Педагогическая антропология и дидактика высшей школы

Содержание

Слайд 2

* Колесникова И.А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Непрерывное образование:

* Колесникова И.А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Непрерывное образование:

XXI век, 2015. Вып.2(10).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ НА РУБЕЖАХ ВЕКОВ

Критическая рефлексия антропологических традиций и новаций в образовании И.А. Колесникова назвала «педагогическим вопрошанием о человеке будущего»*, которое уже не связано с тем, что антропологические науки могут дать педагогике, а с тем, какое место она может занять среди них в обозримом будущем и в чем видит свою миссию.

Слайд 3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ НА РУБЕЖАХ ВЕКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ НА РУБЕЖАХ ВЕКОВ

Слайд 4

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Слайд 5

Ящик Пандоры – плата человека за приобщение к знанию, в т.ч.

Ящик Пандоры – плата человека за приобщение к знанию, в т.ч.

и о самом себе

ЭРГОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Ключевой заботой современного человека является
забота об эргономичности
Античные корни слова «эргономика» указывают на необходимость повышенного внимания (=заботы) к установленному жизненному порядку.
Эргономика от др.-греч. «ἔργον» (дело, труд, работа, долг, обязанность, необходимость, забота и др.)
и «νόμος» (обычай, установление, законоположение, закон)

Слайд 6

ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ = ВРЕМЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ 2137 серий = 66 дней

ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ = ВРЕМЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ

2137 серий = 66 дней 18

часов

Выучить английский на уровне Intermediate

Сериал «Универ» = 110 часов = годовой курс фитнеса
Сериал «Обручальные кольца» = 450 часов =
обойти Эрмитаж и постоять перед каждым экспонатом 1 минуту

Слайд 7

ЭРГОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

ЭРГОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Слайд 8

Осмысление антропологического хронотопа позволяет очертить контур проблемного поля современной педагогической антропологии,

Осмысление антропологического хронотопа позволяет очертить контур проблемного поля современной педагогической антропологии,

предметом которой является человек, ревностно заботящийся об эргономике образовательного пространства и времени

Проблемное поле современной педагогической антропологии

Слайд 9

Проекты: «Children Friendly Cities» и форум «Child and Youth Friendly City

Проекты:
«Children Friendly Cities» и форум «Child and Youth Friendly City

Forum», инициированные ЮНИСЕФ;
проект «Learning city», разработанный Институтом непрерывного образования ЮНЕСКО
проект «Умная школа» (ТинаКанделаки и Марк Сартан) и др.
Слайд 10

Слайд 11

Это антропология урбанистического образования в действии, которую педагогике еще только предстоит

Это антропология урбанистического образования в действии, которую педагогике еще только предстоит

осмыслить через антрополого-педагогические теории, концепции и программы
Слайд 12

Цифровизации образования = переход от бумажного к электронному формату книг и

Цифровизации образования = переход от бумажного к электронному формату книг и

учебников, от реальных к виртуальным классным комнатам, от стандартных тестов к тестированию на мобильных платформах (Classmarker, Google Drive, Kahoot!, Plickers, Quizlet и др.), от классических лекций к конструкторам образовательных материалов и социальным сетям для общения преподавателей и студентов (EduBrite, EdModo, Lore, Moodle и др.).
Слайд 13

Слайд 14

Каждый, действительно, выбирает по себе. То, что один выбирает для другого

Каждый, действительно, выбирает по себе. То, что один выбирает для другого

«слово для любви и для молитвы» кажется парадоксальным во всех сферах, за исключением образования. В этой сфере ученик традиционно был лишен права выбора для себя содержания образования.
Переход образования к цифре открывает возможность выбора содержания образования: теперь ведь каждый сам выбирает содержание образования на экране своего смартфона. Но и сам отвечает за разумность своего образовательного выбора.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Слово для любви и для молитвы Каждый выбирает по себе.
Ю. Левитанский

Слайд 15

Слайд 16

lifelong education lifelong learning интеграция, гибкость и разнообразие образовательных институтов потребность человека в непрерывном обучении

lifelong education

lifelong learning

интеграция, гибкость и разнообразие образовательных институтов

потребность человека в непрерывном

обучении
Слайд 17

Ж. Бодрийяр НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ ИЛИ СИМУЛЯКРОМ OF EDUCATION

Ж. Бодрийяр

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ ИЛИ СИМУЛЯКРОМ

OF EDUCATION

Слайд 18

ПЕСЕВДООБРАЗОВАНИЕ ТВОРИТ ПСЕВДОЦЕЛОСТНОСТЬ: ВОЗНИКАЕТ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ РАДИ ДИПЛОМА ИЛИ СЕРТИФИКАТА

ПЕСЕВДООБРАЗОВАНИЕ ТВОРИТ ПСЕВДОЦЕЛОСТНОСТЬ: ВОЗНИКАЕТ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ РАДИ ДИПЛОМА ИЛИ СЕРТИФИКАТА

(ОБРАЗ ЕСТЬ, А ОБРАЗ=ОВАНИЯ НЕТ)

НАША ЗАБОТА ОБ ОБРАЗОВАНИИ – ЭТО НЕПРЕРЫВНАЯ ПОГОНЯ ЗА ДИПЛОМОМ «ЯБЛОЧНЕЕ ЯБЛОЧНОГО»?

Слайд 19

Э. Эриксон СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОСТИ НАША ЗАБОТА ОБ ОБРАЗОВАНИИ – ЭТО

Э. Эриксон

СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОСТИ

НАША ЗАБОТА ОБ ОБРАЗОВАНИИ – ЭТО НЕПРЕРЫВНЫЕ КОЛЕБАНИЯ

ИДЕНТИЧНОСТИ («ВЫШЕ СЕБЯ» ИЛИ «НИЖЕ СЕБЯ»)?
Слайд 20

М.Н. Эпштейн НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТ ВЫБОРА К НАСТАВЛЕНИЮ СЕБЯ НАША ЗАБОТА

М.Н. Эпштейн

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТ ВЫБОРА К НАСТАВЛЕНИЮ СЕБЯ

НАША ЗАБОТА ОБ ОБРАЗОВАНИИ –

ЭТО НЕПРЕРЫВНОЕ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО И БЫСТРОГО ОБУЧЕНИЯ?