Фигуры речи

Содержание

Слайд 2

1.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится

1.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);
2.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 3

3.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к

3.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь

или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
Слайд 4

4. Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая

4. Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в

повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.
А) Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы..
Слайд 5

Б) Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода)

Б) Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) —

это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);
Слайд 6

В) Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки)

В) Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в

начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);
Слайд 7

5. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом)

5. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) —

тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Слайд 8

6. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это

6. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение

обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.
Сижу за решеткой в темнице сырой..
Вскормленный в неволе орел молодой..
Слайд 9

7. Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием,

7. Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся

в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. 
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский);
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет. (А.Блок)
Слайд 10

8. Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске,

8. Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или,

наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук,и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)
Слайд 11

9. Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) —

9. Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это

оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
Слайд 12

10. Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) —

10. Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием,

состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)
Слайд 13

11. Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая

11. Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура,

в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность:
С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 14

12. Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны

12. Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы

и волки (хитрость, злоба, жадность).
Во многих аллегорических образах отразилось понимание человеком добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей. Так, традиционно, еще со времен Древней Греции, правосудие иносказательно представлено в виде богини Фемиды, в образе женщины с завязанными глазами и с весами в руках.
Аллегория надежды — это якорь;
аллегория свободы — разорванные цепи;
белый голубь — аллегория мира во всем мире.
Слайд 15

13. Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий,

13. Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что

читатель догадается о невысказанном:
Нет! Вам красного детства не знать, Не прожить вам покойно и честно. Жребий ваш… но к чему повторять То, что даже ребенку известно? (Некрасов Н.)
Слайд 16

14. Эллипсис — это намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из

14. Эллипсис — это намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из предыдущего

контекста.
Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мёртвому — дроги. Каждому — своё. (Цветаева М.)