Программа воспитания как инструмент демпфирования внешних вызовов

Содержание

Слайд 2

Сегодня в качестве нового «тренда» в развитии отечественного образования выделяется цифровизация.

Сегодня в качестве нового «тренда» в развитии отечественного образования выделяется цифровизация.

Она охватывает все сферы деятельности общества, внося изменения в рабочие процессы, коммуникацию, времяпрепровождение людей, изменяя их взгляды и образ жизни.
Слайд 3

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Слайд 4

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в

первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов

Слайд 5

высокий уровень киберсоциализации самих педагогов; учет актуальности применения той или иной

высокий уровень киберсоциализации самих педагогов;
учет актуальности применения той или иной

цифровой площадки для конкретной аудитории обучающихся;
адаптированность воспитательных мероприятий под интересы обучающихся.

Факторы эффективной воспитательной работы

Слайд 6

В апреле 2021 года специалисты Центра мониторинга социальных сетей (ГБУ ДПО

В апреле 2021 года специалисты Центра мониторинга социальных сетей (ГБУ ДПО

«Челябинский институт развития профессионального образования») провели исследование медиаинформационной грамотности обучающейся молодежи общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области.
Объект исследования: медиаинформационная грамотность учащихся 9–11 классов общеобразовательных организаций и студенты профессиональных образовательных организаций Челябинской области.
Цель исследования: выявление уровня медиаинформационной грамотности в среде обучающейся молодежи Челябинской области через анализ наиболее популярных виртуальных практик.

Результаты социологического исследования

Слайд 7

95,6 % 81,0 % 63,2 % 68,1 % 74,5 % Наиболее популярные среди молодежи социальные сети

95,6 %

81,0 %

63,2 %

68,1 %

74,5 %

Наиболее популярные среди молодежи социальные сети

Слайд 8

Наиболее интересный для молодежи контент 26,1% 24,2% 21,9% 18,1% 4,8% 1,3% 1,1% 0,5%

Наиболее интересный для молодежи контент

26,1%

24,2%

21,9%

18,1%

4,8%

1,3%

1,1%

0,5%

Слайд 9

БОЛЬШАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОКОЛО ПОЛОВИНЫ РЕСПОНДЕНТОВ

БОЛЬШАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ОКОЛО ПОЛОВИНЫ РЕСПОНДЕНТОВ ЯВЛЯЮТСЯ

ПОТРЕБИТЕЛЯМИ КОНТЕНТА

ОКОЛО ПОЛОВИНЫ РЕСПОНДЕНТОВ САМИ ПУБЛИКУЮТ КОНТЕНТ

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫМ КОНТЕНТОМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ФОТОГРАФИИ, СТОРИЗ И МУЗЫКА

БОЛЬШИНСТВО РЕСПОНДЕНТОВ ПРИСУТСТВУЮТ В НЕСКОЛЬКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ПРЕДПОЧИТАЮТ ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ДАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Всего в исследовании приняли участие 11 565 человек.
Более подробные результаты исследования будут опубликованы в журнале «Инновационное развитие профессионального образования», сентябрь - 2021

Слайд 10

Актуальные форматы воспитательной работы в медиапространстве

Актуальные форматы воспитательной работы в медиапространстве

Слайд 11

Самым эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, и всю

Самым эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, и всю

большую популярность приобретают образовательные виртуальные квесты. При этом тематика данного квеста может быть посвящена вопросам профилактики экстремизма, популяризации правил безопасной Интернет-коммуникации или патриотизму.
Например, веб-квест «Мы помним – мы чтим!», посвященный событиям Великой Отечественной войне, где аудитория делится на 6 групп, представляющих историков, литературоведов, краеведов, специалистов по персонифицированной информации, картографов, специалистов по военному делу (подробнее – http://www.dtivt.ru/WebQuest/). В зависимости от выбранного направления, каждая группа получает дополнительное задание. Аналогично можно разработать квест по медиабезопасности, разделив группы на проблемные поля: безопасное онлайн-знакомство, профилактика кибербуллинга, профилактика вовлечения в деструктивные практики, защита персональных данных и др.

