Колокола России

Содержание

Слайд 2

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным

набатом, то переливчатым благовестом.
У каждого русского колокола своя судьба, своя история.
К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…
Слайд 3

Вечевой Новгородский колокол. О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В

Вечевой Новгородский колокол.

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд.
В 1478

году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням.
8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”.
В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться.
И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики…
Слайд 4

Угличский набатный ссыльный колокол По исторической версии, по приказу Марии Нагой

Угличский набатный ссыльный колокол

По исторической версии, по приказу Марии

Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Дмитрия.
Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей.
Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.
Слайд 5

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов,

издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря.
В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн).
Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве.
Слайд 6

Соловецкий пленный колокол. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской

Соловецкий пленный колокол.

Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией

Матери.
Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы».
Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули  соловецкий колокол только в 1912 году.
4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки.
Слайд 7

Царь-колокол «Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать

Царь-колокол

«Царь-колокол»  относится к богатырям – тысячникам.
Такие колокола стали отливать с

XVI века.
В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле.
В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого.
Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал   этот   колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля.
Слайд 8

Колокола Ростова Великого В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит

Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для

звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем".
В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер.
А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой".
"Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам.
Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов) (1654 год).
В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов.
Колокола "Красный" и "Козел" датируются XVII веком.
Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов.
Слайд 9

Колокола Троице-Сергиевой Лавры Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых

красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой.
Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием.
Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского.
 "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова.