Русское Возрождение XIV-XVI

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Иван Калита Дмитрий Донской

Иван Калита Дмитрий Донской

Слайд 4

Куликовская битва 8.09.1380г.

Куликовская битва 8.09.1380г.

Слайд 5

«Судебник ИванаIII» ИванIII

«Судебник ИванаIII» ИванIII

Слайд 6

Земской собор – на Руси собрание представителей разных слоев населения для

Земской собор – на Руси собрание представителей разных слоев населения

для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Функции Земского собора:
1. Обсуждение налогов.
2. Внешняя политика. Заключение мира и объявление войны.
3. Обсуждение проектов реформ.
4. Избрание царей.

Слайд 7

Идейное содержание эпохи Переход от двоеверия к чистому христианству на Руси

Идейное содержание эпохи Переход от двоеверия к чистому христианству на Руси

Трансформация коснулась

не только личности, но и общества в целом. Новое отношение сделало возможным для законодателя ликвидировать старый обычай кровной и родовой мести. Говоря шире, понятие индивидуальной ответственности шло рядом с понятием ответственности социальной. От церковных лидеров ждали указания народного пути, и некоторые из них исполняли свой долг со всей ответственностью. Монастыри превратились в центры того, что можно назвать социальной работой; в них организовывались больницы, приюты для престарелых, они также занимались благотворительностью. Многие князья следовали этому примеру. Образование тоже финансировалось как князьями, так и Церковью, и именно Церковь первой приняла на себя задачу написания истории нации.
В древнерусских исторических летописях подчеркивается идея ответственности за свои дела и правителей и народа, а несчастья, такие как голод и войны, во многих случаях трактуются как Божья кара людям за их грехи.
Слайд 8

Геополитическое положение страны и особенности российской истории обусловили здесь особое отношение

Геополитическое положение страны и особенности российской истории обусловили здесь особое отношение

к Священной книге ислама. Архивные материалы свидетельствуют о том, что Коран находился в личных библиотеках таких русских царей, как Иван Грозный, Екатерина Великая, Петр I. Судьба публикаций, переводов и редких рукописей Корана также нередко была связана с личными решениями верховных правителей России.
Слайд 9

С начала XIV века наметился новый подъём культуры на Руси, который

С начала XIV века наметился новый подъём культуры на Руси, который

продолжался в XIV -XV вв. Практически во всех крупных городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В XIV веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо – полуустав.  С XIV века летописи вновь становятся всё более подробными и по содержанию и по культурной направленности. Они ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в Московском пожаре 1812 года. В 1442году появился первый русский хронограф, составленный Пахомием Лагофетом. В нём рассматривалась и всемирная и русская история. Одним из самых распространённых жанров были исторические повести, «хождения» (путешествия). Выдающимся памятником русской культуры 15 века было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, написанное в жанре светской литературы. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию (1466-1472гг.) и многих восточных стран. Это путевой дневник. Широкое распространение получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть об Александре Невском.
Слайд 10

Со второй половины XIV века активное участие в деле организации центров

Со второй половины XIV века активное участие в деле организации центров

просвещения занимает духовенство. В труднодоступных для отрядов золотоордынцев местах создаются монастыри-пустоши, которые становятся своеобразными центрами просвещения. Зачинателем этого движения был великий русский просветитель Сергий Радонежский. В монастырях осуществлялось традиционное средневековое воспитание и обучение, содержание которого можно представить в следующей схеме:
Слайд 11

Феофан Грек Андрей Рублев (ок.1340 - ок.1410) (ок.1370 - 1430)

Феофан Грек Андрей Рублев (ок.1340 - ок.1410) (ок.1370 - 1430)

Слайд 12

« СПАС В СИЛАХ» «БОГОМАТЕРЬ»

« СПАС В СИЛАХ» «БОГОМАТЕРЬ»

Слайд 13

«Апостол Пётр» «Иоанн Креститель»

«Апостол Пётр» «Иоанн Креститель»

Слайд 14

«Преображение Господне» «Успение Богоматери»

«Преображение Господне» «Успение Богоматери»

