Типология культуры. Понятия типологии и типологизации культур. (Тема 12)

Содержание

Слайд 2

Понятия типологии и типологизации культур Метод научного познания, с помощью которого

Понятия типологии и типологизации культур

Метод научного познания, с помощью которого

все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.
Результатом типологизации является типология культуры, по которой следует понимать систему выделенных типов культур.
Слайд 3

Тип культуры – это идеализированная теоретическая модель, созданная разумом. Исторический подход

Тип культуры – это идеализированная теоретическая модель, созданная разумом.
Исторический подход предполагает

исторические типы культуры (античная, средневековая ит.д.)
Этногеографический подход раскрывает самобытность культур Востока и Запада, Юга и Севера, городской и сельской.
Социальный подход исследует культуру классов, социальных групп (народная, аристократическая, крестьянская и др.)
Слайд 4

Субкультурный подход различает молодежную субкультуру, криминальную, профессиональную. Понятие типологизация культуры тесно

Субкультурный подход различает молодежную субкультуру, криминальную, профессиональную.
Понятие типологизация культуры тесно

связано с понятием классификация и периодизация культуры. Однако смешение этих понятий недопустимо, хотя порой случается их содержательное пересечение, пример, античность – это тип и одновременно период культуры.
Слайд 5

Критерии для выделения разных множеств, типов культур этнографические критерии; пространственно-географические критерии;

Критерии для выделения разных множеств, типов культур

этнографические критерии;
пространственно-географические критерии;


хронологическо-временные;
ценностные ориентации;
предписанность (следование культурному образцу);
Слайд 6

социальный критерий (доминирование в той или иной культуре индивидуального или коллективистского

социальный критерий (доминирование в той или иной культуре индивидуального или коллективистского

начала);
способы производства и система общественных отношений
- степень реализации и присутствия в культурах национального самосознания
Слайд 7

Типология культур Н.Я. Данилевского Создал концепцию локальных “культурно-исторических типов”, одним из

Типология культур Н.Я. Данилевского

Создал концепцию локальных “культурно-исторических типов”, одним из первых

в культурологии подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры.
Всего основополагающих видов деятельности в ее исторической дифференциации Н.Я. Данилевский насчитывает четыре.
Слайд 8

Виды деятельности, обуславливающие определенный тип культуры Религиозно-мировоззренческая деятельность. Культурная деятельность, объемлющая

Виды деятельности, обуславливающие определенный тип культуры

Религиозно-мировоззренческая деятельность.
Культурная деятельность, объемлющая

отношения человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах.
Политическая деятельность
Экономическая деятельность
Слайд 9

Первичные культуры: египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская - заложили основы последующего

Первичные культуры: египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская - заложили основы последующего

культурно-деятельного развития.
Развитые культуры :
1. тип одноосновных культур (еврейская культура), где доминировала религиозно-мировоззренческая деятельность.
Слайд 10

2. Тип двухосновных культур. (германо-романская или европейская культура). Политико-культурный тип, т.к.

2. Тип двухосновных культур. (германо-романская или европейская культура). Политико-культурный тип, т.к.

эти два вида деятельности - политическая и собственно культурная стали, основой всей творческой деятельности европейских народов.
3. Четырехосновный тип. Только возникает, формируется, за ним - будущее в нем реализуются все 4 вида деятельности в гармонии, и он обеспечит гармонию всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты).
Слайд 11

Типология культуры О. Шпенглера 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская,

Типология культуры О. Шпенглера

8 типов культур, достигших своего завершения: китайская,

вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя.
На стадии возникновения находится русско-сибирская культура.
Слайд 12

Типологическая модель Ф. Ницше В качестве типологической модели культуры рассматривал антиномию

Типологическая модель Ф. Ницше

В качестве типологической модели культуры рассматривал антиномию Дионис

– Аполлон. Данная типология касается, прежде всего, художественной культуры.
“Аполлоническое и дионисийское”, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры, были введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека.
Слайд 13

