Презентация Политические и правовые идеи средневековых ересей

Содержание

Слайд 2

ПЛАН Движение богомилов; Другие виды ереси бюргерская ересь, движение лоллардов; Заключение

ПЛАН

Движение богомилов;
Другие виды ереси
бюргерская ересь,
движение лоллардов;
Заключение

Слайд 3

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: УЧЕБНИК ПОД РЕД. О.Э. ЛЕЙСТА. М.:

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: УЧЕБНИК ПОД РЕД. О.Э. ЛЕЙСТА. М.:

Юридическая литература, 1997. – 576 с.
История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. — 944 с.

ИСТОЧНИКИ

Слайд 4

Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние

Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние

века, вызывали протест угнетенных.
При доминирующем положении религии в общественном сознании Средневековья такой классовый протест не мог не облечься в религиозную оболочку. Он принял в Западной Европе форму различных отклонений от доктрины и практики римско- католической церкви, папства. Течения, оппозиционные либо прямо враждебные официальному вероучению, получили наименование ересей.
Слайд 5

Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако

Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако

из св. писания ими делались антицерковные и антифеодальные выводы.
Немалое значение имел и такой довод: то, чего нет в священном писании (церковная иерархия, монастыри, папство и др.), – все это человеческое измышление, не соответствующее воле бога. Часть доводов опиралась на логико-рационалистическое основание.
Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа.
Слайд 6

...то, чего нет в священном писании (церковная иерархия, монастыри, папство и

...то, чего нет в священном писании (церковная иерархия, монастыри, папство и

др.), –
все это человеческое измышление, не соответствующее воле Бога...

Поэтому одним из средств борьбы католической церкви против ересей стал (1231 г.) запрет мирянам читать Библию.

Слайд 7

1. ДВИЖЕНИЕ БОГОМИЛОВ Протест болгарского крестьянства против закрепощения феодалами в X веке. “милые богу люди”, “христиане”

1. ДВИЖЕНИЕ БОГОМИЛОВ

Протест болгарского крестьянства против закрепощения феодалами в X веке.

“милые

богу люди”,
“христиане”
Слайд 8

дьявол, когда изгнанный из рая Адам стал пахать землю, взял с

дьявол, когда изгнанный из рая Адам стал пахать землю, взял с

него “кабальную запись” – на него и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли.
Слайд 9

В Х–ХI вв. под влиянием богомильства возникли еретические движения в Византии,

В Х–ХI вв. под влиянием богомильства возникли еретические движения в
Византии,
Сербии,
Боснии,
Киевской Руси.
Особенно

сильное воздействие это учение оказало на идеологию стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италии, где процветали города, были развиты культура, ремесло, торговля.
Слайд 10

ересь Бюргерская Выражала интересы горожан и части низшего дворянства, Была направлена

ересь

Бюргерская
Выражала интересы горожан и части низшего дворянства,
Была направлена главным образом против

католической церкви и духовенства
Требовала:
восстановления простого строя раннехристианской церкви,
упразднения монахов, римской курии

Крестьянско-плебейская
выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя.

Джон Уиклиф

движение лоллардов

2. ДРУГИЕ ВИДЫ ЕРЕСИ

Слайд 11

Джон Уиклиф выступал против: зависимости английской церкви от папской курии вмешательства

Джон Уиклиф

выступал против:
зависимости английской церкви от папской курии
вмешательства церкви в

дела государства.
осуждал:
церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию

английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма

Слайд 12

требовали: передачи земель крестьянским общинам ликвидации крепостного права. Их учение играло

требовали:
передачи земель крестьянским общинам
ликвидации крепостного права.
Их учение играло видную роль при

подготовке крупнейшего крестьянского восстания.
осуждали - сословное неравенство.
“Откуда же взялись их права, если они не были плодом узурпации? Ведь в те времена, когда Адам копал землю, а Ева пряла, не было и речи о дворянах”.
направлено против феодального строя в целом.

Движение лоллардов

Слайд 13

Оппозиционный характер средневековым ересям придавала прежде всего содержавшаяся в них острая

Оппозиционный характер средневековым ересям придавала прежде всего содержавшаяся в них острая

критика современной им католической церкви. Резко осуждались:
иерархическая структура
пышная обрядность,
неправедно нажитые ею богатства
погрязшие в пороке священнослужители, извратившие, по убеждению еретиков, подлинное учение Христа.
Пафос большинства этих ересей заключался, в частности, в том, что они:
клеймили установившееся и все усиливавшееся неравенство (особенно имущественное),
отвергали собственность,
порицали наживу.
Для богомилов, катаров, вальденсов была неприемлема не только официальная церковь и ее институты; они отрицали также государственность, весь строй социальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