Содержание
- 2. «Я питал вас молоком, а не твердою пищею". Павел иллюстрирует это образом, распространенным в стоической философии
- 3. Церковь - нива Божия (3,5-9) На примере своей личности и личности своего последователя Аполлоса, Павел делает
- 4. Но самое решающее, собственно рост, возрастание - даровал Бог решающим является не то, что делают люди
- 5. Церковная работа под знаком Суда (3,10-15) Итак, Павел уверенно называет себя архитектором Церкви - он заложил
- 6. В 12-м стихе речь идет о дальнейшем строительстве - уже не о Павле, а об Аполлосе
- 7. День суда покажет, что, создали те или иные миссионеры - стойкую Церковь, пребывающую или нечто преходящее,
- 8. Церковь как храм Божий (3,16-17) Для нас образ "церковь" - "храм" стал привычным, потому что мы
- 9. 16-17 стт.: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если
- 10. Дух Божий "живет в вас", а не просто присутствует - это указывает на длительное, длящееся присутствие
- 11. Апостолы в Церкви (4,1-21) Значение имеет только Суд Господа (4,1-5) Домостроителей: "οικονομος" - это не строитель,
- 12. Страдания апостола (4,9-13) В резком контрасте с духовным полетом коринфских фантазеров Павел описывает свое собственное жалкое
- 13. Образец апостола (4,14-16) Тон апостола Павла внезапно изменяется на примирительный, Павел хочет привлечь к себе Церковь.
- 14. Непорядки в Церкви (5,1-6,20) Изгнание из Церкви (5,1-5) Павел информирован об этих беспорядках устно. В предыдущих
- 15. Чистота и ответственность Церкви (5,6-8) 7-8 стихи образ закваски обретает глубинное измерение. Пасхальный обычай. В воспоминание
- 16. Устранение недоразумений (5,9-13) Видимо, Павел уже писал послание (м.б. конец 2Кор.), т.к. он пишет: писал не
- 17. Герменевтические выводы 1.Церковная дисциплина (в данном случае строгая - отлучение) должна иметь конечную цель - спасение,
- 18. О браке и безбрачии (7,1-40) Павел не излагает систематического учения о браке, он следует вопросам коринфян,
- 19. Вопрос об идоложертвенном мясе (8,1-13) В 8 главе Павел, кажется, не встает ни на одну, ни
- 20. Трапеза Господня (11,17-34) Отсюда мы видим, что состоятельные члены Церкви приходили пораньше, наедались, напивались тем, что
- 21. Предание о Тайной Вечери (11,23-26) "Принять" и "передать" (παρέλαβον – принял; παρέδωκα– передал) в иудействе это
- 23. Скачать презентацию
«Я питал вас молоком, а не твердою пищею". Павел иллюстрирует это
«Я питал вас молоком, а не твердою пищею". Павел иллюстрирует это
Тем самым Павел выбивает почву из под их чрезмерных претензий, он говорит, что они всё ещё земные, эгоистичные (буквально "плотские"). Это показывает их ревнивые и бессмысленные споры. Если один говорит: "Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?" (4 ст.)
Зрелость доказывается не высоко парящими богословскими или философскими идеями, не искусством, но повседневным "хождением", т.е. поступками. Поведение или хождение коринфян осталось младенческим, незрелым, это видно потому, как они незрело хватаются за Павла или за Аполлоса.
Церковь - нива Божия (3,5-9)
На примере своей личности и личности своего
Церковь - нива Божия (3,5-9)
На примере своей личности и личности своего
Он пишет, что они оба только слуги, в греческом тексте это слово акцентированно стоит впереди: «слуги только»
Каждый из слуг (апостолов) соответствующим ему образом вносит вклад в дело обращения людей к вере, каждый сделал своё дело, порученное ему от Господа. Это делается наглядным в очень хорошей картине насаждения и полива: Павел насадил Церковь, т.е. основал её, Аполлос полил Церковь (т.е. продолжил дело проповеди, обучения), оба - и Павел, и его последователь Аполлос безотказно делали для Церкви свою работу, о личном соперничестве в тексте ничего не сказано
Но самое решающее, собственно рост, возрастание - даровал Бог
решающим является
Но самое решающее, собственно рост, возрастание - даровал Бог
решающим является
Всё это делает относительной деятельность и Павла, и Аполлоса, и вообще партийность в Церкви сводится к абсурду - какой смысл соперничать, когда это всё очень относительные служения?