Типология культуры П. Сорокина Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры

Типология культуры П. Сорокина

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии

культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный.
Слайд 14

Идеациональный тип культуры - господство рационального способа восприятия, а чувственный -

Идеациональный тип культуры - господство рационального способа восприятия, а чувственный -

господство чувственности. Кроме того, П. Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, “не чистых”) типа культуры:
а) смешано гармоничный, его он называет идеалистический, примером, которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс;
б) смешанный, негармоничный эклектический тип культуры, примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).
Слайд 15

Типологическая модель культуры К. Ясперса Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс в отличие

Типологическая модель культуры К. Ясперса

Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс в отличие

от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры.
Определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом К. Ясперс отстаивает роль духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером культурное единство народов.
Слайд 16

Ясперс выделяет 4 исторических культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:

Ясперс выделяет 4 исторических культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:
I.

Доисторический первобытный период - прометеевский тип культуры;
II. Эпоха “великих” культур древности;
III. Эпоха основы человеческого бытия - собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс;
IV. Послеосевая имперская эпоха, основанная на развитии науки и техники.
Слайд 17

Диахронный (исторический) подход к типологии культуры Диахронный, т.е. исторический, подход к

Диахронный (исторический) подход к типологии культуры

Диахронный, т.е. исторический, подход к культуре,

задачей которого является анализ ее развития во времени, выдвигает перед исследователями две проблемы: во-первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но постоянно наращивать свой потенциал.
Слайд 18

Два принципиально разных подхода: “линейный” и “циклический”. В первом случае историко-культурный

Два принципиально разных подхода: “линейный” и “циклический”. В первом случае историко-культурный

процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее прогресса.
Второй более поздний подход, характерный, например, для П.А. Сорокина, Н.А. Бердяева и заключается в том, что они отрицают идею прямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.
Слайд 19

Восточные и западные типы культур Деление культур на восточные и западные

Восточные и западные типы культур

Деление культур на восточные и западные

фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Слайд 20

Западная культура, сформировавшаяся в странах Западной Европы, включает этапы: 1) классическая

Западная культура, сформировавшаяся в странах Западной Европы, включает этапы:
1) классическая античная

эллинская культура Древней Греции,
2) эллинистически-римская культура;
З) романо-германская культура христианского средневековья;
4) новоевропейская культура.
Слайд 21

Основные черты западной культуры: • приоритет рационального разумного подхода к анализу

Основные черты западной культуры:
• приоритет рационального разумного подхода к анализу мира;

использование универсальных научных понятий, интенсивное развитие философии и наук;
• активное технико-технологическое преобразование мира;
• динамизм и погоня за новизной;
• индивидуализм, господство частной собственности.
Слайд 22

Восточная культура сформировалась в странах Азии и Дальнего Востока, она включает

Восточная культура сформировалась в странах Азии и Дальнего Востока, она включает

в себя:
1) культуру Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи;
2) культуру Индии;
З) арабо-мусульманскую культуру.
Слайд 23

Общие черты восточной культуры 1) ориентация на духовность, мистицизм; 2) иррационализм;

Общие черты восточной культуры
1) ориентация на духовность, мистицизм;
2) иррационализм;
З) общинное начало,

коллективизм, отсутствие господствующей роли частной собственности;
4) сохранение традиций, стабильности.
Слайд 24

Этнический и национальный типы культуры Включают в себя культурные системы племенного

Этнический и национальный типы культуры

Включают в себя культурные системы племенного

и этнического типа, а также национальные культуры как чрезвычайно трансформировавшиеся варианты этнической культуры.
Общие черты: язык; преобладание внутренних хозяйственных и социальных связей над внешними; системы мифологических (позднее – религиозных) и рациональных представлений; элементы образа жизни, бытовой культуры, приемы и способы хозяйствования и т. п.