XIII научно-практическая конференция «Наш первый шаг в науку»

Содержание

Слайд 2

Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Роль односоставных
предложений
в создании речевой
характеристики героев
комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Слайд 3

Тема нашего исследования «Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев

Тема нашего исследования «Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики

героев Н.В.Гоголя «Ревизор» выбрана неслучайно.
В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные предложения. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи.
Интересно понаблюдать за ролью односоставных предложений, изученных в этом году, в художественном тексте. В качестве материала мы выбрали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор» ,также включенную в программу 8 класса.
Слайд 4

Цель исследования исследование комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» на наличие односоставных предложений; определение

Цель исследования

исследование комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» на наличие односоставных предложений;
определение позиции

автора  через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения;
показать значение речи персонажей как одной из важнейших характеристик героя.
Задачи исследования:

обобщить изученный на уроках русского языка материал об односоставных предложениях;
исследовать использование автором односоставных предложений в художественном драматическом произведении;
найти реплики, состоящие из односоставных предложений, определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, характеристику персонажа, выражение основной мысли.

Слайд 5

Гипотеза - односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств

Гипотеза -  односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств

русского языка,
помогают передать душевное состояние героя, способны привлечь внимание читателей к наиболее важному в пьесе.

Выполненную работу мы  считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству Н.В.Гоголя. Изучение данной темы помогает раскрыть  богатство языковых средств русского языка. Таким образом, данная работа нашла своё практическое применение и на уроках литературы при изучении пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», и при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе.

Слайд 6

Односоставные предложения — это простые предложения, состоящие из одного главного члена

Односоставные предложения — это простые предложения, состоящие из одного главного члена

- подлежащего или сказуемого, которого вполне достаточно, чтобы выполнить роль основы предложения.
Идея так называемой «грамматической оппозиции»  «двусоставное/односоставное предложение» в русском синтаксисе  принадлежит  академику Алексею Александровичу Шахматову.
На уровне современного русского языка над изучением грамматической формы односоставных предложений  работают многие ученые-филологи. К их числу принадлежит и Вера Васильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современному русскому языку.  
Односоставные предложения, благодаря лаконичности и выразительности, широко использовались и используются русскими и современными поэтами и писателями.
Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ А.А.ШАХМАТОВЫМ Большое внимание односоставным предложениям в русском языке

КЛАССИФИКАЦИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ А.А.ШАХМАТОВЫМ

Большое внимание односоставным предложениям в русском языке

уделил  А.А. Шахматов. Называя одночленные предложения односоставными, А.А. Шахматов в соответствии с общим пониманием коммуникации как психологической основы предложения дает новое толкование предложению с одним главным членом.
Признание двусоставного предложения в качестве образцовой модели предложения приводит А.А. Шахматова к определению односоставной структуры по аналогии с двусоставным предложением, т.е. к сближению ее главного члена то с подлежащим, то со сказуемым. Отсюда и непоследовательность в шахматовской классификации односоставных предложений
Что же касается определения круга односоставных предложений, деления их на группы, а также отграничения некоторых видов односоставных предложений (например, номинативных) от схожих по форме синтаксических явлений, то в этом отношении еще не достигнуто единство во взглядах.
Слайд 8

Группы односоставных предложений Группы односоставных предложений

Группы односоставных предложений

Группы односоставных предложений

Слайд 9

Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не

Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй

член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
Слайд 10

ГЛАВА 2 2.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В КОМЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР». Драматические

ГЛАВА 2 2.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В КОМЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР».

Драматические

произведения отличаются от других видов литературы в первую очередь тем, что они предназначены для постановки на сцене.
Они состоят из диалогов и монологов персонажей, а в них-то и используются чаще всего односоставные предложения.
Новаторство Н.В.Гоголя проявилось как в новых принципах развития сюжета и построении комедии, так и в необычайно выразительной индивидуализации речи персонажей .
Но в первую очередь наше внимание было сосредоточено на том, какие односоставные предложения использует при этом автор и какова их роль в изображении героев.
Сегодня мы постараемся обобщить свои наблюдения, подвергнув анализу каждое действие комедии.
Слайд 11

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ. В речи Городничего, в его начальственном тоне преобладают односоставные

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ.

