Античная психология

Содержание

Слайд 2

Период: с VI века до н. э. по IV век н.э.

Период: с VI века до н. э. по IV век н.э.

Психология как наука не имеет названия.
Объяснения строятся на основе гипотез и теорий, в которых формируются зачатки понимания психических процессов человека.
Психология (в античности) – наука о душе.
Античная психология тесно переплетена с философией и естествознанием.

Краткий очерк

Слайд 3

Запад Западное направление представлено в своем большинстве древнегреческими и древнеримскими философами

Запад

Западное направление представлено в своем большинстве древнегреческими и древнеримскими философами

и мыслителями.
Т.к. западные страны имели тесные контакты с Восточной цивилизацией, то шло активное перенимание и усваивание научного материала и знаний, через которые и велось исследование души человека.

Психоло́гия произошла именно от:
греч. ψυχή — душа;
греч. λόγος — знание.

Слайд 4

Милетская школа Миле́тская школа — философская школа, основанная Фалесом в Милете,

Милетская школа
Миле́тская школа  — философская школа, основанная Фалесом в Милете,

греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие.

Милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса (вода, воздух, огонь, земля, апейрон)

Слайд 5

Фалес Милетский Фалес (625 — 547 до н. э.) – древнегреческий

Фалес Милетский
Фалес (625 — 547 до н. э.) – древнегреческий философ

и математик из Милета. Основатель Милетской школы. Его считают родоначальником европейской школы психологии.

Концепции мировоззрения:
первичность объективной реальности;
чувства человека – первичный источник
информации об окружающем мире;
душа - движущее начало;
материалистический субстрат душевных явлений.

Слайд 6

Анаксимандр Милетский Анаксимандр (610 — 547 до н. э.) – древнегреческий

Анаксимандр Милетский

Анаксимандр (610 — 547 до н. э.) – древнегреческий философ,

представитель милетской школы, ученик Фалеса.

Достижения:
ввел термин «закон»;
вывел формулировку закона сохранения;
ввел понятие «апейрон» - неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.

Слайд 7

Гиппократ Темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных

Гиппократ

Темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков»


(четырёх элементов):
Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком;
Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным —флегматиком;
Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником;
Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Слайд 8

Гераклит Эфесский Гераклит (520 – 460 до н. э.) – древнегреческий

Гераклит Эфесский

Гераклит (520 – 460 до н. э.) – древнегреческий философ-досократик,

основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

Παντα ρει και ουδεν μενει
«Все течет и движется, и ничего не пребывает»
Концепции мировоззрения:
душа – единство противоположностей;
существует чувство и рациональное познание;
люди равны по природе и фактически неравны по неразумению.

Слайд 9

Демокрит Абдерский Демокрит (460 – 370 до н. э.) – древнегреческий

Демокрит Абдерский

Демокрит (460 – 370 до н. э.) – древнегреческий философ,

ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

Концепции мировоззрения:
душа – продукт распределения атомов и тел;
душа состоит из круглых атомов;
в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру;
чувства рассматриваются через призму полезного и вредного.

Слайд 10

Сократ Сократ (469 — 399 до н. э.) - древнегреческий философ,

Сократ

Сократ (469 — 399 до н. э.) - древнегреческий философ, осуществивший поворот

в философии - от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека.

.

Концепции мировоззрения:
три добродетели: умеренность, храбрость, справедливость;
душа – психические качества индивида;

Достижения:
первый психотерапевт;
разработал методы майевтики (изучение скрытого в человеке знания с помощью искусных вопросов)

Слайд 11

Платон Аристокл (Платон) (427 — 347 до н. э.) - древнегреческий

Платон

Аристокл (Платон) (427 — 347 до н. э.) - древнегреческий философ, родоначальник

платонизма, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Концепции мировоззрения:
идея – истинно сущее бытие, неизменное, вечное;
вечный мир идей – совокупность всей информации во Вселенной;
идея блага – высший объект познания;
дуализм души и тела;
бессмертие души;
три части души: высшее начало, благородная
душа, низшая вожделеющая.

Слайд 12

Аристотель Аристотель (384 — 322 до н. э.) - древнегреческий философ,

Аристотель

Аристотель (384 — 322 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Платона,

воспитатель Александра Македонского. Создатель первого систематического учения о психике.

Сочинения:
«О душе», «О сновидении», «О сне и бодрствовании», «О юности и старости, о жизни и смерти», «Физиогномика», «Проблемы» и другие.

Концепции мировоззрения:
ум действует во имя цели;
ощущение – способность, но не действующая сила;
процесс ощущения – уподобление воспринимаемому;
ступени познания: ощущение -> воображение -> мышление;
душа – энтелехия тела.

Слайд 13

Эпикурейская школа Эпикурейская школа – философская школа, основана Эпикуром в Афинах

Эпикурейская школа
Эпикурейская школа – философская школа, основана Эпикуром в Афинах в

306 г. до н. э., и просуществовавшая до II в. до н. э.
Представители: Метродор, Полиен, Эрмарх, Колот, Зенон Сидонский, Федр, Филодем из Гадары. Федр (учитель Цицерона) и Филодем (возможно, учитель Лукреция).

Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием.

Слайд 14

Эпикур Эпикур (341 — 270 до н. э.) - древнегреческий философ,

Эпикур

Эпикур (341 — 270 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель эпикурейской

школы («сады Эпикура»).