Церковная работа под знаком Суда (3,10-15)
Итак, Павел уверенно называет себя архитектором
Церковная работа под знаком Суда (3,10-15)
Итак, Павел уверенно называет себя архитектором
К этому служению он был вынужден, Бог призвал его против его желания. Другой построил на заложенном Павлом основании нечто
Основание без последующего строительства не имеет смысла. Примечательно, что Павел здесь говорит в третьем лице: "но каждый смотри, как строит". Павел имеет ввиду, скорее всего, вообще всех миссионеров-проповедников, которые действовали в Коринфе после него
Фундамент заложен, и он не может быть заменен другим, ибо этот фундамент - не личное изобретение ап. Павла, но Сам Иисус Христос Распятый: "никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос". Павел не говорит: "основание, которое я заложил", а основание, "которое заложено", потому что и для самого Павла заложенное основание неприкосновенно, оно есть весть о Кресте
В 12-м стихе речь идет о дальнейшем строительстве - уже не
В 12-м стихе речь идет о дальнейшем строительстве - уже не
Речь идет о материалах, из которых строят
Образ несколько смещается Павел называет 2 ряда стройматериалов: сначала ряд благородных минералов, которые не самые важные строительные материалы, но почему Павел избирает именно такие строительные материалы, показывает второй ряд, здесь подбираются материалы с точки зрения испытания и суда огнем: дерево, сено, солома. Именно поэтому в первый ряд поставлены благородные минералы, которые выдерживают огненное испытание
День суда покажет, что, создали те или иные миссионеры - стойкую
День суда покажет, что, создали те или иные миссионеры - стойкую
14-15 стихи называют и положительный, и отрицательный результат огненного испытания, судного дня
Если то, что тот или иной проповедник привнес в созидание Церкви, оказывается устойчивым, непреходящим, он получит свою плату (награду)
Церковь как храм Божий (3,16-17)
Для нас образ "церковь" - "храм" стал
Церковь как храм Божий (3,16-17)
Для нас образ "церковь" - "храм" стал
16-17 стт.: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух
16-17 стт.: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух
Образ Церкви как храма Божия - это не отвлеченная экклезиология, но в этом образе открывается напряженная ситуация коринфской Церкви
Вообще, представление об обществе народа Божия как о храме Божием существовало ещё в ВЗ. Использовался этот образ и в Кумране
С одной стороны, этот образ говорит, что Церковь принадлежит Богу, это храм Бога, это Его дом, это Бог сотворил Церковь. С другой стороны, храм - это место присутствия Божия, в храме живет Бог, значит Церковь как общество - это место божественного присутствия
Бог в Церкви живет Духом Своим: "Дух Божий живет в вас". Как в храме, так и в Церкви особенно ощутимо присутствие и близость Бога. "Дух" для Павла - это не какое-то абстрактное понятие, но "Дух" - это всегда животворное, животворящее, динамичное, действующее присутствие Божие, Дух - это Сам Бог в Его невидимом присутствии
Слово "Дух" - от еврейского "руах" - "ветер" - самодвижение воздуха, непостижимое человека
Дух Божий "живет в вас", а не просто присутствует - это
Дух Божий "живет в вас", а не просто присутствует - это
Дух Божий присутствует не только в некоторые моменты (как Он сходит на пророков), но Он живет - т.е. и в будние, и в трудные дни в испытаниях Дух постоянно с народом Божиим в Церкви
И тем более невыносимы для Павла все споры, все соревнования, вся надменность, тем больше ответственность Церкви, потому что близость Божия хотя невидима, но становится видимой в поведении христиан, становится явной для всех. А коринфские христиане легкомысленно относились к цельности Церкви, даже к самому существованию Церкви, и в стихе 17 видно, насколько опасным Павел считает ситуацию в Коринфе
Партийные споры губят Церковь, разоряют ее
Апостолы в Церкви (4,1-21)
Значение имеет только Суд Господа (4,1-5)
Домостроителей: "οικονομος" -
Апостолы в Церкви (4,1-21)
Значение имеет только Суд Господа (4,1-5)
Домостроителей: "οικονομος" -
тайнами Божиими Павел всегда называет Евангелие, весть о Кресте. Итак, апостолы - не господа Евангелия, Евангелие - не их, оно Божие, они - всего лишь управляющие, помощники, посредники, их функция служебная, подчиненная, и речь должна идти не об апостолах, но о вверенной их попечению вещи, т.е. Евангелии. Важнейшее требование к управляющему - это его верность тому, что ему доверено, тогда не надо бояться отчета, который он должен своему хозяину
От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным". Слово "требуется" - пассивный залог - это т.н. passivum divinum, который указывает на Бога - Бог требует от Своих домостроителей, от своих экономов, чтобы каждый оказался верным. Невысказанным остается между строк убеждение Павла, что Павел исполнил свою службу верно
Страдания апостола (4,9-13)
В резком контрасте с духовным полетом коринфских фантазеров Павел
Страдания апостола (4,9-13)
В резком контрасте с духовным полетом коринфских фантазеров Павел
Павел исполняет свою простую будничную трудную, отнюдь не блестящую миссию, испытывая большое сопротивление мира
Не исключено, что кое-кто в Коринфе упрекал Павла именно в его жалком внешнем появлении, но Павел не желает жаловаться и вздыхать, он иллюстрирует, что весть о Кресте неизбежно формирует и саму жизнь во Христе. "Я думаю, что нам последним посланникам Бог судил быть как бы приговоренными к смерти" - Павел сравнивает это с приговоренными к смерти преступниками, которые в Римском театре (позорище - θεατρον) при гладиаторских боях или в борьбе с дикими зверями должны были быть кровавым развлечением для публики
Ангелы, наряду с людьми - космическая публика - взирает на этот театр. Он сравнивает себя с теми, у кого отняты остатки человеческого достоинства и не остается ничего, кроме как быть растерзанным зверями или убитым гладиатором.
