Теория управления. Лекция 1. Сущность и содержание теории управления. Этапы её развития

Содержание

Слайд 2

Объект теории управления (науки) – система, процесс, механизм управления Предмет –

Объект теории управления (науки) – система, процесс, механизм управления

Предмет –


управленческие взаимодействия
(работников, подразделений, организаций,
общественных групп, слоев и др.)
Слайд 3

Управление – это процесс и продукт функционирования сознания и воли людей.

Управление – это процесс и продукт функционирования сознания и воли людей.

Управление

возникает тогда, когда во взаимодействиях появляется некое сознательное организующее начало.
Слайд 4

Определение понятия «управление» (самое общее) Управление = упорядочение взаимодействия элементов

Определение понятия «управление» (самое общее)

Управление =
упорядочение взаимодействия элементов

Слайд 5

Определение понятия «управление» (широкое) Управление – это целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное)

Определение понятия «управление» (широкое)

Управление –
это целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное) организующее

и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (самоуправление), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, предприятия, ассоциации и т.д.).

Социальное управление = воздействие людей на свою жизнедеятельность

Слайд 6

Определение понятия «управление» (узкое) Организационное управление – это интеллектуальная и практическая

Определение понятия «управление» (узкое)

Организационное управление –
это интеллектуальная и практическая деятельность,

включающая аналитическую, информационную, организационную работу и работу с людьми в процессе постановки и реализации целей

Организационное управление = деятельность в процессе постановки и реализации целей

Слайд 7

Междисциплинарность теории управления: различные аспекты управления как комплексного общественного института Общественный

Междисциплинарность теории управления:

различные аспекты управления как комплексного общественного института

Общественный (социальный)

институт –
это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей

Общественный институт = форма организации совместной деятельности

Слайд 8

Различные аспекты управления как комплексного общественного института С точки зрения: философии

Различные аспекты управления как комплексного общественного института

С точки зрения:
философии –

рассматриваются самоуправляемые свойства общества,
социологии и социологии управления как ее части – управление как сложный механизм взаимоотношений между общественными группами и слоями,
экономики – управление как интегрирующая функция коллективной экономической деятельности,
психологии – рассматривается волевое начало управления,
культуры – этика управления, ценностные моменты управления,
истории – место и роль управления на различных этапах развития человеческого общества,
политики – управление как взаимодействие субъектов в связи с разработкой, принятием и реализацией политических решений,
права – упорядочение практик общественного управления.
Слайд 9

Виды управления: техническое, биологическое, социальное. Виды социального управления: государственное, негосударственное: местное

Виды управления:

техническое,
биологическое,
социальное.

Виды социального управления:

государственное,
негосударственное:
местное самоуправление – управление в муниципальных

образованиях,
общественное управление – руководство общественными объединениями,
бизнес-управление, или менеджмент, - управление коммерческими (частными) организациями
Слайд 10

Объект и субъект социального управления Субъект - лицо, группа людей или

Объект и субъект социального управления

Субъект - лицо, группа людей или организация,

принимающие решения и управляющие объектами

Объект – реципиент (т. е. получатель) управляющего воздействия – лицо, организация, подсистема, звено управляющего процесса, то, на что направлено управление.

Слайд 11

Объект социального управления О б ъ е м С о д

Объект социального управления

О б ъ е м

С о д е р

ж а н и е

Всеобщее (государство)

особенное
(группа, коллектив, организация, слой общества)

частное
(гражданин, индивид, сотрудник )

Качество,
степень или этап развития

Слайд 12

Методы управления— это способы, при помощи которых реализуются функции управления. Функции

Методы управления— это способы, при помощи которых реализуются функции управления.

Функции управления—

это совокупность действий, однородных по некоторому признаку и направленных на достижение цели.
Слайд 13

Методы управления Организационно-методические Совещания, собрания, семинары и т.д. Распорядительно-правовые Приказы, распоряжения,

Методы управления

Организационно-методические
Совещания, собрания, семинары и т.д.
Распорядительно-правовые
Приказы, распоряжения, инструкции, постановления
Административно-экономические
Повышение/понижение зарплаты, премии,

разряда, категории
Психолого-педагогические
Убеждение, внушение, пример, соревнование, требование, наказание
Слайд 14

Функции управления Планирование Прогнозирование, целеполагание, программирование Организация Создание структур, условий, распределение

Функции управления

Планирование
Прогнозирование, целеполагание, программирование
Организация
Создание структур, условий, распределение полномочий
Исполнение
Коммуникация, координация, мотивация
Контроль
Определение стандартов,

оценка, корректировка
Слайд 15

История развития управленческой мысли Управленческие революции: религиозно-коммерческая, светско-административная, производственно-строительная, отделение управленцев

История развития
управленческой мысли

Управленческие революции:
религиозно-коммерческая,
светско-административная,
производственно-строительная,
отделение управленцев от собственности на средства производства;

зарождение профессиональных управленцев.
Слайд 16

Доиндустриальное развитие взглядов на управление (древность, средневековье, возрождение)

Доиндустриальное развитие
взглядов на управление
(древность,
средневековье,
возрождение)

Слайд 17

Древний Египет III-II тыс. до н.э. Самые ранние из известных нам:

Древний Египет
III-II тыс. до н.э.

