Теория коммуникативного действия Ю. Хабермас

Содержание

Слайд 2

Юрген Хабермас Юрген Хабермас - немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы.

Юрген Хабермас

Юрген Хабермас - немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы.
Родился

в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна.
Проблемам социальной коммуникации Ю.Хабермас посвятил специальное сочинение «Теория коммуникативного действия».
Слайд 3

Теория коммуникативного действия (1981) понятие коммуникативного действия связано с интеракцией по

Теория коммуникативного действия (1981)

понятие коммуникативного действия связано с интеракцией по меньшей

мере двух владеющих речью, способных к действию субъектов, вступающих (с помощью вербальных или невербальных средств) в межличностное отношение. Акторы стремятся достичь понимания ситуации действия с тем, чтобы координировать планы действия и сами действия. Такое понимание связано в первую очередь с достижением согласия по поводу ситуаций. В этой модели действия особое значение приобретает язык.
Слайд 4

Хабермас разделяет все действия на коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание, и

Хабермас разделяет все действия на коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание, и

формальные, ориентированные на результат.
Взяв за основу типологию социального действия Вебера, Хабермас разработал собственную типологию, содержащую два больших типа: действия, ориентированные на успех, и действия, ориентированные на понимание.
Слайд 5

Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит заимствованное из феноменологии понятие «жизненного мира»

Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит заимствованное из феноменологии понятие «жизненного мира»

как основы понимания, а по аналогии с понятием «языковой компетенции» Н. Хомского вводит понятие «коммуникативной компетенции».
По своей сущности коммуникативная компетенция ориентирована на становление смысла и значения языковых выражений через коммуникацию.
Слайд 6

Хабермас признает, что процессы общественного воспроизводства нельзя достаточно полно объяснить с

Хабермас признает, что процессы общественного воспроизводства нельзя достаточно полно объяснить с

помощью коммуникативной рациональности, но можно объяснить «символическое воспроизводство жизненного мира социальных групп, увиденного из внутренней перспективы».
Поэтому общество понимается на двух уровнях: с одной стороны, как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизводство или самоинтерпретация, а с другой — как «система» действий, каковой общество кажется постороннему наблюдателю. Общества должны рассматриваться одновременно и как система, и как жизненный мир.
Слайд 7

Система и жизненный мир — это два различных способа понимания мира,

Система и жизненный мир — это два различных способа понимания мира,

разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний.
Жизненный мир — это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем трем мирам. Интерпретация происходит в какой-то конкретной ситуации. Ситуация — это «отрывок» из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий.
Слайд 8

Следствием распада общего понимания жизненных миров выступает конец идеологий; место «ложного

Следствием распада общего понимания жизненных миров выступает конец идеологий; место «ложного

сознания» занимает фрагментарное сознание. Точно так же устаревшим является понятие классового сознания, поэтому критическая теория общества должна обратиться к критике культурного обнищания и исследованию условий для воссоединения рационализированной культуры с повседневной коммуникацией, основанной на витальной передаче от поколения к поколению. Разработанное Хабермасом понятие жизненного мира помогает объяснить процесс сохранения и воспроизводства культурных ценностей в жизненном пространстве при смене поколений.