Направления развития для разного периода

Содержание

Слайд 2

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА В результате многолетних исследований лаборатории

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА

В результате многолетних исследований лаборатории интеграции

искусств Института художественного образования учеными выделены направления развития для каждого возрастного периода. Ниже даны направления развития, сформулированные Л. Г. Савенковой и Т. И. Суховой.
Слайд 3

1-й класс • Развитие наблюдательности, интереса детей к разнообразию цвета и

1-й класс
• Развитие наблюдательности, интереса детей к разнообразию цвета и

формы предметов в природе, в окружающей действительности (формы вещей, разнообразие звуков, запахов, цвета, жеста, движения, интонации).
• Развитие ощущения пространства и себя внутри этого пространства.
• Освоение конкретного, единичного в жизни и в искусстве: особенность предмета, слова, звука, жеста, цвета (в пространстве, в среде).
• Развитие внутренней потребности самим привносить что-то свое, красивое в окружающую среду.
• Знакомство с многообразием речи людей разных народов и континентов (отличие слов и букв родного языка, алфавит и письменность историческихэпох своей страны и языков разных народов в истории мира).
• Динамика ритма, темпа, интонации, тембра тональности живого свободного разговора, чтения одного и того же художественного текста с живого голоса разными людьми.
Слайд 4

2-й класс • Освоение таких взаимосвязанных явлений, как цвет и звук,

2-й класс
• Освоение таких взаимосвязанных явлений, как цвет и звук,

цвет и интонация.
• Развитие представлений о национальных видах искусства (фольклор, декоративно-прикладное искусство).
• Формирование представлений о вымышленном и реальности. Сказка и мир.
• Обращать внимание на то, как влияет климат на жизнь человека, его характер и привычки.
• Развитие образного восприятия цветовой композиции: цвет и музыка, цвет и интонация, цвет и настроение.
• Освоение разнообразия и своеобразия видов народного искусства: фольклор, декоративно-прикладное искусство, песенное и устное народное творчество, народный театр.
• Освоение пространства как среды: все существует, развивается и живет в пространстве и среде (предмет в среде, скульптура и архитектура в среде и в пространстве, звук в среде, движение в среде, не ни в пространстве космоса, люди, народы в пространстве всей Земли).
• Формирование интереса к архитектуре, связи архитектуры с окружающей природой, местным ландшафтом.
• Воспитание способности поливыразительности живой разговорной речи собеседников.
• - Сенсорное насыщение живого разговорного и литературного слова цветом, светом, формой, линией, ароматом, мимикой и жестом, костюмом, маской, звуком и интонацией речи, созданием адекватной художественно?предметной среды.
Слайд 5

3-й класс • Освоение пространственного и смыслового своеобразия расположения форм в

3-й класс
• Освоение пространственного и смыслового своеобразия расположения форм в

природе и в жизни.
• Формирование представлений о природной среде и населяющих ее людей.
• Разнообразие природных форм, цвета, их зависимость от местного ландшафта и климата.Ритм и орнамент в природной среде (горы-леса-моря-реки-пустыни-равнины) и в искусстве (литература, музыка, декоративно-прикладное искусство, архитектура, живопись и др.).
• Развитие способности различать разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств у разных народов и их зависимость от условий среды (декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, скульптура, музыка, литература, поэзия).
• Формирование представлений об освоении людьми ближайшего пространства. Зависимость жизни народов от окружающей природы, климата.
• Умение видеть и замечать разнообразие архитектуры, одежды, разнообразие привычек и характеров людей.
• Представление о происхождении живых разговорных слов, их введение их в народный и литературный обиход.
• Сенсорное насыщение разнообразных словесных форм и видов фольклора, мифов родного и других языков, самобытное единство чувств в народных обрядах или праздниках.
• Воспитание восприимчивости к мечте, заложенной в литературных произведениях о небе, о Солнце, о звездах, о необыкновенных путешествиях и героях, о чудесном рождении и добывании огня.
Слайд 6