Самые ранние из известных нам:
представлений

об управлении и политике,
правил, регламентирующих отношения людей в обществе и государстве.

«Мэмфисский богословский трактат»,
«Поучения гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну»,
«Поучение Птахотепа»,
«Речение Ипувера»

Божественное происхождение земных порядков и законов, а также городов и государств
Особая роль фараона в обеспечении справедливости
Детальное регулирование деятельности государственного аппарата

мифы, поучения, хвалебные надписи (гимны) в честь фараонов, трактаты

«Книга мертвых»
Судебный процесс в загробном царстве, свод заповедей

Слайд 18

система управления объединенной империей, 285 законов управления государством, светская манера управления

система управления объединенной империей,
285 законов  управления государством,
светская манера управления - формальная система организации и регулирования отношений людей. 

Этапы развития теории управления:

Законы Хаммурапи (XVIII

в. до н.э.)
Первая формальная система администрирования

Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я — пастырь-миротворец, скипетр которого прям. …Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, …судить суд страны, выносить решения страны и притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова…

Слайд 19

Древний Китай Конфуцианство, даосизм, легизм и др. VI-V вв. до н.э.

Древний Китай
Конфуцианство, даосизм, легизм и др.

VI-V вв. до н.э. Сунь Цзы


«Искусство войны»:
Побеждай без сражения.
Избегай полного, занимай пустое.
Награждай и наказывай умело.
Заботься о противнике.

Даосизм (VI-V вв. до н.э.):
«недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком,
непубличность управленческой деятельности, недемонстративный характер власти
(кто обладает властью не должен быть виден,
известен),
особое отношение к моменту
(важно не столько «как действовать», но «когда
действовать», умение распознать свой час,
выждать).

Конфуцианство
(«школа ученых», VI-V вв. до н.э.):
Совершенная личность (каким должен быть правитель) обладает «пятью постоянствами» или «пятью добродетелями»: человеколюбие, справедливость, доверие, мудрость, знание ритуала.
Использование ритуала приводит людей к согласию. Ритуал и справедливость – основа порядка; правитель – начало порядка и справедливости.

Слайд 20

Легисты («законники», с IV в. до н.э.) Хань Фэй III в.

Легисты
(«законники», с IV в. до н.э.)
Хань Фэй III в. до

н. э.

«Первая ошибка: храня верность маленькой преданности, предавать великую преданность.
Вторая ошибка: стремясь к маленькой выгоде, упускать великую выгоду.
Третья ошибка: вести себя дерзко и своекорыстно, унижать князей и так навлекать на себя погибель.
Четвертая ошибка: не заниматься делами государства, предаваться веселью и так навлекать на себя несчастья.
Пятая ошибка: быть алчным, жаждать выгоды и так способствовать разрушению царства и собственной смерти.
Шестая ошибка: увлекаться женщинами и музыкой, не обращая внимания на беспорядок в управлении, и так терять свое царство.
Седьмая ошибка: отправляться в далекие путешествия, пренебрегая мнением советников, и так подвергать себя опасности.
Восьмая ошибка: не исправлять свои ошибки, когда на них указывают верные советники, и упрямо следовать своим решениям, губя свою добрую славу и делаясь всеобщим посмешищем.
Девятая ошибка: не уметь оценить свою силу и полагаться только на своих союзников, подвергая свое царство опасности расчленения.
Десятая ошибка: вести себя дерзко, когда государство маленькое, и не извлекать уроков из наставлений своих советников, ведя к гибели собственное царство»

Слайд 21

1) светский характер власти, 2) гуманность и разумность законов, 3) крепкая

1) светский характер власти, 
2) гуманность и разумность законов, 
3) крепкая семья — основа государства,
4) развитая

система образования,
5) открытость государства внешнему миру,
6) социальная политика,
7) ответственность правящей элиты перед обществом.
Города (полисы): Кротон, затем Сибарис, Катания, Регий, Гиммера, Акрагант, Тавромений и другие.
Самосовершенствование человека:
этика, добродетель, мужество, дружеская солидарность, умение владеть собой,
строгость к себе, подчинение тела душе (телесных желаний разуму),
размышление, образованность, воспитанность, умеренность во всем,
гимнастические (спортивные) упражнения,
высшая нравственная цель – уподобление человека богу,
смысл жизни – постижение мудрости.

Древняя Греция
Политическое учение Пифагора
VI в. до н.э.

Слайд 22

Древняя Греция V-IV вв. до н.э. Поиск совершенной модели управления и

Древняя Греция
V-IV вв. до н.э.

