Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории музыки

Содержание

Слайд 2

План: 1. Хоровое пение. 2. Система формирования вокально-хоровых навыков. 3. Нотная

План:
1. Хоровое пение.
2. Система формирования вокально-хоровых навыков.
3. Нотная грамота в процессе музыкального

обучения . Донотный период. Содержание и последовательность обучения нотной грамоте.
Слайд 3

1. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ШКОЛЕ. ХОР (от греч. choros – хороводная


1. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ШКОЛЕ.

ХОР (от греч. choros – хороводная пляска

с пением; лат. chorus).
В античном театре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворяющий собой голос народа и нередко выступавший как самостоятельное действующее лицо.
ХОР
Коллектив певцов, которые совместно исполняют вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него (хор a cappella).
Музыкальное произведение для коллектива певцов.
По составу голосов хоры бывают однородными и смешанными. Минимальное число участников хора – 12 человек (по 3 человека в хоровой партии), что обусловлено, возможностью пользоваться цепным дыханием.
Различают хоры академические и народные.
Особую специфику имеет хор в опере, где хоровое пение сочетается с драматической игрой актеров-хористов.
Слайд 4

Особенности хорового пения: Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства:


Особенности хорового пения:
Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства: голосовой

аппарат – «инструмент» – дан человеку от рождения и совершенствуется вместе с его ростом и развитием.
Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания произведения. Хоровая музыка всегда ярко программна: содержание ее раскрывается и через слово (поэтический текст), и через музыкальную интонацию (мелодию), что важно для музыкального воспитания младших школьников, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.
Хоровое пение носит коллективный характер.
Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что помогает выявить музыкальные способности учащихся.
Слайд 5

Подготовительная работа учителя. Вступительное слово или вступительная беседа. Слушание музыки. Показ

Подготовительная работа учителя.
Вступительное слово или вступительная беседа.
Слушание музыки. Показ произведения (в

звукозаписи или в исполнении учителя).
Беседа о музыке.
Повторное слушание музыки.
Разучивание произведения.
Исполнение разученного произведения.
Обобщение.

ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ:

Слайд 6

выстраивание первого звука; разучивание произведения по фразам; разучивание литературного текста вместе

выстраивание первого звука;
разучивание произведения по фразам;
разучивание литературного текста вместе с мелодией;
проведение

работы по усвоению мелодии и осмыслению текста;
объединение разученных фраз в предложения;
разучивание произведения в умеренном темпе, активным звуком при плавном звуковедении;
осуществление одновременной работы над интонационно-ритмической точностью исполнения и выразительностью (реализация принципа единства технического и художественного);
постоянная активизация восприятия учащихся, постановка конкретных задач перед каждым повторением фразы (предложения, куплета);
объединение разученных фрагментов (запев и припев объединяются в куплет, куплет исполняется полностью и т.д.);
разучивание 2-х или 3-хголосных произведений «по голосам».

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗУЧИВАНИЮ:

Слайд 7

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – система органов, служащая для образования звуков голоса и

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – система органов, служащая для образования звуков голоса и

речи. В нее входят:
органы дыхания;
гортань с голосовыми складками – источником возникновения звуковых колебаний;
артикуляционный аппарат;
система резонаторов (полостей, резонирующих на возникающий в голосовой щели звук и придающих ему силу и тембр).
Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы.

2. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Слайд 8

ДЕТСКИЙ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – отличается от взрослого прежде всего величиной и

ДЕТСКИЙ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – отличается от взрослого прежде всего величиной и

формой. Он находится в состоянии непрерывного роста и развития.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС проходит несколько этапов развития, связанных с общим физическим и нервно-психическим развитием ребенка.
ОБЩИЕ СВОЙСТВА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА (младший школьный возраст 6 – 10 лет):
мягкость,
«серебристое» звучание,
фальцетное (головное) звукообразование,
ограниченность силы звука,
диапазон голоса – «до» первой октавы «ре» второй октавы.
Слайд 9

ДЫХАНИЕ – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. Обычное

ДЫХАНИЕ – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. Обычное

жизненное дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляемо.
Вдох осуществляется активной работой мышц-вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз. Вдох производится быстро, бесшумно, через нос или через нос и рот одновременно.
По типу вдоха в практике различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (косто-абдоминальное) и диафрагмальное (абдоминальное, брюшное) дыхание. В пении дыхание смешенное.
Выдох в пении должен быть плавным, без толчков и лишнего напряжения, но достаточно активным для создания чувства опоры. Характер выдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.
Основным критерием правильности дыхания является качество звучания голоса. В хоровом пении применяется как одновременное, так и цепное дыхание.

ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.

Слайд 10

ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ, звукообразование, фонация – процесс образования звука голоса, в котором участвуют

ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ, звукообразование, фонация – процесс образования звука голоса, в котором участвуют

все компоненты голосового аппарата. Звук образуется в результате смыкания и размыкания (колебания) голосовых связок под воздействием воздуха, идущего из легких.
АТАКА (франц. attaque – нападение) – в вокальной методике означает начало звука. Различают:
МЯГКУЮ АТАКУ, при которой смыкание происходит одновременно с возникновением звука. Она обусловливает спокойное, плавное начало звука.
ТВЕРДУЮ АТАКУ, при которой происходит задержка дыхания, быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.
ПРИДЫХАТЕЛЬНУЮ АТАКУ, при которой связки включаются в работу постепенно, как бы с опозданием, после начала выдоха.
В детском хоровом пении применяются и мягкая и твердая атаки.
Основу певческого звучания составляет мягкая атака.

ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ.

Слайд 11

ДИКЦИЯ (лат. dictio – произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая

ДИКЦИЯ (лат. dictio – произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая

дикция у певца позволяет без напряжения понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки.
Разборчивость слов в пении определяется четкость произнесения согласных звуков. Они должны произноситься активно и быстро, чтобы не прерывать связного звучания. Гласные должны произноситься, сразу обретая свою полноту.
Важно осмысленное и выразительное произнесение слов.
АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulo – расчленяю) – работа артикуляционного аппарата.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – система звукообразующих органов, благодаря работе которых формируются звуки речи.
К ним относятся:
активные органы – голосовые складки (связки), язык, губы, мягкое нёбо, глотка, нижняя челюсть;
пассивные органы – зубы, твердое нёбо, верхняя челюсть.

ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ПЕВЧЕСКАЯ ДИКЦИЯ.

Слайд 12

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble – вместе) – согласованность, стройность исполнения при коллективном

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble – вместе) – согласованность, стройность исполнения при коллективном

пении. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.
ОБЩИЙ ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ – единство всех элементов хоровой звучности.
ЧАСТНЫЙ АНСАМБЛЬ – монолитность звучания отдельных партий.
Различают:
ритмический ансамбль;
динамический ансамбль;
тембровый ансамбль;
дикционный ансамбль;
агогический ансамбль.

ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ.

Слайд 13

СТРОЙ ХОРА – степень выравненности звучания в отношении чистоты интонации, точного

СТРОЙ ХОРА – степень выравненности звучания в отношении чистоты интонации, точного

воспроизведения высоты звука.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ (ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ) СТРОЙ – навык чистого интонирования отдельных ступеней лада, интервалов, аккордов в мелодическом изложении.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ (ВЕРТИКАЛЬНЫЙ) СТРОЙ – навык выстраивания интервалов, аккордов в гармоническом (одновременном) звучании.
ЧИСТОТА ИНТОНИРОВАНИЯ зависит от степени развитости:
музыкального слуха,
музыкальных знаний,
вокального мастерства,
творческой атмосферы в коллективе,
акустики помещения.

ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. СТРОЙ ХОРА.

Слайд 14

3. НОТНАЯ ГРАМОТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД. СОДЕРЖАНИЕ


3. НОТНАЯ ГРАМОТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД. СОДЕРЖАНИЕ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Знакомство с нотной грамотой является компонентом формирования музыкальной грамотности младших школьников.
Методы абсолютной и относительной сольмизации. СОЛЬМИЗАЦИЯ (от названия музыкальных звуков «соль» и «ми») – в узком смысле западноевропейская практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la, введенными Гвидо д’Aреццо для обозначения ступеней; в широком смысле – любой метод пения мелодии со слоговыми названиями ступеней какого-либо звукоряда (относительная сольмизация) или с названием звуков, обозначающими их абсолютную высоту (абсолютная сольмизация); прием обучения пению по нотам.

Слайд 15

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ (ладовая сольмизация) - система воспитания слуха, в соответствии с


ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ
(ладовая сольмизация) - система воспитания слуха, в соответствии с

которой каждая ступень лада получает свой символ (название), свое конкретное воплощение в относительной записи и ручном знаке.
ТОНИК СОЛЬ-ФА МЕТОД (возник в Англии в XIX веке, авторы Сара Гловер, Джон Кёрвен) – метод относительной сольмизации с использованием:
СЛОГОВ - до, ре, ми, фа соль, ля, ти (для записи музыки применяются начальные буквы слогов - d, r, m, f, s, l, t);
РУЧНЫХ ЗНАКОВ, обозначающих каждую ступень лада, отражающих характерное звучание отдельных ступеней, вызванное ими эмоционально-слуховое впечатление и соответствующее представление. Ручные знаки помогают певцам усвоить отличительные черты каждой ступени лада.
Слайд 16

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУПЕНЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ РУЧНЫЕ ЗНАКИ (ПО КЁРВЕНУ):


ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СТУПЕНЕЙ
И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
РУЧНЫЕ ЗНАКИ (ПО КЁРВЕНУ):
СТУПЕНЬ,

НАЗВАНИЕ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЛУХОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
I До звук прочный, решительный;
II Ре звук побуждающий, полный надежд;
III Ми звук ровный, спокойный;
IV Фа звук унылый, внушающий страх;
V Соль звук величественный, яркий;
VI Ля звук грустный, жалобный;
VII Ти (си) звук пронзительный, чувствительный.
Слайд 17

РУЧНЫЕ ЗНАКИ (ПО КЁРВЕНУ):


РУЧНЫЕ ЗНАКИ (ПО КЁРВЕНУ):