Содержание
- 2. Рассматриваемые вопросы лекции Этническая идентичность, ее виды, структура, этапы формирования Этноцентризм как механизм межгруппового восприятия. Понятие
- 3. Этническая идентичность ее виды, структура, этапы формирования Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая
- 4. Определение этнической идентичности Этническая идентичность– это не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание, переживание своей
- 5. Структура этнической идентичности. В структуре этнической идентичности выделяют два компонента: - когнитивный (этническая осведомленность, включающая знания
- 6. Этническая идентичность и этническое самосознание Э.Г. Александренков (1996) понятия «этническое самосознание», «национальное самосознание» и позднее «этническая
- 7. Виды идентичности Позитивная этническая идентичность - когда позитивные этнические чувства и социальные установки включают в себя
- 8. Модели этнической идентичности В науке выделяются несколько моделей этнической идентичности. В качестве примера можно привести модель
- 9. Этапы взаимодействия человека с другой культурой (Беннетт, 1986) При взаимодействии человека с чужой культурой иного народа
- 10. Взаимодействие человека с другой культурой (Беннетт, 1986) Позиция человека на высшем этапе развития, по мнению Беннетт
- 11. Исследование собственной и инокультурной идентичностей в РСО-А Выборка. Исследование проводилось в течение 2014 года в РСО-А.
- 12. Таблица 1 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских, проживающих в РСО-А
- 13. Таблица 2 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений осетин, проживающих в РСО-А
- 14. Таблица 3 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских и осетин, проживающих в РСО-А
- 15. Таблица 4 - Результаты факторного анализа социальных идентичностей русских в РСО-А
- 16. Таблица 5 - Результаты факторного анализа социальных идентичностей осетин в РСО-А
- 17. У русских В первый фактор - «собственная культурная идентичность» (русская) - были включены собственная этническая идентичность,
- 18. Таблица 6 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских, проживающих в РСО-А
- 19. Таблица 7 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений осетин, проживающих в РСО-А
- 20. Таблица 8 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских и осетин, проживающих в РСО-А
- 21. Модель формирования этнической идентичности Ж. Пиаже Одну из первых концепций развития у ребенка осознания принадлежности к
- 22. Модель стадиального формирования этнической идентичности Дж. Финни По мнению ученого, внимание следует уделять именно подростковому возрасту,
- 23. Факторы, влияющие на формирование этнической идентичности особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем социальном окружении;
- 24. Понятие этноцентризма Этноцентризм – это случай внутригруппового фаворитизма, предпочтение своей этнической группы. Термин этноцентризм был введен
- 25. Исследования этноцентризма Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира».
- 26. Роль этноцентризма в межгрупповом восприятии. Этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное.
- 27. Социальные факторы, влияющие на степень выраженности этноцентризма - Социальная структура. Представители групп этнических меньшинств более склонны
- 28. Как избежать этноцентризма? Г. Триандис : Когда мы видим варианты поведения, кажущиеся нам странными, экзотичными и
- 29. Понятие стереотипа Слово «стереотип» происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в
- 30. Этнический стереотип 1) Совокупность ожиданий, предъявляемых к характерным чертам и поведению представителей социальных, этнических групп, целых
- 31. Свойства этнических стереотипов Эмоциональность, оценочность, Образность, схематичность, упрощенность Символичность, субъективность Устойчивость, консерватизм Целостность. Также добавляются Согласованность,
- 32. Виды этнических стереотипов 1. По уровню усвоения человеческим сознанием выделяют среди стереотипов мнения и суждения. Стереотипы-мнения
- 33. Функции этнических стереотипов Стереотипы – неотъемлемый инструмент человеческого познания. Они помогают «экономить» мышление путем упрощения картины
- 34. Функции этнических стререотипов в современных международных отношениях Этнические стереотипы являются важным инструментом коммуникации, они упрощают способы
- 35. Методы изучения этнических стереотипов . При изучении стереотипов чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются три их «измерения»:
- 36. Стереотипизация Стереотипизация как психологический процесс есть рациональная форма познания, выполняющая полезные для общества и индивида функции:
- 37. Негативная роль стереотипов Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия
- 38. Предубеждения и дискриминация Предубеждением называют тенденцию заранее судить о других людях на основании их принадлежности к
- 39. Источники предубеждений и дискриминации Соперничество между группами в борьбе за власть, престиж, материальные ценности. Также в
- 40. В исследованиях Хэмпела и Круппа (1977) была установлена связь между предвзятыми установками и культурными нормами. Изучая
- 41. Способы избавления от предубеждения и дискриминации 1. Эмпатия – это один из путей к подлинной межкультурной
- 43. Скачать презентацию
Рассматриваемые вопросы лекции
Этническая идентичность, ее виды, структура, этапы формирования
Этноцентризм как механизм
Рассматриваемые вопросы лекции
Этническая идентичность, ее виды, структура, этапы формирования
Этноцентризм как механизм
Понятие этнических стереотипов, их виды и функции и свойства
Методы исследования этнических стереотипов.
