Особенности работы учителя словесности в современных условиях

Содержание

Слайд 2

Итоговое сочинение 2016-2017 Главные недостатки работ абитуриентов НИУ ВШЭ. 1. Уход

Итоговое сочинение 2016-2017
Главные недостатки работ абитуриентов НИУ ВШЭ. 1. Уход от

темы в "заготовки". Общие слова про честь и бесчестие, разум и чувства во вступлении и заготовленный пересказ произведения без логичного раскрытия темы сочинения (о ней говорится несколько слов во вступлении, заключении). 2. Плохое знание текстов произведений, вольная интерпретация их содержания.
3. Однообразие текстов: направление "Честь и бесчестие" - "Капитанская дочка", "Война и мир", направление «Разум и чувства" - "Отцы и дети", "Преступление и наказание", "Гранатовый браслет».
Слайд 3

Проблемы, выявленные при проверке сочинений абитуриентов прагматичная ориентация в образовательной деятельности

Проблемы, выявленные при проверке сочинений абитуриентов

прагматичная ориентация в образовательной деятельности в

ущерб личностному развитию;
школьники не могут раскрыть поставленную тему, затрудняются при создании собственных текстов вне заданных шаблонов (формата ЕГЭ), СМС и переписки в соцсетях;
поверхностность знаний и незначительный духовно-культурный потенциал у выпускников школ;
необходимость формирования у школьников социальной, личной ответственности за результаты своей деятельности;
необходимость работы учителя словесности с детьми и подростками в соответствии с их возможностями, их картиной мира, особенностями мышления.
Слайд 4

Теория поколений Теория поколений создана в 1991 году Нейлом Хоувом, Вильямом

Теория поколений

Теория поколений создана в 1991 году Нейлом Хоувом, Вильямом Штраусом.

К российской действительности её адаптировали Евгения Шамис и Алексей Антипов.
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Психологические особенности поколения Z 11-16 лет (Дж.Коатс «Поколения и стили обучения»)

Психологические особенности поколения Z 11-16 лет (Дж.Коатс «Поколения и стили обучения»)

Гиперактивность

и склонность к аутизации. Интровентированность, инфантилизация.
Обостряется конфликт «отцов» и «детей». 
  Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Наслаждение «процессом познания» им чуждо.
Ecли изучаемая информация плохо структурирована и ее освоение отнимает лишнее время, ученик будут искать ее в «независимых» источниках, что многие преподаватели расценивают как «нежелание учиться как положено».
 Задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными.
Нынешние учащиеся умеют ориентироваться в изобилии информации, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность.
Современная молодежь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения.
Захваченность интернетом, дефицит телесных ощущений на уровне реального общения приводит к усилению депрессивности и тревожности.
Слайд 8

«Новое детство» Поливанова Катерина Николаевна доктор психологических наук, профессор Института образования

«Новое детство» Поливанова Катерина Николаевна доктор психологических наук, профессор Института образования НИУ

ВШЭ, руководитель центра исследований современного детства

Очевидно существенное отличие знаний и  опыта современных детей от  знаний и опыта поколения их родителей, но фактической информации о состоянии детства в российской науке крайне мало.
Социальные и  культурные пространства сегодня претерпевают сложные трансформации (расширяются границы информационных технологий, появилась так называемая педагогика потребления). Привычная картина социализации разрушается, исчезли образцы поведения, взросления.
Роль семьи и школы в социализации сокращается, освобождающееся место занимают разнообразные формы культуры сверстников и молодежные субкультуры, досуг и досуговое образование, массмедиа и Интернет. У ребёнка мало пространства для развития самостоятельности.

Слайд 9

Культ визуальной информации у взрослых и детей, отсутствие усилия постижения текста,

Культ визуальной информации у взрослых и детей, отсутствие усилия постижения текста,

минимизируется роль мыслительных операций. Плохо понимается смысл прочитанного, увиденного.
Образование должно пробуждать к усилиям (чтение, интерпретация текстов, культурных образцов для подражания, освоение искусства – работа с «сопротивляющимся материалом» для пробуждения к «думанию»).
Важно работать над проблемой мотивации (любознательность, удовлетворение социальных потребностей, поддержка начинаний ребёнка).
Слайд 10

Возможные пути продуктивного сотрудничества учителя и ученика при подготовке к Итоговому

Возможные пути продуктивного сотрудничества учителя и ученика при подготовке к Итоговому

сочинению

Самосовершенствование учителя, освоение современной культуры, повышение квалификации.
Развитие у учителя способности восстанавливать силы, избегать «педагогического выгорания».
Позитивное общение с коллегами.
Поддержка детей в их социализации. Помощь в знакомстве с мировой культурой, отечественной литературой, «образцами для подражания», поддержка в целеполаганиях, мотивация.
Коммуникация с детьми (в широком смысле слова). Поощрение чтения литературы вне программы.