Веб-квест

Слайд 12

Иногда ответ не очевиден, эта игра подогревает интерес и привлекает большое количество участников. 2. Игры-загадки

Иногда ответ не очевиден, эта игра подогревает интерес и привлекает

большое количество участников.

2. Игры-загадки

Слайд 13

Это небольшой курс, который включает в себя информацию по определённой теме.

Это небольшой курс, который включает в себя информацию по определённой теме.

Можно провести марафон по патриотическому воспитанию, медиабезопасности, противодействию экстремизму - тема марафона может быть любой, но при этом она должна быть интересна целевой аудитории, а педагог должен хорошо разбираться в теме.
Например, веб-квест «Мы помним – мы чтим!», посвященный событиям Великой Отечественной войне, где аудитория делится на 6 групп, представляющих историков, литературоведов, краеведов, специалистов по персонифицированной информации, картографов, специалистов по военному делу (подробнее – http://www.dtivt.ru/WebQuest/). В зависимости от выбранного направления, каждая группа получает дополнительное задание. Аналогично можно разработать квест по медиабезопасности, разделив группы на проблемные поля: безопасное онлайн-знакомство, профилактика кибербуллинга, профилактика вовлечения в деструктивные практики, защита персональных данных и др.

3. Марафон

Слайд 14

Это задача, которую сложно выполнить. Участникам могут быть даны задания, которые

Это задача, которую сложно выполнить. Участникам могут быть даны задания, которые

надо выполнить за определённый срок.
Например, в период самоизоляции стал популярен флешмоб, отмеченный хештегом #изоизоляция – воссоздание сюжетов известных картин дома с использованием любых подручных средств.

4. Челлендж

Слайд 15

Battle – битва, состязание. Участники батла доказывают, кто из них лучше

Battle – битва, состязание. Участники батла доказывают, кто из них лучше

выполняет какие-то определенные задания, выкладывая фото или видео с выполненным результатом, с последующим голосованием – кто лучше. Онлайн-батл – выполнение заданий в реальном времени,

5. Батл

Слайд 16

6. Хэштеговые игры Метка, hashtag от hash – знак «решётка» +

6. Хэштеговые игры

Метка, hashtag от hash – знак «решётка» +

tag – метка – ключевое слово или несколько слов сообщения, используемые в социальных сетях, облегчающие поиск новостей или сообщений по теме или содержанию, начинается со знака решётки #.
Популярные игры, когда один пользователь придумывает тему дня, задаёт метки и предлагает публиковать фото с данными метками. Чтобы посмотреть фото своих соперников по игре, участники будут кликать по хештегам.
Примеры хештегов: #нетбуллингу, #ЭкстремизмуНет, #СкажиЖизниДа, актуальный в данное время – #88002000122 (словосочетания в хештегах пишутся без пробелов).
Слайд 17

7. Социальная акция Один из видов социальной деятельности, целями которой могут

7. Социальная акция

Один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть:

привлечение внимания обучающихся к существующей социальной проблеме; изучение отношения обучающихся к определенной проблеме; распространение информации среди подростков; содействие формированию традиционных ценностей.
Слайд 18

8. Стрим Stream – поток. Это прямая трансляция, в которой человек

8. Стрим

Stream – поток. Это прямая трансляция, в которой человек делает

что-то (играет в компьютерную игру, показывает свою коллекцию, высказывает своё мнение на определённые проблемы, случаи, происшествия, высказывает критику на фильмы или музыку), при этом общается со своими зрителями в реальном времени.
Слайд 19

9. Создание групп «Подслушано» в социальной сети «Вконтакте» В подобных группах

9. Создание групп «Подслушано» в социальной сети «Вконтакте»

В подобных группах публикуются

мнения, в данном случае, детей по самым разным аспектам школьной жизни, начиная от личных взаимоотношений в школе и заканчивая обсуждением цвета стен школьной столовой.
Данные сообщества дают уникальную возможность контролировать внутреннюю жизнь учащихся, быть в курсе основных событий среди детей, понять разделение детского коллектива по группам, иерархические лестницы внутри их сообществ, отношения между классами, между отдельными категориями детей.
Аналогичным образом актуальным является создание групп взаимопомощи обучающихся, а также сообществ, выполняющих функции анонимных горячих линий.