Предубеждения и дискриминация и способы избавления от них.
Этническая идентичность ее виды, структура, этапы формирования
Этническая идентичность – составная часть
Этническая идентичность ее виды, структура, этапы формирования
Этническая идентичность – составная часть
Этничность – аскриптивная (приписываемая обществом, то есть этническая принадлежность определяется по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту жительства, языку, культуре и др.) категория.
Этническая идентичность – субъективная категория, самокатегоризация, достигаемая индивидом в процессе конструирования образа окружающего мира и своего места в нем. Этническая идентичность не всегда совпадает с этничностью.
Этническая идентичность не сводится и может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этнической общности), которая проявляется в самоназвании
Определение этнической идентичности
Этническая идентичность– это не только осознание, но и восприятие,
Определение этнической идентичности
Этническая идентичность– это не только осознание, но и восприятие,
Смысл данного феномена, по мнению автора, наилучшим образом отражает именно термин переживание, это переживание индивидом отношений Я и этнической среды - своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
В своих исследованиях Т.Г. Стефаненко создает собственный подход к изучению этнической идентичности с позиции социального конструктивизма.
Структура этнической идентичности.
В структуре этнической идентичности выделяют два компонента:
- когнитивный
Структура этнической идентичности.
В структуре этнической идентичности выделяют два компонента:
- когнитивный
- аффективный (оценка собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого).
Ряд авторов включают в структуру этнической идентичности еще и поведенческий компонент, понимаемый как вовлеченность в социальную жизнь этноса, однако большинство исследователей считают, что включение этого компонента приводит к излишнему расширению данной категории.
Этническая идентичность и этническое самосознание
Э.Г. Александренков (1996) понятия «этническое самосознание», «национальное
Этническая идентичность и этническое самосознание
Э.Г. Александренков (1996) понятия «этническое самосознание», «национальное
Г.У. Солдатова считает, что, с одной стороны, понятие этническая идентичность является более узким, чем этническое самосознание, потому что это «когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания», его «концентрированная форма и главная характеристика». С другой, - понятие этническая идентичность шире, чем понятие этническое самосознание, так как содержит в себе также слой бессознательного (Солдатова, 1998)
Т.Г. Стефаненко (2006) этническая идентичность – психологическая категория, которая «относится» к осознанию индивидом принадлежности к определенной этнической общности, но не сводится к ней, во-первых, потому, что содержит в себе слой бессознательного, во-вторых, потому, что включает ценностное и эмоциональное значение, придаваемое человеком членству в группе, поэтому не следует отождествлять этническую идентичность и этническое самосознание.
Виды идентичности
Позитивная этническая идентичность - когда позитивные этнические чувства и социальные
Виды идентичности
Позитивная этническая идентичность - когда позитивные этнические чувства и социальные
Негативная этническая идентичность – это наличие негативных социальных установок к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтение других групп и народов в качестве референтных.
Ложная идентичность, (проявляется у детей групп меньшинства) - ребенок воспринимает себя в качестве членов доминирующей этнической группы, а не в составе своей реальной этнической группы.
Модели этнической идентичности
В науке выделяются несколько моделей этнической идентичности. В качестве
Модели этнической идентичности
В науке выделяются несколько моделей этнической идентичности. В качестве
Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Но ее интенсивность может быть различной: от позитивной этнической идентичности до этнической гиперидентичности, которая сопровождается восхвалением своего народа и нетерпимостью в межэтническом взаимодействии.
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная идентичность) возможна в том случае, когда чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, т.е. принятие традиций, ценностей, языка чужого народа.