Слайд 15

«Богоматерь Донская» «Архангел Гавриил»

«Богоматерь Донская» «Архангел Гавриил»

Слайд 16

«АПОСТОЛ ПАВЕЛ» « АРХАНГЕЛ МИХАИЛ»

«АПОСТОЛ ПАВЕЛ» « АРХАНГЕЛ МИХАИЛ»

Слайд 17

Икона «Троица» Икона «Спас в сила» А.Рублева Дионисий

Икона «Троица» Икона «Спас в сила» А.Рублева Дионисий

Слайд 18

Первые белокаменные стены кремля (1368)

Первые белокаменные стены кремля (1368)

Слайд 19

Грановитая палата. Фрагмент миниатюры 1672-1673г

Грановитая палата. Фрагмент миниатюры 1672-1673г

Слайд 20

Архитектурные постройки ХIV-XVI веков 1326. Закладка первого здания Успенского собора митрополитом

Архитектурные постройки ХIV-XVI веков

1326. Закладка первого здания Успенского собора митрополитом

Петром. 1329. Сооружение первой кремлевской колокольни - церкви св. Иоанна Лествичника, в честь небесного покровителя Ивана Калиты. 1330. Возведение собора Спаса на Бору в Кремле и основание при нем Спасского монастыря. 1333. Возведение в Кремле церкви Михаила Архангела, новой великокняжеской усыпальницы. 1339. Иван Калита обносит Кремль дубовыми стенами. 1340-е. Основание Троице-Сергиевой лавры, в 60 верстах на север от Москвы. 1360-е. Возведение первого здания Благовещенского собора. 1365. Основание Чудова монастыря. 1366. Начало строительства белокаменных стен Кремля, которым руководит митрополит Алексий. 1393-1394. Княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Донского, основывает в Кремле церковь Рождества Богородицы в память о Куликовской битве. 1407. Закладка княгиней Евдокией собора Вознесения Господня у главных Фроловских ворот в Кремле. Основание женского Вознесенского монастыря. 1416. Возведение Благовещенского собора Василием I. 1475-1479. Строительство нового здания Успенского собора итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. 1479-1480. Перенесение в Москву в Успенский собор Владимирской иконы Божией Матери. 1484-1486. Псковские мастера строят в Кремле церковь Ризоположения, домовый храм Московских митрополитов и патриархов. 1485. Постройка нового Благовещенского собора. 1485-1495. Строительство ныне существующих кремлевских стен. 1487-1491. Постройка Грановитой палаты. 1505-1509. Постройка нового Архангельского собора. 1534-1538. Постройка стен Китай-города. 1554-1560. Построение Покровского собора на Красной площади в память о взятии Казани. 1586-1593. Возведение каменных стен Белого города (линия сегодняшнего Садового кольца).
Слайд 21

Успенский Собор

Успенский Собор

Слайд 22

Успенский собор

Успенский собор

Слайд 23

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра

Слайд 24

Слайд 25

Стены Китай-Города

Стены Китай-Города

Слайд 26

1488году. При великом князе Иване III в Москве отлито первое гигантское

1488году. При великом князе Иване III в Москве отлито первое гигантское

орудие, названное царь-пушкой, прообраз ныне находящейся в Кремле.
Слайд 27

Начало книгопечатания на Руси Конец XV века связан с завершением формирования

Начало книгопечатания на Руси
Конец XV века связан с завершением формирования великорусской

народности. Сложился язык, отличающийся от церковно-славняского. Господствующим стал московский диалект. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке ИванаIV инициировал книгопечатание. В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга - Апостол. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. Типография работала в основном на нужду церкви.
Слайд 28

В эту эпоху развертывается также декоративно-прикладное искусство. Памятник XVI в. Русской

В эту эпоху развертывается также декоративно-прикладное искусство. Памятник XVI в. Русской

резьбы по дереву: Мономахов трон (1551г.) Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы.
В шитье вместо шелковых нитей используются металлические – золотые и серебряные , широко применяется жемчуг, драгоценные камни.
В XVI в. Развивается и искусство литья: русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.