Методы и приемы развития музыкальных способностей обучающихся

Содержание

Слайд 2

метод -путь к цели воспитания, развития и обучения детей, способ решения

 метод -путь к цели воспитания, развития и обучения детей, способ решения познавательной задачи,

форма взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

В педагогике искусства путь к ученику пролегает через искусство, а потому и способы решения художественных задач, и формы взаимодействия учителя и учащихся на уроках должны быть специфическими, художественными, образотворческими.

Слайд 3

В музыкальном воспитании младших школьников используются общепедагогические методы методы общей педагогики

В музыкальном воспитании младших школьников используются общепедагогические методы

методы общей педагогики выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую

(мотивирующую) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном воспитании младших школьников.

по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);
по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков);
по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);
по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретённых знаний).

Слайд 4

Методы музыкального воспитания Как любые дидактические методы, выполняют на уроке три

Методы музыкального воспитания

Как любые дидактические методы, выполняют на уроке три основные функции:
С

их помощью учитель организует художественно-творческую деятельность учащихся на протяжении урока и в его последействии (через домашние задания); 
стимулирует музыкально-познавательный интерес, творческую активность, развитие музыкальных способностей и художественно-познавательных процессов (внимания, эмоциональной отзывчивости, восприятия, мышления, воображения, памяти) учащихся
контролирует успешность и трудности их музыкального развития, воспитания и обучения.
Слайд 5

- метод наблюдения за музыкой, метод не навязывать музыку, а убеждать

- метод наблюдения за музыкой, метод не навязывать музыку, а убеждать

ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б.В. Асафьев);
- метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
- метод музыкального обобщения, «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);
- метод развития стилеразличения (Ю.Б. Алиев);
- метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
- метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская).

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные музыканты и педагоги относят:

Слайд 6

Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы,

  Методы стимулирования музыкальной деятельности  применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы,

которая необходима для уроков музыки.

- метод эмоционального воздействия; - метод создания эффекта удивления; - метод создания ситуации успеха; - метод создания игровых ситуаций; - метод создания проблемно-поисковых ситуаций; - метод дискуссии; - метод сравнения; - метод анализа музыки; - наглядно-слуховой метод.

Слайд 7

«Восприятие музыки, - писал Б.М.Теплов, - возможно только в контексте других,

«Восприятие музыки, - писал Б.М.Теплов, - возможно только в контексте других,

выходящих за пределы музыки средств познания». Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведения, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эстетические переживания учащихся. Применение словесных методов всегда зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения.
Слайд 8

Методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, метод эмоциональной драматургии урока

Методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, метод эмоциональной драматургии урока как урока

искусства, метод «уподобления» (Б. Неменский) и др., направленные на развитие способности «проживания» музыки
Методы, направленные на развитие у учащихся художественно-познавательных способностей, умений слышать музыку. (методы сравнения, нахождения сходства и различия, анализа, обобщения, «забегания» метод «снежного кома»
Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. методы организации вокально-хоровой работы: распевание, показ песни, различные методы разучивания слов и мелодии, привлечение нотной записи, сочетание пения без сопровождения и с сопровождением и др.

По основанию связи методов с основными задачами музыкального образования выделяют три группы методов

(Э.Б. Абдуллин)