Сильная, хотя и разного уровня интенсивности идентификация с двумя группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Эти люди обладают психологическими особенностями обеих групп, осознают свое сходство с ними и обладают компетентностью в культурах обоих народов, владеют обоими языками.
Этапы взаимодействия человека с другой культурой (Беннетт, 1986)
При взаимодействии человека с
Этапы взаимодействия человека с другой культурой (Беннетт, 1986)
При взаимодействии человека с
три этноцентристских этапа
отрицание различий;
защита от различий с их оценкой в пользу своей группы;
минимизация различий
три этнорелятивистских этапа
принятие различий;
адаптация к культурным или групповым различиям, т.е. способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом;
интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности (Беннетт,1986).
Взаимодействие человека с другой культурой (Беннетт, 1986)
Позиция человека на высшем этапе
Взаимодействие человека с другой культурой (Беннетт, 1986)
Позиция человека на высшем этапе
Но чаще встречаются люди с негативной маргинальной этнической идентичностью, которые балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них, испытывают внутриличностные конфликты, отчужденность и неприятие обоих народов и культур, отчаяние, неприспособленность, агрессию.
В ряде случаев возможна очень слабая, четко не выраженная этническая идентичность или даже ее полное отсутствие на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности как в своей жизни, так и в обществе в целом, указывая прежде всего на свою уникальность как личности, или декламирует свою космополитическую идентичность, причисляя себя к гражданам мира.
Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, когда возникает ощущение: «я – никто, безлик и безымянен».
Исследование собственной и инокультурной идентичностей в РСО-А
Выборка. Исследование проводилось в течение
Исследование собственной и инокультурной идентичностей в РСО-А
Выборка. Исследование проводилось в течение
Методы
Этническая идентичность (6 вопросов, например, «Я горжусь тем, что я русский (осетин)», все R2 с первым фактором > 67.26; все α > .89). (MIRIPS (http://www.victoria.ac.nz/cacr/research/mirips), адаптирована [Лебедева, Татарко, 2009])
Гражданская российская идентичность (6 вопросов, например,«Я испытываю чувство гордости, когда слышу гимн России», все R2 с первым фактором > 63.17; все α > .87) MIRIPS (http://www.victoria.ac.nz/cacr/research/mirips), адаптирована [Лебедева, Татарко, 2009].
Религиозная идентичность (5 вопросов, например, «Моя религиозная идентичность является важной частью меня» [Verkuyten, 2007; Verkuyten, Yildiz, 2007], все R2 с первым фактором > 69.27; все α > .81
Гражданская республиканская идентичность (4 вопроса, например, «Я чувствую себя представителем Республики Северная Осетия-Алания» (эта шкала была разработана сотрудниками Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ) все R2 с первым фактором > 74.11; все α > .78)
Региональная кавказская идентичность (4 вопроса, например, «Я чувствую себя частью кавказской культуры» (эта шкала была разработана членами Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ) все R2 с первым фактором > 82.76; все α > .93)
Таблица 1 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских,
Таблица 1 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских,
Таблица 2 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений осетин,
Таблица 2 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений осетин,
Таблица 3 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских
Таблица 3 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских
Таблица 4 - Результаты факторного анализа социальных идентичностей русских в РСО-А
Таблица 4 - Результаты факторного анализа социальных идентичностей русских в РСО-А
Таблица 5 - Результаты факторного анализа социальных идентичностей осетин в РСО-А
Таблица 5 - Результаты факторного анализа социальных идентичностей осетин в РСО-А
У русских
В первый фактор - «собственная культурная идентичность» (русская) -
У русских
В первый фактор - «собственная культурная идентичность» (русская) -
Второй фактор – «инокультурная идентичность» (кавказская) - включал в себя гражданскую республиканскую идентичность и региональную кавказскую идентичность. Дисперсия в 3-х поколениях была в пределах от 19% до 24%
У осетин
первый фактор - «собственная культурная идентичность» (осетинская) - включал в себя собственную этническую идентичность, гражданскую республиканскую идентичность и региональную кавказскую идентичность. Дисперсия в 3-х поколениях русских была в пределах от 66% до 68%.