Слайд 11

Практика написания учениками собственных текстов. Важно много писать и говорить о

Практика написания учениками собственных текстов. Важно много писать и говорить о

написанном!
Создание группы учеников и учителя в социальной сети. Мы можем говорить с детьми на одном языке технологий, электронной коммуникации, транслировать образцы письменной речи.
Обсуждение материалов для сочинений из интернета с критическим их осмыслением.
Создание собственной «базы» тем, аргументов на «облачном сервере» для коллективной работы.
Поощрение самостоятельности школьников.
Привлечение родителей к совместной работе.
Слайд 12

Источники http://www.mioo.ru/?show=15718 (об образовательном контенте «Московская электронная школа») Павловец М.Г. 6

Источники
http://www.mioo.ru/?show=15718 (об образовательном контенте «Московская электронная школа»)
Павловец М.Г. 6 причин, почему

итоговое сочинение на самом деле никому не нужно. https://mel.fm/postupleniye_v_vuz/7348210-essay
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. aginskayasosh2.ru
Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шакарова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры. https://www.hse.ru/data/2014/02/15/1328124113/Polivanova.indd_283.pdf
Третьякова Г. Психологические особенности поколения z. http://mansa-uroki.blogspot.ru/2016/04/z_12.html
Слайд 13

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Лицей Нарративные стратегии в романе

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Лицей

Нарративные стратегии в романе В.Каверина «Два

капитана»

Выполнила:
Ищенко Е.С.
Супервайзер:
Тулякова А.А.
Научный консультант:
Тулякова А.А.

Москва, 2017

Слайд 14

Цель: выявление и анализ нарративных стратегий в романе Каверина «Два капитана»

Цель:
выявление и анализ нарративных стратегий в романе Каверина «Два капитана»
Задачи:
Изучить теоретическую

литературу по теме исследования.
Рассмотреть структурную специфику нарративных стратегий в романе.
Проанализировать текст романа «Два капитана» в русле изучаемого вопроса, выявить особенности повествования в романе.
Определить пути трансформации автором традиционных нарративных механизмов.

Ключевой исследовательский вопрос:
Как и с какой целью В.Каверин использует нарративные стратегии в романе?

Объект исследования:
Роман В.А.Каверина «Два капитана»
Предмет исследования: нарративные стратегии,
используемые в романе

Методы:
нарративный, структурный и сравнительный анализ текста

Теоретическая база:
научные труды современных учёных: В.Шмида, В.И.Тюпы, О.А.Ковалёва,
Г.А.Жиличевой, В.А.Андреевой

Слайд 15

Ключевые понятия Нарратив – особый тип дискурса, т.е. высказывание, в ходе

Ключевые понятия

Нарратив – особый тип дискурса, т.е. высказывание, в ходе которого

говорящий разворачивает перед слушателем историю (последовательность событий); являет собой событие рассказывания.
Нарратор – вымышленная роль, синонимичная «повествователю» (если повествование ведётся от третьего лица) и «рассказчику» (ведущему рассказ от первого лица), явно противопоставляемая понятию «автор произведения», «реальный автор».
Наррататор – подразумеваемый явный или неявный собеседник,
внутренний адресат, читатель или слушатель, к которому обращена речь рассказчика-нарратора.
Слайд 16

Элементы нарративных стратегий в романах Стратегия провокации Стратегия агитации Стратегия откровения

Элементы нарративных стратегий в романах

Стратегия провокации

Стратегия агитации

Стратегия откровения

Идеологический «сверхтекст»
«Персонажи-агитаторы»


(политрук, доктор, учитель жизни)
«Программные речи»
Коллективное событие
(собрание, заседание, митинг)
Девизы, призывы, лозунги

Нарушения событийной последовательности
Тексты-пародии
Противоречия и алогизмы в сюжетной линии
Игра, сцена, цирк, балаган
Творчество и искусство

Обнаружение скрытого смысла, чуда
Сюжет о постижении Бога, истины, предназначения, раскрытия тайны
Образы вертепа, храма, пещеры, кладбища как сакрального места
Песнь, стихи, молитва, заклинание

Слайд 17

Слайд 18

Нарраторы Санька Григорьев Катя Татаринова Штурман Климов Катя Татаринова ведёт повествование

Нарраторы

Санька Григорьев

Катя Татаринова

Штурман Климов

Катя Татаринова ведёт повествование так, как будто рассказывает

историю жизни какому-то близкому человеку или в подробностях сама вспоминает пережитое.

Санька-нарратор не рассказывает, а пишет свои воспоминания, его наррататор – читатель. Роль нарратора Саньки приравнивается к роли автора книги.

Записи выполнены в жанре дневника, не имеют личных обращений к кому-либо. Нарратор Климов выступает в роли летописца-жизнеописателя.

Основная сюжетная линия

«Северная» сюжетная линия