Концепции мировоззрения:
чувства никогда не обманывают, и, следовательно, каждое ощущение и каждое восприятие является истинным;
мнения, следующие из ощущений, способны быть истинными или ложными;
подтвержденные мнения, не противоречащие свидетельствам чувств, являются истинными;
противоречивое мнение, не подтвержденное свидетельством чувств, ложно.

«Живи уединённо!»

Слайд 15

Воззрения, учения, течения. Анимизм Анимизм - (от лат. anima, animus —

Воззрения, учения, течения.

Анимизм

Анимизм - (от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) —

вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Слайд 16

Гилозоизм Гилозоизм (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) —

Гилозоизм

Гилозоизм (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) — представление о том, что

вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом.
Слайд 17

Софистика Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, мастер, художник, изобретатель, мудрец,

Софистика

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, мастер, художник, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие

платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека.
Софистов интересовал сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».
В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, которые призваны доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.
Слайд 18

Эллинизм Эллинистический период (IV – II вв. до н. э.) характеризуется

Эллинизм

Эллинистический период (IV – II вв. до н. э.) характеризуется синтезом

элементов культуры Греции и стран Востока.

Возникает философия скептицизма, рекомендующая вообще воздерживаться от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п.
Такая интеллектуальная установка исходила из этической мотивации. Предполагалось, что отказ от по исков истины позволит обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») 

Слайд 19

Стоицизм Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и

Стоицизм

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние

вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.
Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Мировая пневма являлась Логосом или, как считали позднейшие стоики, - судьбой. Счастье человека – жить согласно Логосу.
Слайд 20

Восток Основными центрами развития философской мысли являлись Древний Египет, Древняя Индия

Восток

Основными центрами развития философской мысли являлись Древний Египет, Древняя Индия и

Древний Китай.
В XV веке до н.э. на территории современной Индии возникла ведическая цивилизация.
Кармическое мышление (отказ от улучшения жизни);
Создание человека из первовещества;
Человеческая жизнь подчинена этическим началам добра и зла;
Идея о реинкарнации;
Основой процессов жизнедеятельности человека является «прана» — дыхание.
Слайд 21

Джайнизм Базируясь на ведической идее о реинкарнации, зарождается в VII веке

Джайнизм

Базируясь на ведической идее о реинкарнации, зарождается в VII веке

до н.э.
«Татва» - субстанция, которая делится на вечную (непротяженную) и протяженную субстанции (живая и неживая).

Отрицание существования Бога и призыв к соблюдению следующих истин:
1. Не убивай,
2. Не лги,
3. Не воруй,
4. Не привязывайся к вещам,
5. Обет целомудрия (для монахов).

Слайд 22

Буддизм Учение буддизма зарождается в VI веке до н.э. Основателем считается

Буддизм

Учение буддизма зарождается в VI веке до н.э. Основателем считается принц

Саидхартха Гаутама (Будда). Основные идеи буддизма опирались на ведический постулат о реинкарнации.

Идея о «нирване» - спасении через просветление, достигаемое путем этического самоусовершенствования
«Дхарма» - вечная субстанция (пустота)
Человек = тело, сознание, ощущение, восприятие и умственная деятельность

Слайд 23

«Я» - это всего лишь средство, необходимое для презентации постоянно изменяющихся

«Я» - это всего лишь средство, необходимое для презентации постоянно изменяющихся

характеристик человека.

Страдание - это неотъемлемая характеристика человеческого существования, включающая в себя рождение, смерть, печаль, увядание, горе, боль и непосредственно существование.
страдание неизбежно;
причина страдания - страсть или желание;
искоренение страсти - есть избавление от страдания;
овладение правильной речью, действием, вниманием, сосредоточением, усилием.

Слайд 24

Йога Учение йоги возникает в ведический период. Уже тогда йогами большое

Йога

Учение йоги возникает в ведический период. Уже тогда йогами большое внимание

уделялось применению аскезы.
Душа участвует в мыслительных процессах;
Использование аскетической практики голодания и отказа от удовольствий ( в т.ч. молчание);
Идея кармы;
Слайд 25

Древний Египет У простого человека существует пять отдельных душ: Ка, Ба

Древний Египет

У простого человека существует пять отдельных душ: Ка, Ба (у

женщин, соответственно, Хемсут и Бат), Ах, Шуит и Рен.

«Двойник» считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь.

Ба выполняет две важные функции:
физиологическую - посредством своего телесного двойника - сердца - Ба заставляет стареть тело человека;
психическую - между Ба и человеком периодически происходит разговор.

Слайд 26

Древний Китай (VIII веке до н. э ) Основа жизни –

Древний Китай (VIII веке до н. э )

Основа жизни –

энергия Ци (способность к мышлению и речи);
Сердце – центр мыслительной деятельности;
Детерминанты поведения:
1) воздухообразное «Ци»;
2) желчь;
3) слизь;
Слайд 27

Отличия Восточной школы от Западной: Философские школы были тесно связаны с

Отличия Восточной школы от Западной:

Философские школы были тесно связаны с

религией и мифологией;
Главный орган человека – сердце;
Основу темперамента составляли три элемента: воздухообразное начало ( Ци), желчь (иногда кровь) и слизь;
Две формы восприятия: неопределенное (нирвикалпа) и определенное (савикалпа);
Неразрывность связи органа познания с объектом познания.