Концепция подражания Г. Тарда

Содержание

Слайд 2

Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи,

Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению

труда и договору.
Г. Тард
Слайд 3

Г. Тард проводит индивидуалистическую линию психологизации социоло­гии и рассматривает общество как

Г. Тард проводит индивидуалистическую линию психологизации социоло­гии и рассматривает общество как продукт взаимодействия

индивидуаль­ных сознаний на основе общения людей'. Общество — это совокупность людей, участвующих в потоке подражания. Безграничность последнего сни­мает возможность устанавливать общие стадии человеческого прогресса. 
Слайд 4

Возникающие при взаимодействиях людей «интериндивидуальные» (межиндивидуальные) отношения составляют основу общественного развития

Возникающие при взаимодействиях людей «интериндивидуальные» (межиндивидуальные) отношения составляют основу общественного развития

и всех социальных процессов. Явления индивидуальной психики — это единственная реальность ,которая проявляется в сознательных отношениях, прежде всего, между двумя индивидуумами, составляющими социальные факты.
Слайд 5

В теории «общественного прогресса» Тард не разделяет концепцию, со­гласно которой прогресс

В теории «общественного прогресса» Тард не разделяет концепцию, со­гласно которой прогресс

неизбежно совершается за счет ломки традиции- разрыва с прошлым общественным порядком.
В современном обществе подражание «обычаю» полностью уступило место подражанию «моды» — модернизации. В связи в этим встают вопросы источника моды как распространения и превращения в обычаи. 

Проблема подражания

Слайд 6

Тард рассматривает подражание как «владычество примера», когда всякая новация в сфере

Тард рассматривает подражание как «владычество примера», когда всякая новация в сфере общественной жизни

усваивается и повторяется многими людьми, обогащая их разнообразную деятельность, жизнь и расширяя власть над природой. В процессе меж индивидуальных взаимодействий одни подражают другим, обусловливая изначальный элемент социальности.

Закон подражания

Слайд 7

Подражание составляет основной способ — движущую силу общественного прогресса: оно есть

Подражание составляет основной способ — движущую силу общественного прогресса: оно есть неодолимое психическое

стремление людей (личности, групп, общества) ко взаимному подражанию.
Тард подчеркивает, что в подражательных отношениях проявляется принцип, что «душа всего сущего не однородность, а разнородность». Поэтому подража­ния не обедняют, а обогащают удовлетворение потребностей людей.
Слайд 8

Для подкрепления своих выводов Тард использует статистические методы: статистику употребления различных

Для подкрепления своих выводов Тард использует статистические методы: статистику употребления различных продуктов (табака,

кофе и др.), динамику производства техники (железнодорожных локомотивов) и др. Статистика обнаруживает возрастание (рост) или падение (убыль) подра­жательного воспроизведения раз сделанных открытий. Поэтому статисти­ческий метод он рассматривает как социологический по преимуществу.
Слайд 9

Кредо закона подражания: любое но­вовведение в сфере социальных отношений распространяется по

Кредо закона подражания: любое но­вовведение в сфере социальных отношений распространяется по

направ­лению от высших (творящих новшества) к низшим (повторяющим эти новшества), от социальных верхов к социальным низам, от элитных групп со специальными знаниями к группам менее профессионально развитыми и т. п. Поэтому определяющей схемой подражания являются отношения «учитель — ученик» («оригинал — копия») во всех ситуациях. Само оно проходит три стадии: во-первых, медленного распространения из-за борь­бы с существующим; во-вторых, быстрого роста; в-третьих, постепенного перехода к норме.
Слайд 10

Тард выделяет три основных типа подражания: а) взаимное подражание; б) подражание

Тард выделяет три основных типа подражания:
а) взаимное подражание;
б) подражание обычаям и

образцам;
в) обдуманное подражание.
Их механизмами являются мода, обычаи, традиции, которые формируют груп­повые ценности, а индивиды, усваивая их, социализируются. Отсюда выте­кает определяющая роль психологического настроя — верований и хотений (согласия и разногласия) как своего рода субстанций социального взаимо­действия отдельных людей и социальных групп, организующих человечес­кое общество. 
Слайд 11

Таким образом, закон подражания выражает бесконечное стремление людей к усвоению, восстановлению

Таким образом, закон подражания выражает бесконечное стремление людей к усвоению, восстановлению

и распространению новшеств, обога­щающих образ жизни и культуру народов. В такой трактовке он является у Тарда концептуальным ядром социологических конструкций, ключом к пониманию массового поведения.

Заключение