Второй фактор – «инокультурная идентичность» (русской)» - включал в себя гражданскую российскую идентичность и религиозную идентичность. Дисперсия в 3-х поколениях была в пределах от 15% до 17%
Таблица 6 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских,
Таблица 6 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских,
Таблица 7 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений осетин,
Таблица 7 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений осетин,
Таблица 8 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских
Таблица 8 – Результаты выраженности социальных идентичностей представителей 3-х поколений русских
Модель формирования этнической идентичности Ж. Пиаже
Одну из первых концепций развития у
Модель формирования этнической идентичности Ж. Пиаже
Одну из первых концепций развития у
Он выделяет три этапа в формировании этнической идентичности. Первый этап - в 6 – 7 лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа.
Второй этап - в 8 – 9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства.
Третий этап - в младшем подростковом возрасте (10 – 11лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Данный подход к формированию этнической идентификации основывается на уровне развития мыслительной деятельности. Другие ученые все-таки считают, что полное и завершенное формирование этнического самосознания наблюдается не раньше старшего школьного возраста (И.А. Снежкова, З.И. Айгумова, Т.Г. Стефаненко, Е.Н. Белинская и др.).
Модель стадиального формирования этнической идентичности Дж. Финни
По мнению ученого, внимание
Модель стадиального формирования этнической идентичности Дж. Финни
По мнению ученого, внимание
Первая стадия – непроверенная идентичность - характеризуется безразличием к исследованию идентичности, отсутствием интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе. На ней находятся младшие подростки, а также взрослые, не имеющие проблем с этнической принадлежностью. Этой стадии соответствуют два подвида идентичности: диффузная, когда индивиды просто не интересуются своей этнической принадлежностью и не задумываются о ней; предварительная, когда индивиды принимают позитивные этнические аттитюды родителей и других взрослых и поэтому не проявляют предпочтение по отношению к группе большинства.
Вторая стадия - поиск этнической идентичности – характеризуется исследованием своей идентичности, стремлением понять значение этничности в собственной жизни. Собственный опыт, значимые события в жизни этнической группы могут стимулировать этническое пробуждение. Происходящий на этой стадии интенсивный процесс погружения в культуру своего народа осуществляется через такие виды деятельности, как чтение, беседы, посещение этнографических музеев и активное участие в событиях культурной жизни. Результат разрешения кризиса этнической идентичности приводит к более глубокому пониманию и оценке своей этничности.
Третья стадия – реализованная этническая идентичность – характеризуется ясным, четким и устойчивым ощущением незыблемости своих этнических особенностей, привязанностью к этнической культуре и этнической общности. Это стадия реализованного этнического «я», разрешившего противоречия своего рода.
Факторы, влияющие на формирование этнической идентичности
особенности этнической социализации в семье, школе
Факторы, влияющие на формирование этнической идентичности
особенности этнической социализации в семье, школе
особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность/гомогенность;
статусные отношения между этническими группами.
Понятие этноцентризма
Этноцентризм – это случай внутригруппового фаворитизма, предпочтение своей этнической группы.
Термин
Понятие этноцентризма
Этноцентризм – это случай внутригруппового фаворитизма, предпочтение своей этнической группы.
Термин
Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума» Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, и т.д.
Исследования этноцентризма
Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира,
Исследования этноцентризма
Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира,
Д.Кемпбелл в своих исследованиях пришел к выводам:
Людям свойственно:
- считать то, что происходит в их культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, — неестественным и неправильным;
- рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
- считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными;
- считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественной; действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше;
- гордиться своей группой;
- чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.
Роль этноцентризма в межгрупповом восприятии.
Этноцентризм не может рассматриваться как нечто
Роль этноцентризма в межгрупповом восприятии.
Этноцентризм не может рассматриваться как нечто
С одной стороны этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, с другой - выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.
Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям.
С одной стороны, доказано: «пристрастность является главным образом результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени возникает из чувства, что все другие группы — плохие» (Майерс, 1997). С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.
Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, разные авторы называют благожелательным, или гибким.
Социальные факторы, влияющие на степень выраженности этноцентризма
- Социальная структура. Представители
Социальные факторы, влияющие на степень выраженности этноцентризма
- Социальная структура. Представители
- Объективный характер межэтнических отношений.
При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становится дисфункциональным для индивида и социума.
При таком этноцентризме (воинственном), люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста. Воинственный этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов.
Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации — «категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей» (Bar-Tal, 1990.). Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами, представляют ведьмами, вампирами, демонами. Все это переводит их в категорию нелюдей и позволяет не чувствовать себя аморальными, поступая с ними так, как запрещено поступать с себе подобными — с людьми: пристально разглядывать (как неодушевленный предмет или зверя в зоопарке), превращать в рабов или даже убивать.
Как избежать этноцентризма?
Г. Триандис :
Когда мы видим варианты поведения, кажущиеся
Как избежать этноцентризма?
Г. Триандис :
Когда мы видим варианты поведения, кажущиеся
Чтобы уменьшить этноцентризм, мы должны научиться ценить лучшее из того, что производится людьми, вне зависимости от того, где это делается. Нам следует научиться анализировать культуры, поэтому мы нуждаемся в культурном научении, чтобы понять механизмы социального поведения в других культурах и овладеть навыками, которые способствуют успешности взаимодействия представителей разных культур.
Понятие стереотипа
Слово «стереотип» происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток.
Понятие стереотипа
Слово «стереотип» происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток.
Понятие «социальный стереотип» стало активно использоваться в науке после выхода труда У. Липпмана «Общественное мнение» (1922). Е.С. Богардусу, а также Д. Кацу и К.У. Брейли принадлежит первенство в эмпирическом изучении этнических стереотипов. В XX веке появились различные теории, объясняющие происхождение феномена этнических стереотипов. Наиболее известными среди них являются теория фрустрации и агрессии, теория проекции, теория авторитарной личности.
Согласно Липпману стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой "картинки" мира в "голове" человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищает его ценности, позиции и права.
Т.Шибутани определял социальный стереотип как популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легкого различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей.
Р.Таджури понимает под социальным стереотипом склонность воспринимающегося субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории.
По мнению В.Дуааза, стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними
Этнический стереотип
1) Совокупность ожиданий, предъявляемых к характерным чертам и поведению
Этнический стереотип
1) Совокупность ожиданий, предъявляемых к характерным чертам и поведению
2) Схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное, а иногда и искаженное знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое, эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе.
Этнические стереотипы - упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.
Этнический стереотип: является разновидностью социального стереотипа; отражает мнения нации о себе (автостереотипы) и о другой этнической общности (гетеростереотипы); обязательно имеет определенную знаковую направленность и поляризацию (негативные национальные стереотипы, положительные национальные стереотипы); связан с реальной действительностью, что зависит от знаний, уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства; имеет в качестве устойчивого ядра комплекс основанных на историческом опыте представлений об образе народа, в отношении которого высказываются суждения; предельно устойчив, но тем не менее изменяем под влиянием опыта личного взаимодействия, воздействия средств массовой коммуникации, аффектов и эмоций; структурно состоит из автостереотипа и гетеростереотипа, каждый из которых имеет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.
Стереотипы обусловлены прежде всего:
а) степенью близости с оцениваемой группой,
б) количеством и качеством контактов с этой группой
Свойства этнических стереотипов
Эмоциональность, оценочность,
Образность, схематичность, упрощенность
Символичность, субъективность
Устойчивость, консерватизм
Целостность.
Также добавляются
Согласованность, или консенсус
Неточность
Свойства этнических стереотипов
Эмоциональность, оценочность,
Образность, схематичность, упрощенность
Символичность, субъективность
Устойчивость, консерватизм
Целостность.
Также добавляются
Согласованность, или консенсус
Неточность
Виды этнических стереотипов
1. По уровню усвоения человеческим сознанием выделяют среди
Виды этнических стереотипов
1. По уровню усвоения человеческим сознанием выделяют среди
2. По воспринимаемому объекту выделяю гетеро– и автостереотипы. Гетеростереотипы – представления народов о других народах, этнических группах (как правило, в них преобладают негативные характеристики). Автостереотипы – стереотипные представления народов о самих себе (здесь преобладают положительные качества)
3. По качеству оценки бывают положительные и отрицательные стереотипы. Как правило, стереотипы являются весьма сложными явлениями, сочетающими признаки всех вышеперечисленных групп. Такие стереотипы называются амбивалентными.
4. По степени изменчивости некоторые ученые выделяют базовые или модальные стереотипы, которые связаны с ведущими чертами этнического характера и не меняются под влиянием обстоятельств. Поверхностные стереотипы – представления о том или ином народе, которые обусловлены историческими факторами, международными отношениями, внутриполитической ситуацией, временными факторами. Они меняются в зависимости от изменений в мире, обществе, и, как правило, связаны с историческими реалиями.