-й класс • Формирование интереса к различным видам народного искусства у

-й класс
• Формирование интереса к различным видам народного искусства у

разных народов. Осмысление художественной значимости и ценности народного искусства в жизни человека и его среде (декоративно-прикладногоискусства, танца, песни, фольклора, народного театра, устного творчества: преданий, былин).
• Развитие представлений о зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурного своеобразия и национальных традиций скульптурной памяти народа»).
• Освоение пространственной среды человеком в народном творчестве
• (народной архитектуре, устном творчестве, преданиях, сказочных фантастических превращениях). Выражение исторического времени в искусствечерез среду.
• Развитие стремления к самостоятельному поиску в искусстве, решению творческой задачи в создании композиции.
• Развитие умения устного живого слова — общение в топонимике своего региона, поиск предположений о происхождении тех или иных названий сел, городов, рек, звезд.
• Окружение учащихся множеством видимых и невидимых пересекающихся между собой, но разных по характеру природных, искусственно созданных, художественных, литературных пространств.
• Формирование представлений о том, что художественная книга разных видов и жанров порождает самобытность характеров, которые создают своеобразную стройность литературного произведения.
Слайд 7

5-й класс • Знакомство с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и

5-й класс
• Знакомство с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и

религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическимиособенностями местности разных народов и этнических групп. Природа человеку — человек природе:
• Формирование целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства; смысловая и образная связь во всем народном искусстве. Природа—искусство—развитие общества.
• Развитие понятий: человек и среда. Предметная среда как особое пространство каждого человека.
• Осмысление взаимосвязи: материал-форма-цвет-практическая значимость вещи (предмета).
• Освоение живой разговорной речи как один из способов общения детей и взрослых по поводу своих творческих увлечений, наблюдений за природой, создания и восприятия искусства.
• Осознанный перевод наблюдений, чувств, переживаний детей в письменный текст; индивидуальное прочтение литературных текстов: неоднозначность суждений интерпретаций смысла (формирование вкуса).
Слайд 8

6-й класс • - Формирование представлений о с тремлении человека привносить

6-й класс
• - Формирование представлений о с тремлении человека привносить

свои идеи в окружающее пространство. Человек-природа-архитектура предметное пространство. Освоение жизни на Земле. Окружающий мир, природа, космос.
• Освоение разных земных и внеземных пространств России и других стран, а Вселенной, космоса на основе литературных художественных описаний в исторических хрониках, путешествиях, приключениях, фантастических описаниях, в мифах разных народов. Жизнь текста как художественной организации.
• Развитие представлений о пространстве как среде общения, творения искусства, быта, работы, отдыха и др. Предмет как часть определенной (конкретной) среды: предмет в интерьере (слово в литературном произведении, интонация в музыке, движение в танце), шрифт в плакате, декоративный элемент в орнаменте, знак в художественном тексте.
• Формирование представлений об окружающем мире и его освоении Человеком. Освоение человеком Вселенной в разные периоды жизни на Земле.
• Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности . Предмет, форма и цвет в пространстве. Разнообразие архитектурных форм и их зависимость от местного ландшафта национальных традиций.
• Представление о с мысловом и стилевом единстве элементов композиции.
• Освоение исторических изменений и развитие живого языка в определенной социоприродной и этнической среде, знакомой ребенку.
• Интерес как к своей, так и к родословной, «очвенной» жизни (П.Флоренский) реальных людей, семей, писателей и поэтов.
Слайд 9

7-й класс • Развитие представлений о гармонии и красоте как вечном

7-й класс
• Развитие представлений о гармонии и красоте как вечном

в природе. Пространство космоса, его бесконечность. Отражение космических мотивов в искусстве. Биоструктура, биоархитектура. Природные закономерности пространства в практике искусства. Пространственные взаимоотношения предметов, элементов внутри формы.
• Творческое воплощение мотивов природы в искусстве. Единство функции и формы в природе, в жизни и в искусстве. Внешняя и внутренняя форма в архитектуре.
• Представление о цвете в природе и декоративном искусстве.
• Развитие словесности от живого языка (устные формы творения) к письменным его видам — от рукописи с отчетливо выраженной индивидуальностью к книгопечатанью. Роль почерка в жизни человека и, например, эволюция разных почерков.
• Развитие чувства художественного слова в процессе перевода на другой язык как способ более тонкого проникновения в духовный мир поэта или писателя.
• Перевод художественного слова на языки других искусств - в картины, музыку, танец, кино, театральные спектакли; гармония слова с другими искусствами.
Слайд 10

8-й класс • Осмысление пространственного образа разных видов искусства: архитектурное пространство,

8-й класс
• Осмысление пространственного образа разных видов искусства: архитектурное пространство,