Поиск совершенной модели управления и справедливого

политического устройства:
характеристика различных моделей управления государством и обществом,
представления об идеальном государстве,
основы системного научного мышления.

Диалоги Платона:
Государство, Законы, Послезаконие, Политик, Протагор
Труды Аристотеля:
Политика, Никомахова этика

Слайд 23

Древняя Индия «Артхашастра» – наставления царю (трактат об управлении, хозяйстве, внешней

Древняя Индия
«Артхашастра» – наставления царю
(трактат об управлении, хозяйстве, внешней политике,

секретной службе)
Каутилья IV-III вв. до н.э.

Теория «саптанга» - семь частей: государство подразделяется на семь элементов:
правитель;
министр [правительство и государственная администрация];
народ [сельские жители];
крепость [столица];
казна [экономика];
вооружённые силы;
союзник [во внешней политике].
сила государства не сводится лишь к его военной мощи, а определяется путём комплексного анализа, включающего в себя демографические, экономические и управленческие параметры.
«Шадгунья» - шесть методов внешней политики:
1. Мир: государство-соперник сильнее и останется таковым в обозримом будущем.
2. Война: государство-противник значительно уступает по силе.
3. Нейтралитет: соотношение сил сбалансировано.
4. Подготовка к войне, силовая дипломатия: сила собственного государства растёт по отношению к силе государства-соперника.
5. Построение союза: сила государства-соперника растёт быстрее, чем сила собственного государства.
6. Дипломатическая двойная игра: раскладка сил между соперниками и союзниками очень переменчива.

Каутилья:
«Счастье правителя заключено в счастье его подчинённых, и то, что благотворно для подчинённых, является благом и для него самого. Благо для правителя есть не то, что дорого ему самому, но то, что дорого его подчинённым»

Поддержание и расширение силы государства, благосостояния народа, укрепление единства (политическая унификация Индийского субконтинента)

Слайд 24

Аверроизм (XII в.) Учение о двух истинах: Попытка разделить религиозное и

Аверроизм (XII в.)

Учение о двух истинах:
Попытка разделить религиозное и

философское (научное) знание.
Освобождение ученых от пут теологии, медленное развитие науки.
Отправная точка, предопределившая начало эпохи Возрождения.

Ибн Рушд (Аверроэс):
одна истина двумя путями

Сигер Брабантский:
две независимые истины

Латинский аверроизм (13 век):
Возрождение древнегреческой философии, учений Аристотеля

Слайд 25

Н. Макиавелли «Государь» XVI в. сборник практических советов для правителя по

Н. Макиавелли «Государь» XVI в.
сборник практических советов для правителя по управлению

государством

«Доблестью нельзя называть убийство своих сограждан, предательство друзей, отказ от веры, сострадания, религии — такое поведение может принести власть, но не славу»;
«грандам нельзя угодить достойным способом, не причиняя людям обид, а народу — можно, ибо у народа, который только не хочет быть угнетаем, цель более достойная, чему у грандов, которые сами хотят угнетать».

призывал к объединению раздробленных итальянских государств в одно единое,
акцентировал внимание на управленческих проблемах государственных деятелей,
предложил методологические инструкции для выполнения государственных задач.

Слайд 26

Социальная утопия: учения XVI – XIX вв. Томас Мор – первый

Социальная утопия:
учения XVI – XIX вв.

Томас Мор – первый из социалистов-утопистов

возрождения

Морелли

Гракх Бабеф

Взгляды социалистов-утопистов:
ограничение крупной частной собственности или ее полное упразднение,
выборность руководителей на всех уровнях власти и общественный надзор над ними,
приоритет государственных (общественных) интересов перед групповыми и частными,
культ труда и просвещения,
любовь к Отечеству и Богу.

Габриель Бонно де Мабли

Слайд 27

Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо являются наиболее известными представителями

Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо являются наиболее известными представителями

теории общественного договора.

Теория общественного договора
XVII – XVIII вв.

Суть теории:
люди, жившие в естественном состоянии, добровольно отказываются от части своих прав в пользу государства (политического общества) во имя пользы для всех;
общественный договор законен, пока находит общий интерес;
изменение общественного договора требует создания института выборов, законодательного органа;
из обязательств общественного договора исходят гражданские права и обязанности

Слайд 28

Промышленная революция механизация ручного труда, возникновение предприятий, формирование общенационального рынка, развитие

Промышленная революция
механизация ручного труда,
возникновение предприятий,
формирование общенационального рынка,
развитие транспорта, железных дорог,
инфраструктура, телеграф,

электрификация,
поточное производство и разделение труда,
развитие науки, технические достижения
(паровые и водяные двигатели, ткацкие станки,
механические устройства)
осмысление различных аспектов управленческой деятельности,
формирование школ менеджмента

Индустриальный этап развития менеджмента