Механизмы межгруппового восприятия

Содержание

Слайд 2

Механизмы межгруппового восприятия К механизмам межгруппового восприятия В.С. Агеев относит: 1.Внутригрупповой

Механизмы межгруппового восприятия

К механизмам межгруппового восприятия В.С. Агеев относит: 1.Внутригрупповой фаворитизм; 2.Физиогномическую

редукцию; 3.Стереотипизацию; 4.Социальую казуальную атрибуцию;
Слайд 3

Внутригрупповой фаворитизм Заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной

Внутригрупповой фаворитизм

Заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы

в противовес, а иногда и в ущерб членам другой. Также В. С. Агеев в своей работе отмечал, что данный механизм автоматически включается в широкий диапазон социальных ситуаций, которые интерпретируются их участниками как межгрупповые. Актуализация механизма внутригруппового фаворитизма, по мнению ученого, возникает в ситуациях:
Слайд 4

Внутригрупповой фаворитизм – межгруппового соревнования (когда выигрыш (успех) одной стороны автоматически

Внутригрупповой фаворитизм

– межгруппового соревнования (когда выигрыш (успех) одной стороны автоматически означает

проигрыш (неуспех) другой);
– когда группа испытывает последовательные и стабильные неудачи при межгрупповом взаимодействии;
– двойственности интерпретации критериев, на основании которых выносится решение об успешности деятельности данной группы внешними по отношениями к ней инстанциями;
– неопределенности данных критериев;
Слайд 5

Социальная казуальная атрибуция Теорию социальной атрибуции было обосновано европейскими психологами. М.

Социальная казуальная атрибуция

Теорию социальной атрибуции было обосновано европейскими психологами. М. Хьюстоном

и. И. Ясперсом. Социальная (или групповая) каузальная атрибуция - это интерпретация поведения и результатов деятельности людей по признаку их групповой принадлежностисти.
Такая атрибуция является социальной по происхождению, поскольку появляется и развивается в результате социального взаимодействия между индивидами или под влиянием социальной информации время эта атрибуция является групповой: 1) как объект направленности (на представителя конкретной социальной группе) и 2) ввиду сходство членов социальной группы и межгрупповые различияй.
Основная функция социальной каузальной атрибуции состоит в формировании, поддержании или усилении позитивной групповой идентичности.
Слайд 6

Физиогномическая редукция Физиогномическая редукция – это восприятие внешности другого человека с

Физиогномическая редукция

Физиогномическая редукция – это восприятие внешности другого человека с одновременной или

последующей интерпретацией его как личности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода «ключи» (Агеев В.С., 2000) для восприятия («прочтения) другого человека. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к представителям той же самой культуры, то есть позволяют быстро, нередко автоматически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого человека. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур, причем, чем более значительны различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи» одной культуры для свернутого и автоматического «прочтения» представителей другой.
Слайд 7

Стереотипизация Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в

Стереотипизация

Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции максимизировать

воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе ограниченной информации. Социальный стереотип – это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью.
Слайд 8

Социальные стереотипы Термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом для обозначения

Социальные стереотипы

Термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом для обозначения предвзятых

представлений и мнений. Он также указал на 2 основные причины склонности к стереотипам:
Принцип экономии умственных усилий;
Принцип защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов, мнений.
Слайд 9

Классификация стереотипов Конституционально – антропологические проявляются во влиянии антропологических признаков (типы

Классификация стереотипов

Конституционально – антропологические проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты

лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека. Несмотря, на очевидную не научность данных описаний, американский учёный Secord установил, что тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у которых можно было найти общие конституционально-антропологические признаки имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам.
Этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы или общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т.д.
Статусные- проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного положения человека (лаборант, доцент, профессор).