В речи Городничего, в его начальственном тоне преобладают односоставные

определенно-личные предложения как простые, так и в составе сложных с глаголом-сказуемым в форме 1-го или 2-го лица (Спешу, между прочим, уведомить …)
Когда же в речи Городничего появляются нотки страха, в его репликах начинают преобладать безличные и неопределенно-личные предложения. (Да если спросят,…то не позабыть сказать..)
Слайд 12

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ. Большим своеобразием отличается речь Хлестакова, которому приходится меняться в

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Большим своеобразием отличается речь Хлестакова, которому приходится меняться в

своей роли несколько раз. Речь определяется ситуацией, в зависимости от которой в ней преобладает либо страх, либо гонор. В разговоре Хлестакова со слугой преобладают определенно-личные предложения, что показывает его господское высокомерие (Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси ).
В речи же Осипа появляются неопределенно-личные предложения, показывающие его зависимость и подчинение (Да зачем же бы мне валяться? Чего изволите? Несут обед)
В речи Хлестакова реплики «вслух» и «в сторону» различаются: в репликах появляются безличные и неопределенно-личные предложения, когда он размышляет о том, что с ним произошло (Ужасно как хочется есть! 
А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться) 
Слайд 13

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ Хлестаков начинает врать о том, кем бы он хотел

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Хлестаков начинает врать о том, кем бы он хотел

себя видеть на самом деле и как он видится себе в мечтах. Чтобы как можно ярче раскрыть образ героя, автор насыщает его речь безличными, неопределенно-личными, определенно-личными предложениями с глаголом-сказуемым в форме 1 и 2 лица ед. ч. изъявительного наклонения (Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких-нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?)
Определенно-личные предложения используется в диалоге Хлестакова с Анной Андреевной – женой Городничего, только при этом глагол-сказуемое используется больше в форме 2лица, мн.ч. повелительного наклонения (Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет…Скажите как! Скажите, так это вы были Брамбеус)
Слайд 14

ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЙСТВИЕ В этом действии происходит «саморазоблачение» героев. При этом в

ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЙСТВИЕ

В этом действии происходит «саморазоблачение» героев. При этом в

большом количестве используются определенно-личные предложения с глаголом в форме 2 лица мн.ч. повелительного наклонения и безличные предложения (Воля ваша, Аммос Федорович, нам нужно бы кое-что предпринять. Смотрите…Слушайте…)
Слайд 15

ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ В этом действии речь Городничего полна грубых слов, бранных

ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ

В этом действии речь Городничего полна грубых слов, бранных

выражений, оскорбительных оборотов, герой  окончательно скинул маску почтенного начальника города. Им используются и определенно-личные предложения, и назывные, особенно для оскорбления купцов, Бобчинского и Добчинского (Сплетни сеете, сороки короткохвостые! -Пачкуны проклятые! -Колпаки! -Сморчки короткобрюхие!)
Слайд 16

Итак, в ходе исследовательской работы были достигнуты все поставленные цели. Вследствие

Итак, в ходе исследовательской работы были достигнуты все поставленные цели.

Вследствие проделанной работы мы пришли к выводу о том, что речь каждого действующего лица в комедии «Ревизор» в точности соответствует его типическому значению, благодаря использованию огромного количества односоставных предложений , с помощью которых автору удалось показать эмоциональное состояние говорящего и его отношение к окружающим.
Создавая образы своей комедии с применением односоставных предложений, Н.В.Гоголь разрешил важную для писателя-реалиста (особенно драматурга ) задачу речевой характеристики героев, то есть задачу индивидуализации языка действующих лиц.