Образец апостола (4,14-16)
Тон апостола Павла внезапно изменяется на примирительный, Павел хочет
Образец апостола (4,14-16)
Тон апостола Павла внезапно изменяется на примирительный, Павел хочет
Непорядки в Церкви (5,1-6,20)
Изгнание из Церкви (5,1-5)
Павел информирован об этих беспорядках
Непорядки в Церкви (5,1-6,20)
Изгнание из Церкви (5,1-5)
Павел информирован об этих беспорядках
Павел находит непостижимым, что Церковь терпит поведение, немыслимое даже у язычников, и Церковь даже гордится своим либерализмом
Для Павла есть только одно следствие из этого греха - отлучение из Церкви, изгнание - "предать сатане" (анафема)
Чистота и ответственность Церкви (5,6-8)
7-8 стихи образ закваски обретает глубинное измерение.
Чистота и ответственность Церкви (5,6-8)
7-8 стихи образ закваски обретает глубинное измерение.
Устранение недоразумений (5,9-13)
Видимо, Павел уже писал послание (м.б. конец 2Кор.), т.к.
Устранение недоразумений (5,9-13)
Видимо, Павел уже писал послание (м.б. конец 2Кор.), т.к.
Не общаться с язычниками вообще было невозможно, это приводило к катастрофам в семейной и общественной жизни, поэтому Павел уточняет: не вообще с блудниками мира сего (и далее каталог грехов), иначе нам надлежало бы выйти из мира сего. Если он был вынужден в своем послании запретить общение с блудниками, то речь шла исключительно о Церкви
С некоторой насмешной Павел пишет о следствиях недоразумения. Христиане не могут так просто уйти из этого мира. Павел - реалист. Церковь живет в языческом окружении. Именно в этом окружении Церковь должна блюсти себя
коринфяне не должны замыкаться в гетто, потому что они фактически связаны тысячами нитей с нехристианским миром, и христианин не имеет права предоставить этот мир самому себе, он должен свидетельствовать миру
Герменевтические выводы
1.Церковная дисциплина (в данном случае строгая - отлучение) должна иметь
Герменевтические выводы
1.Церковная дисциплина (в данном случае строгая - отлучение) должна иметь
2. Охрана Церкви от заразы. Нельзя причащать без разбора, поэтому, верна практика испытания совести перед Причастием, но очень трудно найти правильный баланс между ригоризмом и беспорядочным раздаянием Евхаристии.
3. Христианская жизнь нуждается в однозначной жизни. Быть святошей ужасно, но человек должен, тем не менее, отличаться в своем образе жизни.
4. Церковь должна противопоставлять себя не миру вообще, а гоподствующим жизненным установкам, давать христианскую альтернативу, не быть оттиском того, что в существует в мире.
5. Церковь должна быть снисходительна, скромна вовне, и самокритична внутри, не доходя до осуждения, ибо последний суд принадлежит Богу. Анафема - не осуждение, а экскоммуникация
О браке и безбрачии (7,1-40)
Павел не излагает систематического учения о браке,
О браке и безбрачии (7,1-40)
Павел не излагает систематического учения о браке,
Вопрос об идоложертвенном мясе (8,1-13)
В 8 главе Павел, кажется, не встает
Вопрос об идоложертвенном мясе (8,1-13)
В 8 главе Павел, кажется, не встает
Трапеза Господня (11,17-34)
Отсюда мы видим, что состоятельные члены Церкви приходили пораньше,
Трапеза Господня (11,17-34)
Отсюда мы видим, что состоятельные члены Церкви приходили пораньше,
При этом, богатые люди совсем не мучались угрызениями совести, потому что они предоставляли для Церкви свои дома и считали, что это достаточно. Они поставляли хлеб, приносили вино. В то время в обществе было принято, что во время профессиональных праздников (пиров) больше получали те, кто имел больше заслуг перед обществом: предоставлял дом, пищу или другим образом. Богатые христиане в этом случае не постигли основной истинных христианской веры: в Церкви собираются люди из разных слоев общества, и все они имеют равное достоинство, нет лучших, нет худших, все заслуживают равного уважения. Когда Павел спрашивает богатых, неужели они не имеют домов, чтобы есть и пить, то он хочет им сказать: "В своих домах они должны вести себя согласно своему социальному положению, но во время Трапезы Господней действуют другие нормы – нормы Церкви"
Предание о Тайной Вечери (11,23-26)
"Принять" и "передать" (παρέλαβον – принял; παρέδωκα–
Предание о Тайной Вечери (11,23-26)
"Принять" и "передать" (παρέλαβον – принял; παρέδωκα–