Функции этнических стереотипов
Стереотипы – неотъемлемый инструмент человеческого познания. Они помогают
Функции этнических стереотипов
Стереотипы – неотъемлемый инструмент человеческого познания. Они помогают
Стереотипы помогают в процессе социальной адаптации к условиям существования. Они помогают понять, в каком социальном мире находится индивид или группа, и помогают занять определенную нишу.
Стереотипы являются способом передачи социального, культурного, этнического и др. опыта этноса из поколения в поколение (правила поведения, обряды и обычаи, ценности).
Стереотипы служат индикаторами процесса межэтнического общения. В частности, появление негативных стереотипов служит сигналом появления психологического протеста против неприятной реальности, обозначают появление конфликта.
Стереотипы могут быть использованы и в целях пропаганды: распространение искаженной информации о жизни, характерных особенностях этноса.
Стереотипы выражают ценности определенной группы.
Иногда отрицательные стереотипы могут выполнять защитные функции.
Обобщив, можно сказать, что этнические стереотипы имеют три основные функции:
познавательную,
коммуникативную,
функцию защиты позитивной этнической идентичности.
Функции этнических стререотипов в современных международных отношениях
Этнические стереотипы являются важным
Функции этнических стререотипов в современных международных отношениях
Этнические стереотипы являются важным
Служат своеобразным индикатором межнационального общения: появление негативных этнических стереотипов свидетельствует о возможности этнического конфликта,
Этнические стереотипы могут использоваться в целях пропаганды, для распространения искаженной информации о том или ином этносе,
Способствуют пониманию образа мысли, образа жизни какого-либо народа, отражают его ценности, помогают выработать определенную модель поведения, адекватно соответствующую представлениям данного народа.
Методы изучения этнических стереотипов
. При изучении стереотипов чаще всего эмпирическому исследованию
Методы изучения этнических стереотипов
. При изучении стереотипов чаще всего эмпирическому исследованию
Классификацию техник изучения этнических стереотипов предложил В. С. Агеев:
метод свободного описания в нескольких его разновидностях;
метод прямого опроса (список личностных черт, диагностический тест отношений и др.) (опросные техники: приписывание качеств из набора личностных черт; биполярные шкалы; процентная методика Дж. Бригема; выявление «диагностического коэффициента» К. Макколи и К. Ститта)
проективные методы (например, проективный рисунок)
психосемантические методы (например, исследование с помощью частного семантического дифференциала этнических стереотипов американцев, афганцев, индийцев, кубинцев, поляков, русских, финнов и японцев у советских студентов, Е. Л. Конева и В. С. Агеев. Психосемантическая методика 80-90х годов - методика Пибоди [14] и адаптированная Шмелевым (Пибоди обозначил методику понятием - четырехполюсная модель личностной черты))
Также выделяется ассоциативный эксперимент в исследовании этнических стереотипов: свободный ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент, исследование ассоциативных норм и ассоциативные исследования прецедентных феноменов [Привалова 2005: 319 - 348].
Естественный эксперимент по выявлению этнических стереотипов (например, техника Бочнера (Bochner), аналогичен механизм «метода потерянных вещей» и техника «ошибочного номера» Гартнера (Gaertner))
Стереотипизация
Стереотипизация как психологический процесс есть рациональная форма познания, выполняющая полезные для
Стереотипизация
Стереотипизация как психологический процесс есть рациональная форма познания, выполняющая полезные для
психологические,
социально-психологические,
социальные,
Стереотипизация не является негативным процессом. Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации считается упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Иными словами, стереотипы избавляют его от суровой необходимости реагировать на непостижимо сложный социальный мир.
Кроме того, стереотипы способны защитить и поддерживать позитивную групповую идентичность индивида.
У стереотипизации есть и социальные функции. Так, А.Тэшфел выделил две из них: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам. Представляется правомерным добавить более общую социальную функцию — сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо, прежде всего, для сохранения этих отношений.
Психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных.
Иными словами, детерминанты содержательной стороны стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении.
Негативная роль стереотипов
Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом
Негативная роль стереотипов
Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом
К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. А наши соотечественники ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека.
