Методика работы с художественной литературой в детском саду

Содержание

Слайд 2

Задачи ознакомления детей с художественной литературой воспитывать интерес к художественной литературе,

Задачи ознакомления детей с художественной литературой

воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность

к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
Слайд 3

Задачи ознакомления детей с художественной литературой воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать

Задачи ознакомления детей с художественной литературой

воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать

настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух;
формирование способности элементарно анализировать содержание и форму произведения: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Слайд 4

Критерии отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам идейная направленность детской

Критерии отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам

идейная направленность детской

книги: идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе; моральный облик героя также определяет идейность книги;
высокое художественное мастерство, литературная ценность: критерием художественности является единство содержания произведения и его формы; важен образцовый литературный язык;
Слайд 5

Критерии отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам доступность литературного произведения,

Критерии отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам

доступность литературного произведения,

соответствие возрастным и психологическим особенностям детей: при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
конкретные педагогические задачи.
Слайд 6

Круг детского чтения и рассказывания Произведения русского народного творчества и творчества

Круг детского чтения и рассказывания

Произведения русского народного творчества и творчества народов

мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
Произведения русской и зарубежной классической литературы.
Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Слайд 7

Методы ознакомления с художественной литературой Чтение воспитателя по книге или наизусть. Рассказывание воспитателя. Инсценирование. Заучивание наизусть.

Методы ознакомления с художественной литературой

Чтение воспитателя по книге или наизусть.
Рассказывание воспитателя.
Инсценирование.
Заучивание

наизусть.
Слайд 8

Формы работы с книгой в детском саду На занятиях; Вне занятий.

Формы работы с книгой в детском саду

На занятиях;
Вне занятий.

Слайд 9

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной) 1. Чтение

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной)

1. Чтение или рассказывание

одного произведения;
2. Чтение нескольких произведений:
объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных);
единством образов (две сказки о лисичке);
единством жанра (два рассказа с моральным содержанием);
сочетание нескольких жанров (загадка, рассказ, стихотворение).
Слайд 10

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной) 3.Объединение произведений,

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной)

3.Объединение произведений, принадлежащих

к разным видам искусства:
чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
Слайд 11

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной) 4. Чтение

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной)

4. Чтение и рассказывание

с использованием наглядного материала:
чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
кукольный и теневой театр, фланелеграф;
диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
Слайд 12

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной) 5. Чтение

Типы занятий художественного чтения и рассказывания (по М.М. Кониной)

5. Чтение как часть

занятия по развитию речи:
оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
Слайд 13

В работе с художественной литературой в детском саду следует выделить такие

В работе с художественной литературой в детском саду следует выделить такие

аспекты:

подготовка к занятию;
методика проведения занятия;
повторное чтение.

Слайд 14

Подготовка к занятию 1) обоснованный выбор произведения, при котором учитывается: художественный

Подготовка к занятию

1) обоснованный выбор произведения, при котором учитывается:
художественный уровень

и воспитательное значение произведения;
особенности восприятия детьми данного возраста художественного произведения;
текущая воспитательно-образовательная работа с детьми в данное время года;
программное содержание – литературные и воспитательные задачи;
Слайд 15

Подготовка к занятию 2) подготовка воспитателя к чтению произведения: анализ художественного

Подготовка к занятию

2) подготовка воспитателя к чтению произведения:
анализ художественного текста: понимание

основного замысла автора, характера действующих лиц, их взаимоотношений, мотивов поступков; роль выразительных средств языка в создании художественных образов;
проводится работа над выразительностью чтения/рассказывания произведения: выбор основного тона, интонации; расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, четкой дикции;
постановка цели работы с произведением, выбор методов и приемов работы, эффективных средств.
Слайд 16

Подготовка к занятию 3) подготовка детей к восприятию литературного текста (к

Подготовка к занятию

3) подготовка детей к восприятию литературного текста (к осмыслению

его содержания и формы):
активизация личного опыта детей;
обогащение их представлений посредством наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций;
объяснение незнакомых слов, которые встретятся в тексте;
мотивационный рассказ педагога о скором знакомстве с интересной историей, сказкой, персонажем и т.п.
рассматривание книги, иллюстраций к произведению.
Слайд 17

Методика проведения занятия Проведение занятия требует: создания спокойной обстановки; четкой организации деятельности детей; соответствующей эмоциональной атмосферы.

Методика проведения занятия

Проведение занятия требует:
создания спокойной обстановки;
четкой организации деятельности детей;
соответствующей эмоциональной

атмосферы.
Слайд 18

Структура типичного занятия: краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая

Структура типичного занятия:

краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их

опыт, текущие события с темой произведения;
знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова;
беседа о прочитанном с целью выявления эмоционального отношения детей, уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности;
Слайд 19

Структура типичного занятия: повторное чтение всего текста или его фрагментов с

Структура типичного занятия:

повторное чтение всего текста или его фрагментов с целью

закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого;
беседа аналитического характера, направленная на выявление идеи произведения, мотивов поступков героев, подведение к нравственным выводам и т.п. в зависимости от поставленной педагогом цели.
Слайд 20

Организация вводной беседы Цель: подготовка детей к восприятию произведения. Приемы: краткий

Организация вводной беседы

Цель: подготовка детей к восприятию произведения.
Приемы:
краткий рассказ о писателе;
напоминание

о других книгах и героях, созданных писателем;
краткий рассказ об истории создания произведения;
отгадывание загадки, связанной с содержанием произведения;
размышления над пословицей или поговоркой, связанной с содержанием произведения;
рассматривание картинок, иллюстраций, предметов.
Называние произведения, его жанра (рассказ, сказка, стихотворение), имени автора.
Слайд 21

Выразительное чтение произведения заинтересованность самого воспитателя; эмоциональный контакт с детьми; не

Выразительное чтение произведения

заинтересованность самого воспитателя;
эмоциональный контакт с детьми;
не следует отвлекать детей

от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями;
по окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.
Слайд 22

Организация беседы Типы вопросов: позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и

Организация беседы

Типы вопросов:
позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям;
направленные на

воспроизведение содержания;
направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему;
направленные на выяснение мотива поступков героев;
обращающие внимание на языковые средства выразительности;
подводящие к нравственным выводам.
Слайд 23

Методические ошибки при проведении беседы случайный характер вопросов; стремление педагога к

Методические ошибки при проведении беседы

случайный характер вопросов;
стремление педагога к детальному воспроизведению

детьми текста;
анализ содержания в отрыве от формы;
отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков;
недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку;
нравоучения в связи с содержанием книги: разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы.
Слайд 24

Повторное чтение произведения прием, углубляющий понимание содержания и выразительных средств произведения;

Повторное чтение произведения

прием, углубляющий понимание содержания и выразительных средств произведения;
небольшие по

объему произведения могут повторно прочитываться на том же занятии;
повторное чтение больших по объему произведений целесообразно проводить через какой-то отрезок времени;
повторное чтение может быть включено в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.
Слайд 25

Специфика чтения повести для детей важно правильно разделить произведение на части:

Специфика чтения повести для детей

важно правильно разделить произведение на части: каждая

часть должна быть законченной;
нельзя останавливаться на самом интересном месте;
наиболее интересные главы читаются повторно.
Слайд 26

Возможности «веселых книг» для детей способствуют воспитанию чувства юмора; чувство юмора

Возможности «веселых книг» для детей

способствуют воспитанию чувства юмора;
чувство юмора приводит к

переживанию положительных эмоций;
формируют умение замечать смешное в жизни;
формируют умение понимать шутки окружающих и шутить самому;
формируют умение смеяться над собой.