пространство скульптуры, театра, живописи, литературного произведения, музыкальное пространство. Зависимость формы, композиции, характера произведения от решаемого пространственного образа.
• Время в искусстве и осмысление исторического пространства: человек-среда-искусство. Искусство как средство усовершенствования мира.
• Самовыражение в искусстве (живопись, скульптура, дизайн музыка, литература, движение) по мотивам других искусств.
• Особенности народного живого языка в разных вмещающих ландшафтах (Л. Н. Гумилев).
• Изучение творчества писателей и поэтов разных исторических эпох в рамках определенной социоприродной и этнической среды, уровня развития языка, в связи с историческими узами с другими народами.
• Метафоричность, аллегоричность, афористичность живого и литературного слова.
• Личность в искусстве и искусство в личности. Эпоха, время, искусство и история человечества.
Слайд 11

9-й класс • Представление о взаимосвязи эпохи и искусства: стиль, характер,

9-й класс
• Представление о взаимосвязи эпохи и искусства: стиль, характер,

время, человек в разных искусствах.
• Освоение связи времен в искусстве: пространство прошлого, настоящего, будущего, космическое. Взаимоотношение человека с природой, искусством, предметно-пространственным окружением, средой.
• Представление о социальной роли искусства в жизни человека. Зависимость разных видов искусства друг от друга, от времени и социального развития общества.
• Композиция-цвет-форма-пространство как важные составляющие любого вида искусства.
• Живое устное звучание поэзии и поэтической прозы — особенное условие их жизни.
• Чувство драматичности судьбы поэта или писателя. Интерпретация смыслов поэтического слова на основе восприятия полифоничности художественно-образной ткани произведения; Контекст создания.
• Собственный художественный перевод образной канвы чужестранного поэтического слова с другого языка.
• Чувство единства поэтического слова с живым голосом, пластикой тела, природной и художественной средой.
Слайд 12

10-й класс • Вечные формы в пространстве. Архитектурное пространство: геометрия пространства,

10-й класс
• Вечные формы в пространстве. Архитектурное пространство: геометрия пространства,

экология пространства, цвет и свет в пространстве, предметы в пространстве.
• Самостоятельное решение задач цвета, формы, пространства, композиции на плоскости и в пространстве на выражение конкретного образа интерьера: взаимосвязь элементов, предметов, контраста и нюанса (формы и цвета).
• Графический дизайн, каллиграфия.
• Народный живой язык — одно из условий творческого литературного процесса.
• Анализ литературного произведения с опорой на запечатления в слове жеста и мимики, движения, звука, формы, цвета, аромата, пространства, света, ритма при помощи которых в разных соотношениях писатель создает уникальные художественные образы.
• Развитие интереса к критической литературной мысли, к литературной
• полемике.
• Чувство индивидуальности художественного воображения к духовности конкретного писателя или поэта.
• Индивидуальная литературная фантазия в определенном стиле.
Слайд 13

11-й класс • Осмысление понятий: человек — часть и центр природы

11-й класс
• Осмысление понятий: человек — часть и центр природы

и искусства. Понимание задач духовного развития человека, богатства его внутреннего мира, стремления к самосовершенствованию.
• Самостоятельная характеристика произведения пространственного искусства с точки зрения социально-культурных, культурно-исторических, общечеловеческих и духовных ценностей.
• Решение пространственного образа среды в истории развития искусства.
• Значение художественно-организованной среды в процессе восприятия любого вида искусства.
• Самостоятельные эскизно-проектные работы по созданию художественной предметно-пространственной среды в связи с инте­ресами конкретного человека или назначения. Обоснование проекта перед аудиторией.
• Живое устное и литературное слово как фактор духовного общения между народами.
• Интегративная основа разного типа художественное и литературных образов в России на пути ее исторического развития.
Слайд 14

РАЗВИВАЮЩИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Развивающие интегрированные технологии предполагают «максимум содержательного учебного материала

РАЗВИВАЮЩИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развивающие интегрированные технологии предполагают «максимум содержательного учебного материала в

легкой развлекательной форме» (В. Г. Ражников), увлекательной и доступной возрасту форме. Среди интегрированных технологий можно выделить:
Цикл занятий, объединенных одной сквозной темой (характерно для младшего школьного возраста), предполагает активное взаимодействие базового и дополнительного образования. Объединяющим началом организации таких блоков является тематика. Такие занятия занимают обычно одну или две четверти в году.