Иными словами, при использовании стереотипизации — механизма межгруппового восприятия — при межличностном восприятии проявляются все недостатки стереотипов как образов схематичных, оценочных и устойчивых.
Хотя этноцентризм и стереотипы являются нормальными и неизбежными следствиями повседневного психологического функционирования и приобщения к культуре общества, они часто формируют основу ограниченных и пагубных паттернов мышления о других людях в мире и подхода к ним. Эти процессы называют предубеждением, дискриминацией и множеством терминов, оканчивающихся на «-изм».
Предубеждения и дискриминация
Предубеждением называют тенденцию заранее судить о других людях на
Предубеждения и дискриминация
Предубеждением называют тенденцию заранее судить о других людях на
Предубежденные люди мыслят о других людях, руководствуясь исключительно своими стереотипами.
Термин предубеждение часто используют для описания тенденции мыслить о других в негативном ключе, основываясь на негативном стереотипе.
Но подобно тому, как стереотипы могут быть и позитивными и негативными, так и люди могут иметь и позитивные, и негативные предубеждения.
Предубеждение проистекает из неспособности индивида осознать недостатки своего этноцентрического и стереотипного мышления. Оно может иметь два компонента: когнитивный (мышление) и аффективный (чувство), которые часто связаны между собой, хотя это не обязательно.
Если предубеждение предполагает стереотипные мысли и чувства по отношению к группам людей, то дискриминация предполагает несправедливое обращение с другими людьми, основанное на их принадлежности к группе.
Источники предубеждений и дискриминации
Соперничество между группами в
борьбе за власть,
Источники предубеждений и дискриминации
Соперничество между группами в
борьбе за власть,
престиж,
материальные ценности.
Также в последнее время стал популярным эволюционный подход, состоящий в том, что предубеждение и дискриминация – неизбежные результаты социальной биологии и эволюции.
Этот довод предполагает, что чувства по отношению к этничности и расе являются продолжением родственных чувств, то есть предпочтения родных (представителей своей этнической и расовой группы) неродным (другой этнической или расовой группы).
Называют также социальные факторы, способствующие появлению и сохранению предубеждения и дискриминации.
Это ситуации, когда общество поощряет идеологические предубеждения и институциональную дискриминацию с целью навязать более низкий социальный статус некоторым группам.
В исследованиях Хэмпела и Круппа (1977) была установлена связь между предвзятыми
В исследованиях Хэмпела и Круппа (1977) была установлена связь между предвзятыми
Другие теории, рассматривая источники предубеждения и факторы, ему способствующие, фокусируют внимание на аспектах личности. Наиболее значимые исследования посвящены связи между авторитарной личностью и предубеждением. Адорно (1950) в своей работе показывает, что предвзятые мысли и чувства, а также дискриминационное поведение являются неотъемлемой частью авторитарных личностей. Веркайтен и Хагендорн (1998) детализируют связь авторитарности и предубеждения. Результаты их исследования демонстрировали, что авторитарная личность служила предвестником предвзятых установок, только когда участники эксперимента фокусировали внимание на своей личной идентичности. Эти данные показывают, что аспекты личности могут быть значимыми, только когда предвзятая мысль соотносится с человеком как индивидом, а не как с членом более крупной группы.
Способы избавления от предубеждения и дискриминации
1. Эмпатия – это один из путей
Способы избавления от предубеждения и дискриминации
1. Эмпатия – это один из путей
2. Признание недостатков стереотипов.
- Стереотипы основаны на интерпретациях. Но наши интерпретации могут быть ошибочными, так как информация, на которую они опираются может быть ложной.
- Стереотипы часто связаны с идентифицирующими характеристиками. Однако характеристики, которые мы идентифицируем, часто бывают неоправданно избирательны.
- Стереотипы представляют собой обобщения относительно какой-то группы людей. Но стереотипы очень ограничены и те обобщения, относящиеся к группе, которые в них заложены, могут не описывать каждого индивидуума внутри группы.
3. Кроме этого исследователи указывают, что один из наиболее важных аспектов процесса стереотипного мышления, который способствует дискриминации, это участие в ней эмоций. Исходя из этого одним из наиболее важных способов приложения усилий по уменьшению дискриминации (в дополнение к признанию собственного этноцентризма и стереотипов и к критическому мышлению относительно недостатков этих стереотипов) является научение тому, как контролировать наши эмоции.