Русский язык и культура речи

Содержание

Слайд 2

ФОНЕТИКА

ФОНЕТИКА

Слайд 3

Фонетика – наука о звуковой стороне языка (раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка)

Фонетика – наука о звуковой стороне языка (раздел языкознания, изучающий звуковую

сторону языка)
Слайд 4

Звуки русского языка Гласные (6) [а, о, у, ы, и, э]

Звуки русского языка
Гласные (6)
[а, о, у, ы, и, э]
Согласные (36)
Парные Непарные

тв. – мягк. Непарные зв.– глух.
[б\б’-п\п’] [ч’] [м-м’]
[в\в’-ф-ф’] [щ’] [н-н’]
[г\г’-к\к’] [й’] [р-р’]
[д\д’-т\т’] [ц’] [л-л’]
[ж\ш] [ж]
[з\з’-с\с’] [ш]
Слайд 5

Ударение Выделение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого

Ударение

Выделение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова,

называют словесным ударением.
Есть еще и синтагматическое, фразеологическое, логическое ударение.
Слайд 6

Словесное ударение бывает: а) свободным (разноместным), т. е. может падать на

Словесное ударение бывает:
а) свободным (разноместным), т. е. может падать на любой

слог слова: сте/на, со/ро/ка.
б) подвижным (с изменением формы слова меняется и место ударения): окно-окна, стол-столы.
Слайд 7

ОРФОЭПИЯ

ОРФОЭПИЯ

Слайд 8

Орфоэпия – область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения. Ошибки произношения всегда

Орфоэпия – область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения. Ошибки произношения всегда

являются орфоэпическими. Орфоэпия в первую очередь изучает варьирование произносительных норм, возникающих в результате исторических изменений, когда нормы произношения бытуют одновременно в старом и новом вариантах.
Слайд 9

Источники изменения норм литературного языка различны: - живая разговорная речь; -

Источники изменения норм литературного языка различны:
- живая разговорная речь;
- местные говоры;
-

профессиональные жаргоны;
- другие языки.
Слайд 10

Слайд 11

Произношение заимствованных слов Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного

Произношение заимствованных слов

Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского

языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями звука [о] в безударных слогах и твердых согласных перед гласным переднего ряда. Безударный [о] сохраняется в словах: м[о]дель, м[о]дерн, [о]азис, б[о]а, ф[о]нема, м[о]дернизм и в собственных именах: Мопассан, Тольятти, Шопен, Флобер, Вольтер.
Слайд 12

Звукопись – изобразительный прием, основанный на повторе звуков, которые образно передают

Звукопись – изобразительный прием, основанный на повторе звуков, которые образно передают

рисуемое явление, тем самым способствуют раскрытию смыслового и художественного содержания образа, усиливают его выразительность.
Слайд 13

ЗВУКОПИСЬ АссонансАссонанс ТавтограммыАссонанс Тавтограммы Палиндром Звукоподражание

ЗВУКОПИСЬ
АссонансАссонанс ТавтограммыАссонанс Тавтограммы Палиндром
Звукоподражание

Слайд 14

Ассонанс – одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так

Ассонанс – одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так

называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуков.
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу [у у у у]
Большую выразительность речи придают и такие приемы звуковой организации текста, как анафора ( повтор начальных звуков слова).
Слайд 15

Звукоподражание – употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от

Звукоподражание – употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от

изображаемого явления или предмета, например: шорох, цоканье, бренчанье, тиканье, чириканье и т.д.
Слайд 16

Тавтограммы – игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной

Тавтограммы – игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной

и той же буквы.
Облик осени.
Охрой – осины.
Облака оловянные.
Облик осенний.