:
по объективным значениям (с точки зрения значимости для

жизни);
по личностным смыслам (в соответствии с индивидуальным опытом)

Эстетическая оценка всегда личностная

искусство

аудитория

формирует

влияет

Слайд 26

Художественный образ – форма мышления в искусстве Художественный образ – особая

Художественный образ – форма мышления в искусстве
Художественный образ – особая модель

мира
Художественный образ –объективная система художественных представлений
Художественный образ – (семиотический подход) – тип художественного высказывания
Художественный образ – форма освоения мира с позиции определенного эстетического идеала

Художественный образ диалектичен:
объединяет живое созерцание
субъективную интерпретацию
оценку реципиента (слушателя, зрителя, читателя и т.д.)

Слайд 27

Специфика художественного образа: Обладает собственной логикой развития Многозначен и многопланов по

Специфика художественного образа:
Обладает собственной логикой развития
Многозначен и многопланов по сути (Э.

Хемингуэй сравнивал с айсбергом)
Задает исходный импульс для раздумий
Обладает индивидуализированным обобщением, типизацией
Объединяет эмоциональное и рациональное
Предстает в единстве объективного и субъективного (особенно в исполнительском искусстве)
Художественный образ принципиально неповторим и оригинален

Художественный образ отражает творческую индивидуальность создателя

Слайд 28

Художественное произведение – система художественных образов, составляющая целостность микромир художественное произведение макромир

Художественное произведение – система художественных образов, составляющая целостность

микромир

художественное произведение

макромир

Слайд 29

Художественное общение Это передача художественной информации от автора к реципиенту, содержащей

Художественное общение

Это передача художественной информации от автора к реципиенту, содержащей определенное

отношение к миру

автор -художественное произведение – исполнитель –реципиент (слушатель, зритель, читатель)

Реципиент

потребитель художественной продукции

способность, подготовленность воспринимать произведения искусств

Берет столько культурного смысла, насколько подготовлен его воспринимать

Сочетание исторического, группового и личного опыта

Слайд 30

Зоны художественного развития: Искусство как опыт отношений - (общее художественное образование)

Зоны художественного развития:

Искусство как опыт отношений - (общее художественное образование) –

зона общей культуры
Искусство как опыт творчества – (самодеятельность) – зона свободного поиска интересов
Искусство как языковой опыт – (училища, вузы) – зона профессиональной культуры
Слайд 31

Соответствие философских дисциплин разделам образования Этика и философия права Логика Эстетика

Соответствие философских дисциплин разделам образования

Этика и философия права
Логика
Эстетика
Философия хозяйства
Философия религии

Теория

нравственного и правового образования
Теория научного образования
Теория художественного образования
Теория хозяйственного образования
Теория религиозного образования